Бюджетный процесс в РФ.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 14:08, курсовая работа

Описание

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Объектом данной курсовой работы является – бюджетный процесс в РФ. Целью является анализ бюджетной системы и бюджетного процесса в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. .……3
Общие положения организации бюджетного процесса ……….…….…..4
Принципы бюджетного процесса …………………….…………….…5
Участники бюджетного процесса………………………………….… 6
Полномочия участников бюджетного процесса………………… ….. 7
2. Стадии бюджетного процесса………………………………………...… ...9
2.1 Составление бюджета………………………………………………… 9
2.2 Рассмотрение и утверждение бюджета…………………………….. 11
2.3 Исполнение бюджета…………………………………………………12
2.4 Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение…………………………………………………………….….…….14
Заключение…………………………………………………..……….……….15
Список используемой литературы………………………………..…………16

Работа состоит из  1 файл

бюджетный процесс чистовик.docx

— 32.06 Кб (Скачать документ)

Российский Государственный Торгово  – Экономический Университет

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по  дисциплине: Финансы.

на тему: Бюджетный процесс в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Студента: Лепиховой И.В.

 Преподаватель:  Лупей Н.А. 

 

 

 

 

 

Москва, 2010

 

Оглавление.

Введение…………………………………………………………………. .……3

  1. Общие положения организации бюджетного процесса ……….…….…..4
    1. Принципы бюджетного процесса …………………….…………….…5
    2. Участники бюджетного процесса………………………………….… 6
    3. Полномочия участников бюджетного процесса………………… ….. 7

2.  Стадии  бюджетного процесса………………………………………...… ...9

2.1 Составление бюджета………………………………………………… 9

2.2 Рассмотрение  и утверждение бюджета…………………………….. 11

2.3 Исполнение бюджета…………………………………………………12

2.4 Составление отчетов об исполнении бюджетов и их       утверждение…………………………………………………………….….…….14

Заключение…………………………………………………..……….……….15

Список  используемой литературы………………………………..…………16

 

 

 

 

Введение.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть  сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики.

Очевидно, что успех  экономического реформирования в нашей  стране в большой степени зависит  от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Объектом данной курсовой работы является – бюджетный процесс  в РФ. Целью является анализ бюджетной  системы и бюджетного процесса в  РФ.

 

 

  1. Общие положения организации бюджетного процесса.

 

В БК РФ дано следующее определение  бюджетного процесса: это «регламентируемая  нормами права деятельность органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению  и рассмотрению проектов бюджетов, государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также контролю за их исполнением».

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:

    • составление проектов бюджетов;
    • рассмотрение и утверждение бюджетов;
    • исполнение бюджетов;
    • составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

 

 

 

1.1 принципы бюджетного процесса.

 

В основе организации бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность  правильно и в сроки, установленные  законодательством, составить, утвердить  и исполнить бюджет.

Основными принципами организации  бюджетного процесса являются:

  • единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета;
  • реальность планируемых бюджетных доходов;
  • гласность и публичность разработки проектов и утверждения бюджетов;
  • соблюдение бюджетной классификации (при организации бюджетного процесса следует руководствоваться единой бюджетной классификацией на всех уровнях бюджетной системы);
  • периодичность бюджетов;
  • отражение в бюджете на очередной финансовый год социально-экономической политики, изложенной в Бюджетном послании Президента РФ.

Бюджетный процесс в  Российской Федерации строится в  соответствии с законодательством  Российской Федерации — БК РФ, а  также законами республик в составе  России.

 

 

1.2. Участники бюджетного процесса.

 

Участниками бюджетного процесса являются (БК РФ, ст.152):

  • Президент Российской Федерации;
  • высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
  • законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
  • исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
  • ЦБ РФ;
  • органы государственного (муниципального) финансового контроля;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
  • главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
  • главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
  • получатели бюджетных средств.

 

 

    1. полномочия участников бюджетного процесса.

 

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муниципального финансового контроля.

Бюджетные полномочия – права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в отношении принятия правовых актов в области бюджетных отношений, а также осуществления бюджетного процесса на всех его стадиях.

Органы законодательной  власти рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с БК и иными правовыми актами бюджетного законодательства РФ (ст.153, БК РФ).

Органы исполнительной власти обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности (ст.154, БК РФ).

ЦБ РФ разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам (ст.155, БК РФ).

Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с БК РФ (ст.154 п.3, БК РФ).

Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе проводить проверки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (ст.157,п.2.1, БК РФ).

Органы государственного контроля контролируют исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ.

Главный распорядитель  бюджетных средств распределяет бюджетные средства по получателям и распорядителям; утверждает сметы доходов и расходов; составляет; контролирует целевое использование бюджетных средств, их возврат; представляет сводный отчет об исполнении бюджета;

Распорядитель бюджетных средств распределяет средства по подведомственным получателям, составляет бюджетную роспись, утверждает сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, контролирует использование бюджетных средств.

Главный администратор  доходов бюджета представляет сведения, необходимые для: 1)составления проекта бюджета; 2) составления и ведения кассового плана, а также формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета.

Администратор доходов  бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскание задолженности по этим платежам;

 

2. Стадии бюджетного процесса.

2.1. Составление проектов бюджетов.

 

Составление проектов бюджетов —  обязанность Правительства РФ, соответствующих  органов исполнительной власти субъектов  Федерации и органов местного самоуправления. Непосредственное составление  проектов бюджетов осуществляют Минфин России, финансовые органы субъектов  Федерации и муниципальных образований.

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем  за 10 месяцев до начала очередного финансового  года.

Исходной базой  для проектирования федерального бюджета  являются:

  • Бюджетное послание Президента России;
  • перспективный финансовый план;
  • прогноз социально-экономического развития России на очередной год;
  • отчет об исполнении федерального бюджета и прогнозы исполнения бюджета и др.;

Проект федерального бюджета должен определять:

  • общий объем расходов и доходов бюджета, объем дефицита или профицита бюджета;
  • направления и объемы использования средств Стабилизационного фонда;
  • закрепление источников доходов бюджета за администраторами доходов;
  • нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в бюджеты различных уровней; нормативы отчислений неналоговых доходов в федеральный бюджет и др.;

Этапы разработки проекта  федерального бюджета.

1й этап. Определяются основные характеристики бюджета в составе показателей перспективного финансового плана на очередной год, а также основные параметры прогноза социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу.

2й этап. Субъекты бюджетного планирования в соответствии с методическими указаниями Министерства финансов РФ распределяют максимальные объемы своих бюджетов на очередной год по главным распорядителям средств, статьям функциональной и экономической классификаций расходов, бюджетным целевым программам и представляют указанное распределение в Минфин России.

3й этап. Минфин России на основе представленных субъектами бюджетного планирования расчетов, документов и материалов формирует проект бюджета и, после одобрения Бюджетной комиссией, вносит их на рассмотрение в Правительство РФ.

Правительство РФ не позднее 20 августа одобряет проект федерального бюджета для внесения в Государственную  Думу.

проект Федерального закона о бюджете Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы не позднее 26 августа текущего года одновременно со следующими документами и материалами:

  • итогами социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего года;
  • прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год;
  • основными направлениями бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;
  • планом развития государственного и муниципального секторов экономики и др.;

 

2.2 Рассмотрение и утверждение бюджета.

 

Государственная Дума рассматривает  проект федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.

Первые 15 дней Комитеты Госдумы готовят  и направляют в комитет по бюджету  заключения о принятии или отклонении законопроекта, а также предложения  по предмету первого чтения. На их основании  комитет по бюджету готовит свое заключение и проект постановления  Госдумы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном  бюджете и представляет их на рассмотрение в Госдуму.

Во втором чтении, занимающем 15 дней, утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов РФ и размер Федерального фонда финансовой поддержки  субъектов РФ.

Госдума рассматривает проект закона о бюджете в 3-м чтении в течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во 2-м чтении:

  • подразделы расходов федерального бюджета;
  • распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ и т.д. на очередной год;
  • программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов и др.;

В четвертом чтении Госдума рассматривает проект о федеральном бюджете в течении 15 дней и принимает его в целом. Принятый Госдумой законопроект о федеральном бюджете в течении 5 дней передается Совету Федерации, который рассматривает его 14 дней. После одобрения Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете в течении 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования . 
2.3 Исполнение бюджета.

Информация о работе Бюджетный процесс в РФ.