Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Данная система состоит из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
Глава 1. БЮДЖЕТ РОССИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ………………………………………………………………………………7
Сущность и экономическое значение государственного бюджета……7
1.2. Исторические аспекты формирования бюджетной системы России…11
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………22
2.1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы. Структура бюджетной системы Российской Федерации……………………………………….22
2.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации……………...26
2.3. Правовые основы функционирования бюджетной системы…………. 32
Глава 3. РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………35

3.1. Бюджетный федерализм и проблемы его функционирования………...35
3.2. Проблемы бюджетного выравнивания и пути их решения……………39
3.2. Проблемы реформирования бюджетной системы РФ..………………. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..59

Работа состоит из  1 файл

Финансы курсовая.docx

— 576.78 Кб (Скачать документ)

 

Как видно из табл. 1., динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов характеризуется некоторой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 35,0-32,8%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,7% до 35,2% к ВВП и дефицита с 3,7% до 2,4% к ВВП.

Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  в общем объеме доходов бюджетной  системы Российской Федерации с 16,1% в 2010 году до 20,3% в 2013 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем  объеме расходов бюджетной системы  возрастет с 28,5 % в 2010 году до 30,6% в 2013 году.

Основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и  на плановый период 2012 и 2013 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011-2013 годы и соответствуют основным положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах, в том числе о  необходимости последовательного  сокращения размера дефицита федерального бюджета16.

Таким образом, процесс реформирования бюджетной системы позволит осуществить переход от управления бюджетными ресурсами к управлению бюджетными результатами. Это значит, что бюджетные ассигнования будут четко привязаны к функциям государства, а бюджетное финансирование будет в большей мере ориентировано на поставленные задачи по экономическому развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть  сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь  главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать  ее структурную перестройку, стимулировать  развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку  наименее защищенным слоям населения.

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором  оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса  явилось принятие 17 июля 1998 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы  и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной  системы, межбюджетных отношений, бюджетного процесса, финансового контроля, теоретических  и законодательных основ и  реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее  время особую актуальность.

Итак, бюджет Российской Федерации  является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения  общественного продукта и национального  дохода, бюджет представляет собой  экономическую форму образования  и использования основного централизованного  фонда денежных средств государства.

Бюджет является формой образования  и расходования денежных средств  для обеспечения функций органов  государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

 

Совокупность всех видов  бюджетов образует бюджетную систему  государства. Взаимосвязь между  ее отдельными звеньями, организацию  и принципы построения бюджетной  системы принято называть бюджетным  устройством. Бюджетная система  призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его  экономической политикой.

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства  на федеральном, региональном и местном  уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного  фонда денежных ресурсов. При этом важной проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации является пересмотр сложившихся отношений  между бюджетами различных уровней. Будучи федеральным государством с  трехуровневой бюджетной системой, для России чрезвычайно актуальна  проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений  органов власти и управления различных  уровней на всех стадиях бюджетного процесса

Необходимость реформирования бюджетной системы в современных  условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в  условиях жесткой централизации, еще  довольно длительное время будет  определяться развитием бюджетных  отношений. Но и при рыночной системе  роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться  в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над  теми процессами, в которых рынок  оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого  финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

 

Таким образом, совершенствование  бюджетного устройства способно оказать  значительное положительное воздействие  на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует  осуществлять как по отношению к  внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах  бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и  качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения  способны превратить государственный  бюджет из средства дестабилизации экономики  в мощный стимул экономического роста.

Процесс преобразования бюджетной  системы - сложный, длительный, порой  весьма болезненный. Тем не менее, начало ему уже положено. И от успешного  его завершения зависит ни много, ни мало - будущее всей российской экономики.

Для бюджетного процесса федеративных государств характерно единство бюджетного процесса и его децентрализация («горизонтальная» и «вертикальная»). Для устранения «горизонтальных» и «вертикальных» диспропорций бюджетного федерализма необходима система межбюджетного выравнивания.   Бюджетный федерализм определяет взаимоотношения между бюджетами различных уровней в рамках единого государства. Построение подлинного бюджетного федерализма немыслимо при нерешенности основных проблем федерализма в государстве.

В настоящее время процесс  создания бюджетного федерализма в  России еще продолжается. Предстоит  решение ряда проблем:

1) полномочия всех уровней  власти по расходам должны  полностью соответствовать имеющимся  у них полномочиям по доходам; 

2) передача расходов с  бюджетов верхнего уровня на  бюджеты нижнего уровня должна  быть полностью компенсирована  одновременно передаваемыми доходами;

3) должны быть устранены  встречные финансовые потоки, когда  доходы, создаваемые на территории, изымаются в бюджет вышестоящего  уровня, а затем в виде финансовой  помощи, дотаций и субвенций передаются  вниз;

4) следует максимально  сократить использование такой  формы межбюджетных отношений,  как средства, передаваемые по  взаимным расчетам.

С этой целью следует:

  • более четко разграничить бюджетные полномочия между различными уровнями власти;
  • фиксировать в федеральных и региональных законодательных актах согласованные пропорции в совместных налогах;
  • создать более эффективный механизм корректировки диспропорций в формировании территориальных бюджетов;
  • создать механизм межбюджетных отношений, основанный на принципах прозрачности, гласности, равенстве возможностей получения помощи и льгот для всех территорий;
  • внедрить в практику формирования территориальных бюджетов нормативно-расчетные методы, основанные на разработке исполнительными органами власти и утверждении представительными органами власти минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм.

Наиболее значимыми проблемами бюджетной системы РФ являются: проблема несоответствия доходов региональных и местных бюджетов расходным  обязательствам региональных и местных  органов власти; проблема рентных  отношений – проблема государственной  поддержки регионов, богатых природными ресурсами, а также проблема исключения регионов и их населения из участия  в процессе совместного владения государственным фондом недр; проблема укрупнения регионов, решение которой может сгладить чрезмерную межрегиональную дифференциацию. Для решения проблем бюджетного федерализма и региональных проблем бюджетной системы РФ необходимо: более четко установить круг расходов, финансируемых из федерального, республиканских и региональных, а также муниципальных бюджетов; отладить строгую и объективную систему рассмотрения заявок регионов на получение средств; обеспечивать определенные финансовые преимущества для регионов-доноров; осуществить предложенные программы по переселению населения и укрупнению регионов.

В целом, результаты проведенного автором работы исследования подтверждают правильность направления бюджетной  политики в сфере межбюджетных отношений в 2011-2013 годах, которая предусматривает решение следующих задач:

- корректировка механизмов оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации в целях повышения ее эффективности;

- формирование устойчивой  собственной доходной базы региональных  и местных бюджетов, создание  стимулов по ее наращиванию;

- совершенствование системы  разграничения расходных обязательств  между органами государственной  власти и органами местного  самоуправления.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

 

  1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием                                  12 декабря 1993 г. // Российская Газета. – № 237. – 25 дек. 
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) Федеральный закон от 16 июля 1998 г. // Собр. законодательства Российской Федерации –1998. – № 31. – Ст. 3824.
  3. Налоговый кодекс российской федерации (часть вторая) Федеральный закон от 05 августа 2000 // Собр. законодательства Российской Федерации 2000.           – № 32. – Ст. 3340.
  4. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 №145-ФЗ // Собр. законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.
  5. Федеральный закон РФ от 13.12.2010 №357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»
  6. Закон РСФСР от 10.10.1991 № 1734-1 (ред. от 31.07.1995, с изм.                     от 10.07.1996) «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».
  7. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов: постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249.
  8. Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов /http://www1.minfin.ru/ru/reforms/budget/results/.
  9. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах / http://www.rg.ru.
  10. Бабич А.М., Павлова Л.П. Государственные и муниципальные финансы. — М.: ЮНИТИ, 2001.
  11. Бюджетная система Российской Федерации: учебник                                         / М.В. Романовский и др.; под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 1999.
  12. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 2000. С. 134 – 137.
  13. Основы теории финансов / под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и Биржи; ЮНИТИ, 1995.
  14. Якобсон Л.И. Бюджетная реформа: федерализм или управление по результатам? М: ГУВШЭ, 2006 г. – 20с.
  15. www.minfin.ru Министерство финансов РФ.    
  16. www.rosfinnadzor.ru Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. 
  17. www.consultant.ru Система Консультант Плюс.    

 

 

 

 

 

1  Бюджетная система Российской Федерации: учебник / М.В. Романовский и др.; под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 1999.

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999. – 224 с.

3 Закон РСФСР от 10.10.1991 № 1734-1 (ред. от 31.07.1995, с изм. от 10.07.1996) «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».

4 Основы теории финансов / под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и Биржи; ЮНИТИ, 1995.

5  Финансы и кредит / под ред. А.Ю. Казака. – Екатеринбург, 1994.

6 Романовский, М.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / М.В. Романовский и др.; под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 1999. – 621 с.

7 Романовский, М.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / М.В. Романовский и др.; под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 1999. – 621 с.

8 Романовский, М.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / М.В. Романовский и др.; под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 1999. – 621 с.

9 Там же.

10 Закон РСФСР от 10.10.1991 №1734-1 (ред. от 31.07.1995, с изм. от 10.07.1996) «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».

11 Ст.6 БК РФ. Официальный текст. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999. – 224 с.

12  Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 2000. С. 134 – 137.

13 Бабич А.М., Павлова Л.П. Государственные и муниципальные финансы.                       — М.: ЮНИТИ, 2001.

14 Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов /http://www1.minfin.ru/ru/reforms/budget/results/

15 О мерах по повышению результативности бюджетных расходов: постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249.

16 Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах / http://www.rg.ru.

 


Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации