Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Данная система состоит из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
Глава 1. БЮДЖЕТ РОССИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ………………………………………………………………………………7
Сущность и экономическое значение государственного бюджета……7
1.2. Исторические аспекты формирования бюджетной системы России…11
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………22
2.1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы. Структура бюджетной системы Российской Федерации……………………………………….22
2.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации……………...26
2.3. Правовые основы функционирования бюджетной системы…………. 32
Глава 3. РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………35

3.1. Бюджетный федерализм и проблемы его функционирования………...35
3.2. Проблемы бюджетного выравнивания и пути их решения……………39
3.2. Проблемы реформирования бюджетной системы РФ..………………. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..59

Работа состоит из  1 файл

Финансы курсовая.docx

— 576.78 Кб (Скачать документ)

Этим же законом определялось, что в формировании доходов бюджетов краев, областей, автономных областей и автономных округов участвуют также предприятия и хозяйственные организации союзного подчинения. Формы и методы этого участия устанавливались законодательством Союза ССР.

В целях совершенствования  хозяйственного механизма в первой половине 1980-х гг. проводился эксперимент  по распространению на предприятиях новых методов хозяйствования, несколько позже стали внедрять полный хозрасчет и самофинансирование. Производственные объединения (предприятия) вносили в бюджет плату за производственные фонды с широкой дифференциацией ставок, делали отчисления от прибыли или дохода за трудовые и природные ресурсы на основе стабильных долговременных нормативов. Принцип самофинансирования предполагал также ограничение или полный отказ от бюджетных ассигнований. На практике не всегда удавалось учесть одновременно как интересы предприятия, так и интересы государства. Большое количество предприятий специально занижали плановые обязательства.

Все эти явления отразились на государственном бюджете. Высокая  степень бюджетного перераспределения  ресурсов ослабляла хозрасчетные стимулы повышения эффективности производства, порождала стремление жить за государственный счет, подрывала стабильность и сбалансированность бюджета.

Мероприятия по реформированию хозяйственных отношений в промышленности, в сельском хозяйстве и других отраслях, сопровождавшиеся значительным увеличением затрат из общегосударственного денежного фонда, не привели к соответствующему росту финансовых ресурсов страны. Доходы росли медленнее расходов, возник дефицит государственного бюджета. В покрытие затрат вовлекались средства, не являющиеся по своей сущности доходами (часть ресурсов Сберегательного банка, резервы Госстраха и др.).

Бюджетный дефицит негативно  воздействовал на экономику, подрывал устойчивость денежного обращения, порождал инфляционные процессы.

Таким образом, плоть до 1991 г. бюджетная система страны имела следующую схему построения (см. рисунок 1.2).

 

 

 

Рисунок 1.2 - Бюджетная система СССР

 

 



 



 



 



 



 

 

В настоящее время повысилась роль государства в экономической и финансовой сфере, что нашло отражение и в законодательстве России.

В Российской Федерации развитие рыночных отношений, принятие Конституции 1993 года, становление демократического государства повлекли изменения  в государственных финансах, в  финансовой системе, в частности  в бюджетной, в бюджетном законодательстве России.

 Основополагающие нормы  бюджетного законодательства закреплены  в Конституции Российской Федерации,  например в ст. 71 (п. «з»), ст. 104, 106 и др. Однако правовое регулирование бюджетной системы, в том числе бюджетного процесса, производилось до последнего времени отдельными актами разного уровня, которые значительно устарели.

Принятие Государственной Думой и утверждение Советом Федерации РФ 17 июля 1998 года Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) является важным событием в экономической и правовой жизни нашей страны. Во-первых, такой акт принят впервые. Он включил в себя нормы многих базовых актов российского бюджетного законодательства. Во-вторых, Бюджетный кодекс, несмотря на отдельные недостатки, четко и подробно осуществил правовое регулирование бюджетных отношений в Российской Федерации.

Таким образом, бюджет – это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важный инструмент государственного регулирования.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

2.1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы. Структура бюджетной системы Российской Федерации

 

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета  и бюджетной системы страны, взаимоотношения  между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и  структуру бюджетов, процедурные  стороны формирования и использования  бюджетных средств и др. Бюджетное устройство базируется на государственном устройстве.

К сожалению БК РФ не дает определения бюджетного устройства, что свидетельствует о недопонимании взаимосвязи бюджетных категорий и их недооценке.

В ранее действовавшем  федеральном законе «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» понятие бюджетного устройства трактовалось как: «организация бюджетной системы и принципы ее построения»10.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного и административного устройства страны, действующими в ней основными  законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.

Кардинальные изменения  в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х  гг., вызвали серьезную трансформацию  бюджетного механизма. Появление новых  форм собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе  денежных доходов; финансовые потоки стало  возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение  денежных средств значительно сократило  сферу своего применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между  законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей регламентации  бюджетного процесса. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный  бюджет, бюджеты субъектов Федерации  и местные бюджеты, что явилось  важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении  действовали переход к налогам  как главному способу обеспечения  доходов бюджета, отмена монополии  на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и  т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе  России, и в ее бюджетном устройстве.

Бюджетный кодекс РФ даёт следующее  определение бюджетной системы: «Основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов»11.

Таким образом, бюджетное  устройство определяет организацию  бюджетной системы РФ как трехуровневую (см. рисунок 2.1.)

Рисунок 2.1 - Трехуровневая организация бюджетной системы РФ

Как видно из рисунка 2.1, бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

- первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Бюджетное законодательство РФ также содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ                           (см. рисунок 2.2).

Консолидированные бюджеты  позволяют получить полное представление  о всех доходах и расходах региона  или Федерации в целом, они  не утверждаются и служат для аналитических  и статистических целей.

Рисунок 2.2 - Структура и состав консолидированного бюджета РФ

 

 

Консолидированный бюджет используется в бюджетном планировании и прогнозировании  и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

В международной практике используются понятия «консолидированный расширенный бюджет», включающий свод бюджетов всех уровней и бюджеты внебюджетных фондов, и «расширенный бюджет правительства», включающий федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов. Он используется для анализа влияния проводимой правительством федеральной политики, для оценки деятельности федеральных органов власти.

Таким образом, бюджетная система — главное звено финансовой системы государства. В настоящее время бюджетная система РФ отражает некоторые особенности переходного периода и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Например, в ней не урегулированы проблемы межбюджетных отношений. Для построения бюджетной системы РФ по типу бюджетных систем демократических государств огромное значение имеет соблюдение принципов организации бюджетной системы.

 

2.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации

 

В переводе с латинского «принцип» (phncipium) означает основу, первоначало чего-либо. В юридической науке под принципами традиционно понимаются закрепленные в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала и идеи, выражающие сущность и главные направления государственной политики в области правового регулирования соответствующих общественных отношений.

 Принципы той или  иной экономико-правовой системы  - это общеобязательные исходные  нормативно-юридические положения,  отличающиеся высшей императивностью, определяющие содержание такой системы и выступающие во многих случаях высшими критериями правомерности поведения участников правоотношений, формирующихся в процессе функционирования этой системы12.

Принципы бюджетной системы  РФ - это основополагающие и руководящие  идеи, ведущие положения, определяющие функционирование этой системы и  в целом - бюджетных правоотношений. Принципы находят свое непосредственное выражение в нормах бюджетного права.

Содержание принципов  бюджетной системы РФ составляют:

  • принцип законности (принцип надлежащей правовой формы бюджетов);
  • единства бюджетной системы РФ;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласности бюджетной деятельности;
  • достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.

Значение и содержание принципа законности (надлежащей правовой формы) бюджетов заключается в том, что бюджет должен быть утвержден  только в надлежащей правовой форме - законом. Данный принцип закреплен  в ст. 11 БК РФ, в соответствии с  положениями которой:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов;

- бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды - в форме законов субъектов РФ;

- местные бюджеты - в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Принцип единства бюджетной  системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения  бюджетного законодательства РФ, а  также единый порядок финансирования расходов и ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней.

Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюджетная  классификация. Доходы и расходы  бюджетов разных уровней по своим  характеристикам очень разнообразны, именно поэтому при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо обеспечить их сопоставление, систематизацию по однородным признакам, осуществляемую путем применения единой бюджетной классификации. Такой документ до 1996 года ежегодно утверждался приказами Министерства Финансов РФ, а Федеральный закон РФ №115 «О бюджетной классификации» был принят лишь в августе 1996 года. В действующем БК РФ бюджетной классификации посвящена глава 4.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации