Централизованные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 01:09, лекция

Описание

Государственный бюджет появляется одновременно с возникновением государства. Формирование бюджетного фонда связано с объективной необходимостью совместного удовлетворения общественных потребностей посредством государства. Росту общественных потребностей способствовали два обстоятельства: 1) увеличение населения; 2) расширение хозяйственных взаимоотношений между людьми, вызванное растущим общественным и международным разделением труда.

Работа состоит из  1 файл

часть 3 Централизованные финансы.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

Составление проекта бюджета - один из наиболее важных этапов бюджетного процесса: именно здесь решаются такие вопросы, как объем бюджета, налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год, основные направления использования средств и методы покрытия дефицита бюджета.

Министерство экономики  Республики Беларусь до 1 апреля года, предшествующего плановому, представляет в Министерство финансов прогноз основных параметров экономического развития Республики Беларусь на три года. Национальный банк Республики Беларусь до 1 апреля года, предшествующего плановому, представляет в Министерство финансов прогноз параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь на три года.

Составление проекта  республиканского бюджета осуществляется Правительством Республики Беларусь в соответствии с настоящим Кодексом и начинается не позднее чем за десять месяцев до начала очередного финансового года.

Методическое руководство, составление проекта республиканского бюджета, расчетных показателей по консолидированному бюджету и определение нормативов отчислений от регулирующих доходов в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска осуществляются Министерством финансов.

Доходы и  расходы бюджета планируются  и исполняются в соответствии с бюджетной классификацией. Бюджетная классификация Республики Беларусь (далее - бюджетная классификация) является систематизированной группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, основанной на их экономической характеристике и обеспечивающей республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов.

На основе согласованных  материалов Министерство финансов разрабатывает проект республиканского бюджета на очередной финансовый год, который в форме проекта закона вместе с расчетами, аналитическими и другими материалами в соответствии с законодательством вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь.

После рассмотрения и  одобрения Правительством Республики Беларусь проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год Министерство финансов сообщает:

распорядителям  бюджетных средств – суммы бюджетных средств из республиканского бюджета, учтенные в проекте закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год;

областным (Минскому городскому) исполнительным комитетам – расчетные показатели по консолидированным бюджетам областей и бюджету г. Минска и планируемые нормативы отчислений от регулирующих доходов республиканского бюджета в соответствующие бюджеты.

Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проект закона о республиканском бюджете и расчетные показатели по консолидированному бюджету Республики Беларусь на очередной финансовый год не позднее 1 сентября года, предшествующего очередному финансовому году, представляются на рассмотрение Президенту Республики Беларусь.

Порядок и сроки составления  проекта местного бюджета устанавливаются  местными исполнительными и распорядительными органами. Составление проекта местного бюджета производится местным финансовым органом (бюджетов первичного уровня – соответствующими исполнительными и распорядительными органами) на основе ожидаемого исполнения местного бюджета за текущий финансовый год.

Президент Республики Беларусь вносит проект закона о республиканском  бюджете на очередной финансовый год в Палату представителей. Проект закона на очередной финансовый год вносится в Палату представителей не позднее 1 ноября года, предшествующему очередному финансовому году.

Местные исполнительные и распорядительные органы вносят проект решения о бюджете на очередной  финансовый год на рассмотрение соответствующего местного Совета депутатов в сроки, установленные местными Советами депутатов.

Принятие закона о  республиканском бюджете на очередной  финансовый год осуществляется не позднее 1 декабря года, предшествующего очередному финансовому году.

Принятие решений местными Советами депутатов о бюджете  на очередной финансовый год осуществляется до начала планируемого финансового года.  Утверждение нижестоящих бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов. Решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год подлежат официальному опубликованию, если иное не установлено законодательными актами.

Правительство Республики Беларусь обеспечивает исполнение республиканского бюджета. Местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают исполнение соответствующих местных бюджетов.

Исполнение республиканского бюджета и местных бюджетов осуществляется на основании закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной росписью республиканского бюджета и местных бюджетов.

бюджетная роспись – распределение доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета по кварталам года в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь

Бюджетный процесс  заканчивается составлением и утверждением отчета об исполнении бюджета.

Отчет об исполнении республиканского бюджета утверждается законом РБ. Проект закона об утверждении  отчета об исполнении республиканского бюджета за предшествующий финансовый год рассматривается Парламентов РБ до рассмотрения проекта закона о бюджете РБ на очередной финансовый год. Отчет об исполнении республиканского бюджета в объеме показателей, принятых при утверждении бюджета, публикуется в печати. Отчет об исполнении местных бюджетов составляется местными финансовыми органами и предоставляется соответствующему местному исполнительному и распорядительному органу. Отчеты об исполнении местных бюджетов представляются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов в установленные ими сроки.

  1. Основные финансовые показатели, устанавливаемые Законом о бюджете

При составлении проекта  республиканского бюджета устанавливаются следующие основные показатели:

    • предельный размер дефицита республиканского бюджета, источники его финансирования или размер профицита республиканского бюджета;
    • предельный уровень дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска по отношению к их доходам;
    • доходы республиканского бюджета в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации доходов бюджета;
    • распределение доходов между республиканским бюджетом и местными бюджетами и нормативы отчислений от регулирующих доходов республиканского бюджета в нижестоящие бюджеты;
    • размеры межбюджетных трансфертов;
    • расходы республиканского бюджета в общей сумме, а также по функциональной классификации расходов бюджета;
    • доходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав республиканского бюджета, в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации доходов бюджета по каждому из фондов;
    • расходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав республиканского бюджета, в общей сумме и в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета в разрезе программ (подпрограмм);
    • распределение бюджетных назначений по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета и функциональной классификацией расходов бюджета;
    • перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета;
    • объем ассигнований на реализацию государственной инвестиционной программы;
    • размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету;
    • лимиты внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга;
    • иные показатели, установленные законодательными актами и (или) Правительством Республики Беларусь

Решением местного Совета депутатов о бюджете на очередной  финансовый год устанавливаются  и утверждаются следующие основные показатели:

    • предельный размер дефицита бюджета, источники его финансирования или размер профицита бюджета;
    • предельный уровень дефицита нижестоящего местного бюджета по отношению к его доходам;
    • доходы местного бюджета в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации доходов бюджета;
    • нормативы отчислений от регулирующих доходов в нижестоящие бюджеты;
    • размер межбюджетных трансфертов;
    • нормативы бюджетной обеспеченности;
    • расходы местного бюджета в общей сумме, а также по функциональной классификации расходов бюджета;
    • доходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав местного бюджета, в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации доходов бюджета по каждому из фондов;
    • расходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав местного бюджета, в общей сумме и в соответствии с ведомственной классификацией расходов местных бюджетов по соответствующей программе (подпрограмме) по каждому из фондов согласно акту законодательства, которым утверждена эта программа;
    • распределение бюджетных назначений по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов местных бюджетов и функциональной классификацией расходов бюджета;
    • перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств местного бюджета;
    • размер оборотной кассовой наличности по местному бюджету;
    • лимит долга органов местного управления и самоуправления;
    • иные показатели, установленные законодательством.
  1. Доходы Республиканского бюджета и местных бюджетов

Доходы  бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Доходы бюджета в  зависимости от экономического содержания подразделяются на группы. Группы доходов состоят из подгрупп, которые подразделяются на виды.

Доходы бюджетов Республики Беларусь делятся на следующие  группы:

    • налоговые доходы;
    • взносы на государственное социальное страхование;
    • неналоговые доходы;
    • безвозмездные поступления.

Налоговые доходы включают в себя:

  • республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами;
  • пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин);
  • проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом.

К неналоговым доходам относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
  • штрафы;
  • другие неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся необязательные текущие и капитальные платежи, которые включают в себя поступления от:

  • иностранных государств;
  • международных организаций;
  • другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.

Доходы республиканского бюджета и местных бюджетов формируются за счет собственных доходов, регулирующих доходов и межбюджетных трансфертов.

собственные доходы – доходы бюджета, зачисление которых полностью или частично в соответствующий бюджет предусмотрено законодательством на постоянной основе;

регулирующие доходы – доходы бюджета, ежегодно распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования.

межбюджетные  трансферты – бюджетные средства, передаваемые из одного бюджета в другой бюджет на безвозвратной и безвозмездной основе. К межбюджетным трансфертам  относятся дотация, субвенция, субсидия.

дотация – межбюджетный трансферт, предоставляемый из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету в случае, если собственных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета;

субвенция – межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов;

субсидия – бюджетный трансферт, предоставляемый организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов.

Информация о работе Централизованные финансы