Бюджетный процесс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 02:53, курсовая работа

Описание

Бюджетный процесс – регламентирующий законодательством порядок
составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета соответствующего уровня.
Бюджетный процесс - совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой.

Содержание

. Бюджетный процесс в Российской Федерации: понятие, участники бюджетного процесса………………………………………………………..3
2. Планирование основных параметров федерального бюджета на 2012-2014 гг…………………………………………………………………........11
3. Порядок исполнения федерального бюджета…………………………..20
Список использованной литературы…………………………………….30

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)


5

 

 

Содержание

1. Бюджетный процесс в Российской Федерации: понятие, участники бюджетного процесса………………………………………………………..3

2.   Планирование основных параметров федерального бюджета на 2012-2014 гг…………………………………………………………………........11

      3. Порядок исполнения федерального бюджета…………………………..20

   Список использованной литературы…………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, сущность, стадии и участники бюджетного процесса

Бюджетный процесс – регламентирующий законодательством порядок

составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета соответствующего уровня.[1] 

     Бюджетный процесс  - совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой.

         Под бюджетным процессом понимается регламентированная и регулируемая процессуальными нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и всех участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов внебюджетных фондов, их утверждению, исполнению, а также по утверждению отчетов об их исполнении. [2]

         Правовую основу бюджетного процесса в РФ составляют положения Конституции, Бюджетного кодекса РФ и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления. В основу указанных правовых норм, на которых и базируется бюджетный процесс, положены ключевые принципы бюджетной системы РФ, в частности такие, как ежегодность бюджета и конкретность бюджетных показателей.

          Задачами бюджетного процесса являются:

1)     максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к развитому рыночному хозяйству;

2)     определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;

3)     установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;

4)     согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;

5)     сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

6)     осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;

7)     повышение роли перспективного бюджетного планирования;

8)     усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;

9)     автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники.[3]

          Бюджетный процесс осуществляется органами, наделенными в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, то есть правами и обязанностями участников бюджетного процесса. В систему органов обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий.

        Участниками бюджетного процесса являются:

1)     Президент РФ;

 

2)     органы законодательной (представительной) власти;

3)     органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

4)     органы денежно-кредитного регулирования ( Центральный банк РФ);

5)     финансовые и налоговые органы;

6)     органы государственного и муниципального финансового контроля;

7)     государственные внебюджетные фонды;

8)     главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств;

9)     получатели бюджетных средств – бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

10) другие органы, на которые законодательством РФ  и ее субъектов возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.[4]  

Президент РФ  определяет основы бюджетной политики и общее руководство.

          Органы законодательной (представительной) власти рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексов РФ, иными правовыми актами бюджетного законодательства РФ, ее субъектов, актами органов местного самоуправления.

       Органы исполнительной власти  составляют проект бюджета; вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа; исполняют бюджет, для чего осуществляют сбор  доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета; представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов.

         Главным органом денежно-кредитного регулирования является Центральный банк РФ, который совместно с Правительством РФ разрабатывают и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики. Кроме того, Центральный банк обслуживает счета бюджетов и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

         Органы государственного и муниципального финансового контроля осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизу  проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, ее субъектов, актов органов местного самоуправления.

            Главным распорядителем бюджетных средств  федерального бюджета является  орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств федерального бюджета.

         В свою очередь, распорядителем бюджетных средств является орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

         Главный распорядитель  и распорядитель бюджетных средств как органы исполнительной власти отвечают за:

1)     целевое использование выделенных в их распоряжение бюджетных средств;

2)     достоверность и своевременное представление установленной отчетности и другой информации, связанной с исполнением бюджета;

3)     своевременное составление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств;

4)     своевременное представление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств в орган, исполняющий бюджет;

5)     утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

6)     соответствие бюджетной росписи показателям, утвержденным законом (решением) о бюджете;

7)     эффективное использование бюджетных средств;

8)     соответствие иным требованиям законодательства РФ.

        Получатели бюджетных средств – это бюджетные учреждения или иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

          Получатели бюджетных средств имеют право на:

1)     своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации;

2)     своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;

3)     компенсацию в размере недофинансирования.

          В то же время получатели бюджетных средств обязаны:

1)     своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

2)     эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их       целевым назначением;

3)     своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;

4)     своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

5)     своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

         И наконец, участниками бюджетного процесса, осуществляющими отдельные операции со средствами бюджета, выступают кредитные организации, которые могут привлекаться для осуществления расчетных операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе.

        Стадии бюджетного процесса представляют собой урегулированную нормами бюджетного права, встроенную в определенной логической последовательности, взаимосвязанную и взаимоувязанную систему составляющих указанный процесс элементов, каждый из которых, являясь подсистемой более низкого порядка, представлен в виде определенной последовательности совокупности действий участников бюджетного процесса.

        Бюджетный процесс состоит из четырех стадий:

1)     составление проекта бюджета;

2)     рассмотрение и утверждение бюджетов;

3)     исполнение бюджетов;

4)     контроль за исполнением и отчет об исполнении бюджета.

         Первая стадия — составление проекта бюджета. Ему предшествует разработка планов и прогнозов развития территории и целевых программ РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

        Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ,  финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

         Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

        Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета. В определенные сроки составляются прогнозы социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ, рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета.

         Завершается данная стадия тем, что Правительство РФ рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, предоставленные Министерством финансов РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу.

         Вторая стадия – рассмотрение и утверждение бюджета. Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год.

         После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Государственной думой он должен направляться в Совет Федерации Федерального собрания РФ, комитеты Государственной думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

       Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Информация о работе Бюджетный процесс в РФ