Роль Счетной палаты РФ в бюджетном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:20, реферат

Описание

В случаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой и коммерческой деятельности, наносящих государству ущерб и требующих в связи с этим пресечения, Счетная палата имеет право давать администрации проверяемой организации обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

Работа состоит из  1 файл

Глава 3 Роль Счетной палаты.docx

— 28.09 Кб (Скачать документ)

 

Глава 3. Роль Счетной  палаты РФ в бюджетном процессе.

§ 3.1. Область действия контрольных  полномочий Счетной палаты Российской Федерации.

Контрольные полномочия Счетной  палаты распространяются:

- на все государственные  органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации,

- на федеральные внебюджетные  фонды,

- на органы местного  самоуправления,

- на предприятия, организации,  банки, страховые компании и  другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные  объединения вне зависимости  от видов и форм собственности  (если они получают, перечисляют,  используют средства из федерального  бюджета или используют федеральную  собственность либо управляют  ею, а также имеют предоставленные  федеральным законодательством  или федеральными органами государственной  власти налоговые, таможенные  и иные льготы и преимущества);

- на деятельность общественных  объединений, негосударственных  фондов и иных негосударственных  некоммерческих организаций контрольные  полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

Счетная палата вправе проводить  комплексные ревизии и тематические проверки. При проведении таких проверок должностные лица Счетной палаты не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, а так же предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов. О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу.

По результатам проведенных  проверок Счетная палата направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба, привлечению к ответственности виновных должностных лиц.

В случаях выявления нарушений  в хозяйственной, финансовой и коммерческой деятельности, наносящих государству  ущерб и требующих в связи  с этим пресечения, Счетная палата имеет право давать администрации  проверяемой организации обязательные для исполнения предписания. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетная палата вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по банковским счетам проверяемых организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

 

§ 3.2. Приоритетные направления  Счетной палаты РФ.

В соответствии с целями и задачами развития государства, отраженными  в послании президента РФ Федеральному Собранию, Счетная палата относит к важнейшим направлениям своей работы содействие реализации Национального плана противодействия коррупции. Высший орган финансового контроля принимает активное участие в выявлении и пресечении коррупционных преступлений в бюджетной сфере, использовании федеральной собственности, а также проводит систематическую внутреннюю работу по профилактике и недопущению коррупционных проявлений.

К важнейшим направлениям работы высшего органа финансового  контроля относится также:

- аудит расходования средств  на подготовку и проведение XXII Олимпийских и XI Паралимпийских Зимних игр в 2014 г в Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казань, форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 г во Владивостоке;

- контроль эффективности  использования средств федерального  бюджета, направленных на модернизацию экономики;

- контрольная деятельность, направленная на борьбу с коррупцией  и рейдерством;

- контроль эффективности  расходования средств федерального  бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны и безопасности государства, и т.д.

Аудит эффективности позволяет  жестко держать под контролем  соответствие реальных результатов их деятельности заявленным социально значимым целям.

Одновременно аудит эффективности  позволяет настроить весь управленческий аппарат на более внимательное отношение  к конкретным запросам граждан, повысить социальную результативность работы органов  исполнительной власти.

В приоритетные направления  деятельности Счетной палаты Российской Федерации на 2011-2013 годы включен специальный раздел «Основные направления контроля реализации стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, определенных программными документами органов государственной власти Российской Федерации».

Он включает два подраздела:

Первый подраздел - «Контроль  реализации общегосударственных программных  документов, утвержденных высшими органами государственной власти Российской Федерации».

И во втором подразделе «Контроль  исполнения отраслевых документов стратегического и концептуального характера» предусматривается систематизированный комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, сгруппированных по пяти основным блокам:

1. Новое качество жизни;

2. Инновационное развитие  и модернизация экономики;

3. Обеспечение национальной  безопасности;

4. Сбалансированное региональное  развитие;

5. Эффективное государство.

 

§ 3.3. Роль Счетной платы  РФ в бюджетном процессе.

Закон направил деятельность Счетной палаты на реализацию права  государства законными путями обеспечивать свои финансовые интересы и финансовые интересы граждан России, на приумножение и эффективное использование  государственных финансовых средств, средств федеральных внебюджетных фондов, имущества находящегося в федеральной собственности, закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями. В целях повышения результативности деятельности Счетной палаты Счетной палатой подписаны соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с рядом правоохранительных органов и другими органами государственной власти.

В целях повышения эффективности  государственного финансового контроля и координации деятельности контрольно-счетных органов в декабре 2000 года была создана Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации. Ассоциация призвана содействовать разработке и внедрению унифицированной системы контроля за формированием и исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, оказывать контрольно-счетным органам информационную, методическую и правовую помощь. В настоящее время в Ассоциацию входят Счетная палата Российской Федерации, 81 контрольно-счетный орган субъектов Российской Федерации и Союз муниципальных контрольно-счетных органов. Во всех федеральных округах открыты и работают отделения Ассоциации.

Большое значение придается  работе в рамках соглашений о взаимодействии между Счетной палатой и полномочными представителями Президента Российской Федерации и соглашений о сотрудничестве между Счетной палатой и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.

Президиум и отделения  Ассоциации проводят конференции, семинары и «круглые столы», на которых обсуждаются  актуальные проблемы совершенствования  государственного финансового контроля, изучают и распространяют передовой опыт, при содействии Экспертно-консультативного совета при Председателе Счетной палаты совместно с Издательским домом «Финансовый контроль» издают научно-методические и информационные материалы, на базе ведущих экономических и финансовых ВУЗов страны организуют повышение квалификации руководителей и сотрудников контрольно-счетных органов. Ассоциация проводит ежегодный конкурс на звание «Лучший финансовый контролер России».

В Ассоциации принят Этический  кодекс сотрудников контрольно-счетных  органов Российской Федерации.

В целях координации работы членов Ассоциации контрольно-счетных  органов Российской Федерации в  сфере научного и методического  обеспечения контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической и иных видов их деятельности, а также  обобщения и распространения передового опыта работы контрольно-счетных органов Российской Федерации 26 февраля 2003 года образован Научно-методический совет Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации.

В целях повышения эффективности  деятельности Счетной палаты, самой  Счетной палатой был подготовлен  ряд законодательных инициатив, направленных на развитие и совершенствование  правовой основы государственного финансового  контроля и усиление роли самой Счетной  палаты.

За время, прошедшее после  формирования Счетной палаты, в законодательство Российской Федерации не вносилось  существенных изменений и дополнений, направленных на совершенствование государственного финансового контроля и, в том числе, направленных на совершенствование деятельности Счетной палаты. При этом имеющаяся практика осуществления государственного финансового контроля и накопленный Счетной палатой опыт организации и осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, использованием и управлением федеральной собственностью, позволяют сделать вывод о насущной необходимости внесения таких изменений и дополнений.

 

Заключение.

ФЗ «О счетной палате Российской Федерации» закрепляет статус Счетной  палаты как постоянно действующего органа государственного финансового  контроля, образуемого Федеральным Собранием РФ и подотчетного ему.

Счетная палата РФ обладает потенциалом, необходимым для безусловной  реализации задач и функций, определенных Конституцией РФ, законодательными актами РФ, посланиями президента РФ.

Счетная палата стала органом, способным представить Президенту РФ, Государственной думе, Совету Федерации независимую информацию о формировании и исполнении федерального бюджета, состоянии бюджетной системы РФ, законности и эффективности деятельности органов исполнительной власти по управлению и распоряжению государственным финансами и имуществом, причинах и последствиях выявленных нарушений в ходе использования бюджетных средств, возможностях их устранения.

Счетная палата РФ вошла  в число важнейших государственных  органов страны, активно влияющих на повышение качества и культуры управления государственными финансами.

Деятельность Счетной  палаты РФ сконцентрирована на оздоровлении банковского сектора и поддержке  отдельных секторов экономики, реализации приоритетных национальных проектов, реформирования пенсионного обеспечения граждан, комплексного анализа межбюджетных отношений, формирование потенциала развития и повышения международного авторитета РФ.

Исходя из изученного материала  видно, что роль Счетной палаты РФ в бюджетном процессе РФ вытекает из основных задач, возлагаемых на Счетную  палату РФ, и заключается в контроле за эффективностью и рациональным расходом государственных средств и использовании федеральной собственности в краткосрочном и долгосрочном периодах.

 

Литература.

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской  Федерации // Российская газета. №  237(853). 25.12.1993г.

2.Федеральный Закон от 11 января 1995 г. №4-ФЗ «О счетной  палате Российской Федерации»,

3. Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ.

4. Федерльный Закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке РФ (Банке России)»

5. Соглашение о порядке  взаимодействия между Счетной  палатой РФ и Министерством РФ по налогам и сборам. Письмо МНС РФ от 12 июля 2001 г. N ВГ-6-06/538. – СПС Гарант. 2005. № 12.

6. Постановление Совета  Федерации Федерального Собрания  РФ от 11 марта 2005 г. N 67-СФ "О докладе  Совета Федерации Федерального  Собрания Российской Федерации  2004 года "О состоянии законодательства  в Российской Федерацию. СПС  Гарант. 2006. № 4.

7. Указ Президента Российской  Федерации от16.03.1996 № 383 (ред. От 27.06.2000) «О Главном Контрольном  Управлении Президента Российской  Федерации;

8. Указ Президента Российской  Федерации от 29.04.1996г. № 608 «О  государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения).

9. Постановление Правительства  Российской Федерации от 06.03.1998 (ред.  От 18.06.1999) «Об Утверждении Положения  о Министерстве Финансов Российской  Федерации»;

10. Соглашение о порядке  взаимодействия между Счетной  палатой РФ и Министерством РФ по налогам и сборам. Письмо МНС РФ от 12 июля 2001 г. N ВГ-6-06/538. – СПС Гарант. 2005. № 12.

11. Сборник постановлений  арбитражный судов.- М- БЕК. 2006.

12. Указ Президента РФ  от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе  и структуре федеральных органов исполнительной власти" ПСП Гарант. 2006. № 1.

13. Указ Президента РФ  от 8 июня 2004 г. N 729 "Об утверждении  Положения о Контрольном управлении  Президента Российской Федерации". ПСП Гарант,2006. № 1

14. Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

15. Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ.

Литература

1. Белолипецкий В.Г. О совершенствовании государственного финансового контроля в России //Финансы, 2008.

2. Волеводз А.Г., Горелик В.Я. О совершенствовании законодательства о Счетной палате как органе, осуществляющем высший финансовый контроль в Российской Федерации // Юрист. 2005. N 7.

4. Вострикова Л.Г. Финансовое  право: Учебник для вузов. - ЗАО  Юстицинформ, 2007 г.

5. Петрова Г.В., Финансовое  право, учебник, Велби, М, 2008.

6. Погосян Н.Д. Правовой  статус Счетной палаты Российской  Федерации // Юрист. 2005. N 10.

7. Романовский М.В., Врублевская  О.В., Бюджетная система Российской  Федерации: Учебник, 2007.

 

Рис.1

 

 

[1] Федеральный Закон от 11 января 1995 г. №4-ФЗ «О счетной  палате Российской Федерации».

Информация о работе Роль Счетной палаты РФ в бюджетном процессе