Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Данная система состоит из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
Глава 1. БЮДЖЕТ РОССИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ………………………………………………………………………………7
Сущность и экономическое значение государственного бюджета……7
1.2. Исторические аспекты формирования бюджетной системы России…11
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………22
2.1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы. Структура бюджетной системы Российской Федерации……………………………………….22
2.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации……………...26
2.3. Правовые основы функционирования бюджетной системы…………. 32
Глава 3. РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………35

3.1. Бюджетный федерализм и проблемы его функционирования………...35
3.2. Проблемы бюджетного выравнивания и пути их решения……………39
3.2. Проблемы реформирования бюджетной системы РФ..………………. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..59

Работа состоит из  1 файл

Финансы курсовая.docx

— 576.78 Кб (Скачать документ)

РЕФЕРАТ

 

 

 

Осипова О.А.. Характеристика бюджетного устройства и бюджетной системы  РФ. – Миасс: ЮУрГУ, ФСМ-144, 60 с., 4 ил., 1 табл., библиогр. список – 17 наим.

 

Цель курсовой работы – изучение и анализ бюджетного устройства и бюджетной системы РФ, а также выявление наиболее значимых проблем ее реформирования.

Задачи курсовой работы – выделить социально-экономическую сущность бюджета; исследовать и разграничить понятия «бюджетное устройство» и «бюджетная система» посредством определения и уточнения этих финансово-правовых категорий; охарактеризовать современную бюджетную систему РФ, оценить ее состояние с учетом проведенных реформ; дать определение понятию «бюджетный федерализм», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание; рассмотреть недостатки и преимущества межбюджетного выравнивания; выявить проблемы устройства бюджетной системы РФ, внести предложения по поводу их решения.

Раскрыты теоретически и  исторические аспекты бюджета, охарактеризована современная бюджетная система  РФ,  исследованы основные параметры  бюджетной системы Российской Федерации  на 2011 год, проанализированы проблемы реформирования бюджетной системы. Сделаны заключительные выводы по проблемам функционирования бюджетного федерализма и бюджетной системы в целом, предложены пути их решения.

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

Глава 1.  БЮДЖЕТ РОССИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ………………………………………………………………………………7

    1. Сущность и экономическое значение государственного бюджета……7

1.2. Исторические аспекты  формирования бюджетной системы  России…11

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОЙ  СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………22

2.1. Понятие бюджетного  устройства и бюджетной системы.  Структура бюджетной системы  Российской Федерации……………………………………….22

2.2. Принципы бюджетной  системы Российской Федерации……………...26

2.3. Правовые основы функционирования  бюджетной системы…………. 32

Глава 3. РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ  СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………35


3.1. Бюджетный федерализм  и проблемы его функционирования………...35

3.2. Проблемы бюджетного  выравнивания и пути их решения……………39

3.2. Проблемы реформирования  бюджетной системы РФ..………………. 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….54

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..59

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Финансовая система –  это совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Данная система состоит из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов.

Основу финансовой деятельности государства составляет бюджет, состояние  которого может отражать как успехи, так и провалы государственной политики. Переход к рыночным методам управления экономикой обусловил коренное реформирование финансовой системы, в том числе бюджетной системы России.

Бюджетная система – это  основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны совокупность бюджетов всех ее государственных и административно-территориальных образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между собой установленные законом взаимоотношения. Различия в государственном устройстве стран, в бюджетных правах разных уровней власти обуславливают наличие разных видов бюджетных систем. Бюджетная система России является трехуровневой и включает: на первом уровне – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; на втором уровне – бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных внебюджетных фондов; на третьем уровне – местные бюджеты.

В демократических государствах, характеризующихся рыночными методами хозяйствования, бюджетные системы могут различаться степенью самостоятельности каждого бюджета, входящего в бюджетную систему страны. В зависимости от этого различают бюджетные системы американского и западно-европейского типа. В бюджетной системе американского типа самостоятельность каждого бюджета доведена до логического завершения, так как бюджеты внутри этой системы являются не только самостоятельными, но и автономными. В бюджетных системах западно-европейского типа самостоятельность каждого бюджета органично сочетается с возможностью получения органами власти 2-го и 3-го уровней стабильной финансовой помощи из других бюджетов при наличии резких колебаний в социальной обеспеченности граждан на территории страны. В таких бюджетных системах используют методы бюджетного выравнивания социальной обеспеченности граждан разных территорий, что обусловлено социально-ориентированной моделью экономики.

Современная бюджетная система  России относится к западно-европейскому типу и находится в стадии совершенствования, при реализации которой отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенций между федеральным и территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления. В связи с этим в данной работе уделено значительное внимание проводимой бюджетной реформе, суть которой заключается в переходе от управления затратами к управлению результатами.

В условиях активной финансовой деятельности государства вопросы, посвященные построению эффективной бюджетной политики без существенных потрясений для экономики, являются актуальными и нашли отражение в данной работе.

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства  оказывать влияние на экономические  процессы в стране, значительно вырастает  роль бюджетной системы как из одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ бюджетного устройства и бюджетной системы РФ, а также выявление наиболее значимых проблем ее реформирования.

Достижение указанных  целей предполагает решение следующих  задач:

  1. выделить социально-экономическую сущность бюджета;
  2. исследовать и разграничить понятия «бюджетное устройство» и «бюджетная система» посредством определения и уточнения этих финансово-правовых категорий;
  3. охарактеризовать современную бюджетную систему РФ, оценить ее состояние с учетом проведенных реформ;
  4. дать определение понятию «бюджетный федерализм», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание;
  5. рассмотреть недостатки и преимущества межбюджетного выравнивания;
  6. выявить проблемы устройства бюджетной системы РФ, внести предложения по поводу их решения.

Объектом исследования являются теоретические и практические вопросы  функционирования и правового обеспечения бюджетной системы РФ, а предметом – бюджетный федерализм и проблемы бюджетной системы РФ.

В первом разделе работы раскрывается экономическая сущность бюджета, исторические аспекты формирования бюджетной системы России.

Во втором разделе характеризуется бюджетная система Российской Федерации.

Третий раздел посвящен основным проблемам реформирования бюджетной системы и способам их решения.

Теоретической базой при  написании курсовой работы явились  законодательные и нормативные  акты в области бюджетного регулирования и устройства бюджетной системы РФ, публикации экономических газет и журналов, использовались информации статистических сборников РФ.

Глава 1. БЮДЖЕТ РОССИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

 

 

 

1.1. Сущность и  экономическое значение государственного  бюджета

 

Центральное место в любой  финансовой системе занимает ее бюджетная  подсистема (бюджетная система). Соответственно, финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что 1:

1. Возникают в распределительном  процессе, непременным участником  которого является государство;

2. Связаны с формированием  и использованием централизованного  фонда денежных средств, предназначенного  для удовлетворения общегосударственных потребностей.

В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее  им материально-вещественное воплощение, они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Величина бюджетного фонда отражает степень централизации финансовых ресурсов в руках государства и зависит от ряда факторов:

− уровня развития страны;

− методов хозяйствования на предприятиях, организациях, учреждениях;

− решаемых обществом экономических и социальных задач;

− масштабов намечаемых структурных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях и т.п.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации «бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления»2.

Следует обратить внимание на применение термина «бюджет» в экономической литературе. Он одновременно используется для обозначения различных по своей природе определяемых объектов: «форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти»3, «основной централизованный фонд денежных средств»4, «…совокупность … денежных отношений, … как основной финансовый план, …как важнейший финансовый регулятор»5.

По мнению М.В. Романовского, правильнее было бы называть документ «бюджетным планом», в котором бюджет, как система денежных отношений, выражен количественно (суммарно). Иными словами, составляется, рассматривается, утверждается и исполняется бюджетный план – основной финансовый документ страны. В процессе исполнения «бюджетного плана» образуется и используется «бюджетный фонд» – основной государственный централизованный денежный фонд6.

Сущность любой экономической  категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Бюджету присущи функции финансов:

1. Распределительная:

– образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);

– использование бюджетного фонда (бюджетные расходы).

2. Контрольная.

Содержание распределительной  функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровнего (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств как бюджет.

Сфера действия распределительной  функции определяется тем, что в  отношения с бюджетом вступают почти  все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход.

Контрольная функция заключается  в том, что бюджетный фонд –  через формирование и использование  фонда денежных средств государства – отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

Благодаря этому свойству бюджетный фонд может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Необходимо отметить еще  одну важную функцию – бюджет, как  главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности  участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в  воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями (см. рисунок 1.1)7.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации