Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:00, курсовая работа

Описание

Поэтому в работе и будут рассмотрены вопросы, связанные с бюджетом: проблема эффективного построения структуры доходов расходов федерального бюджета, анализ его исполнения за предыдущие годы и причины плохой собираемости налогов, а так же предложения по реформированию бюджетно-налоговой системы государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ СТАТЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ………………………………………………………………………………….4
.Анализ статей доходов бюджетной системы РФ………………………
. Анализ статей расходов бюджетной системы РФ……………………

ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ 2008-2010 гг.

2.1 Методы финансирования бюджетного дефицита в экономически развитых странах в 2008-2010 гг.

2.2 Бюджетный дефицит РФ в 2008-2010 гг.

2.3 Прогнозы бюджетного дефицита в РФ

ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………………………………………………
Анализ плановых мероприятий по развитию бюджетной системы РФ…………………………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Анализ бюджетной системы РФ..doc

— 234.50 Кб (Скачать документ)

     Дефицит США в 2010 году, после необходимых  финансовых вливаний и резкого сокращения налогов достиг почти триллиона  долларов. Объявлено о постепенном  увеличении за несколько лет налогов, которые в меньшей степени деформируют экономическую активность, например, НДС и налога на выбросы. Так можно было бы сократить бюджетный дефицит и создать условия, в которых ни один из инвесторов не будет беспокоиться о дополнительном стимуле.

     Американские  государственные облигации (US Treasuries) — основной инструмент финансирования государственного долга. Стоимость US Treasuries в ходе проводимых аукционов зависит  от уровня доходности, который, в свою очередь, определяется прогнозами инвесторов касательно дальнейшего развития экономики США и мира в целом.

     Свыше 10 лет назад, основными покупателями американских казначейских обязательств были иностранные инвесторы, главным  образом, правительства зарубежных стран. В настоящее время значительную часть выпускаемых Минфином US Treasuries покупают американцы. В первом полугодии 2010 года правительства зарубежных стран снизили свои вложения в US Treasuries на $10 млрд. Такой ситуации не наблюдалось с 2000 года, когда госбюджет США был профицитным. Американские инвесторы покупали больше US Treasuries, чем иностранные, в 2009 году, такая же ситуация отмечается и в 2010 году.

     Это происходит на фоне роста объема заимствований  Минфина США, необходимого для финансирования стимулирующих экономических программ. Значительный дефицит бюджета США угрожает финансовой стабильности. Правительство не может продолжать неограниченные заимствования по нынешним ставкам для финансирования дефицита.

     Помимо  федерального долга, перед США стоит  проблема необеспеченных обязательств по соцпособиям и медстрахованию, проблема долгов на уровне штатов и муниципалитетов и проблема госпенсий, которые входят во многие мультипликаторы американского ВВП.

     В финансовом 2009 году, который заканчивается  в сентябре, дефицит бюджета США  составляет рекордные $1,841 трлн., то есть около 13% ВВП. Этот уровень является беспрецедентным в истории США, за исключением периода Второй мировой войны. Таким образом, дефицит в 4 раза превысит показатель 2008 года ($459 млрд.).

     Это в основном обусловлено расходами, связанными с финансовым кризисом. Произошло это по причине того, что доходы американской казны сильно сократились в условиях рецессии, и в то же время выросли расходы государства на поддержку экономики.

     Например, расходы бюджета США в июле 2009 года увеличились на 26% по сравнению с тем же периодом 2008 года - до $332,2 млрд., доходы - снизились на 6%, до $151,5 млрд. Доходы федерального бюджета США в 2009 финансовом году составили 2,104 триллиона долларов (14,9% ВВП), расходы - 3,520 триллиона долларов (25,0% ВВП). Для покрытия такого дефицита американские власти занимали деньги всеми доступным им способами. Госдолг страны достиг рекордных размеров - в июне 2009 года он был $11,58 трлн., что сопоставимо с ВВП страны. США находились под угрозой потери высшего кредитного рейтинга "ААА". Задачу снижения дефицита для США критически важна. Дефицит федерального бюджета США в закончившемся 30 сентября 2010 финансовом году составил 1 триллион 294 миллиарда долларов, или 8,9% от ВВП страны.

     Таким образом, бюджетный дефицит США снизился по сравнению с 2009-м финансовым годом. Денежные поступления в американский федеральный бюджет в 2010 финансовом году составили 14,9% от ВВП, расходы бюджета - 23,8% от ВВП. Сокращение дефицита стало возможным, благодаря поступлению большего объема доходов и сокращению трат. В свою очередь, рост доходов после двухлетнего их снижения стал возможным, благодаря увеличению объемов поступлений средств от налогообложения, а также прибыли, получаемой Федеральной резервной системой. Это частично возместило общее снижение средств, получаемых от налогообложения физических лиц. Однако в процентах от ВВП общий объем доходов бюджета остался неизменным - 14,9 процента. 

2.2. Бюджетный дефицит  РФ в 2008-2010 годы 

     Согласно  Бюджетному кодексу России в настоящий  момент дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.

     Также отмечается, что кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

     Мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Резкое ухудшение внешнеэкономических условий стало серьезным испытанием для российской экономики, вызвало падение экспорта, отток капитала, что привело к значительному спаду в промышленном производстве, торговле и инвестиционной сфере. Снижение ВВП за январь - август 2009 г. составило 10,2% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. При этом значительно сократился и внутренний спрос, прежде всего в части валового накопления, как за счет падения инвестиций в основной капитал, так и сокращения запасов.

     Следует также учитывать, что расходы  на выполнение государственных программ стабилизации финансового и социального  секторов, а также инновационной  поддержки промышленности обеспечивают сохранение значительного дефицита государственного бюджета.

     Для реализации данных программных заявлений  в сложившихся условиях, очевидно, требуется реформирование фискальной политики по следующим направлениям:

     - поиск дополнительных источников  налоговых доходов, способных существенно минимизировать дефицит государственного бюджета;

     - реализация эффективных налоговых  механизмов стимулирования инвестиционной  предпринимательской активности.

     Например, в 2010г. ЕСН был заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС. В первый год работы взносов общая выплачиваемая работодателями сумма будет также равняться 26 процентам. С 2011г. идет повышение ставок взносов до 34 процентов. С 2015г. отменяются все льготы, все страхователи будут уплачивать взносы по одинаковым ставкам. Доля поступлений в Пенсионный фонд за счет таких структурных изменений должна увеличиться.

     Для получения дохода весь 2008 год Россия наращивала вложения в американские государственные облигации (US Treasuries). В середине 2009 года Россия сократила долю казначейских облигаций США в золотовалютных ресурсах в пользу других инструментов, включая облигации МВФ. В то время доля US Treasuries в резервах РФ составляла около 30%.

     В 2009г. на срок до 1 января 2013г. приостановлена норма Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивающая общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета одним процентом прогнозируемого ВВП. В 2009г. большая часть средств из Резервного фонда ушла на покрытие дефицита бюджета.

     Дефицит федерального бюджета РФ в 2010 году составил 3,9% ВВП, или 1,787 трлн. руб. 2009 бюджетный год был закрыт с куда большим дефицитом — 5,9% ВВП. Ужать дефицит на 2% ВВП Минфину в завершившемся 2010 году помогла подорожавшая нефть и заранее завышенные, и поэтому в полном объеме не исполненные, расходы.

     Доходы бюджета 2010 года, по предварительным данным Минфина, составили 8,299 трлн. руб. (на 5,4% выше плана). Это почти на 1 трлн. руб. больше, чем было в 2009-м (7,336 трлн. руб.). Расходы 2010 равны 10,087 трлн. руб. (на 2,1% ниже задания). В 2009 году было потрачено на 0,4 трлн. руб. меньше — 9,662 трлн. руб. Уменьшение дефицита в сравнении с ожиданиями сложилось из следующих факторов. Рост импорта добавил к доходам 130 млрд. руб. Кроме того, цена нефти оказалась не $75 за баррель, как планировалось, а $77,5 (это еще 110 млрд. руб. доходов). Еще примерно 0,3 процентного пункта уменьшения размера дефицита дали сверхплановые поступления при администрировании налоговых и таможенных платежей.

     0,5 процентного пункта — экономия бюджетных расходов на общую сумму 213 млрд. руб. 54 млрд. руб. из них было сэкономлено на пополнении антикризисного фонда ЕврАзЭС, 26 млрд. руб.— на обслуживании долга (заимствования были меньшими, чем изначально предполагалось).

     Российский  внешний долг составил к 1 апреля 2010 года 473,7 млрд. долларов против 471,6 на 1 января 2010 года. Внешний долг бывшего СССР на 1 апреля 2010 года составлял 3,2 млрд. долларов.

     Дефицит федерального бюджета за январь-июнь 2010 года составил 439,91 млрд. рублей. В 2010г. дефицит планировалось покрыть на 73,9% за счет средств Резервного фонда и Фонда Национального благосостояния, 26,1% составят другие источники, в том числе государственные заимствования. В Приложении 1 приведены данные по размерам дефицита бюджета РФ и источниках его финансирования за период январь-июнь 2010 года.

     Если  остаток по счету федерального бюджета  опускается до 500-600 млрд. рублей, Федеральное  казначейство может обратиться к  использованию средств Резервного фонда. До сентября 2010 года для формирования Резервного фонда использовались нефтегазовые доходы федерального бюджета. Правительство Российской Федерации в 2010, 2011, 2012 и 2013 годах вправе без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете принимать решения об использовании средств Резервного фонда и иных остатков средств федерального бюджета на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета.

     До 1 января 2014 года объемы средств Резервного фонда, используемых для финансирования дефицита федерального бюджета, утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в составе источников финансирования дефицита федерального бюджета.

     По  состоянию на 1 января 2010 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 1 830,51 млрд. рублей.

     В марте и апреле 2010 года Минфин России в соответствии с распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 19 января 2010 года № 23-р направил на финансирование дефицита федерального бюджета средства Резервного фонда в общей сумме 519,50 млрд. рублей.

     По  состоянию на 1 июля 2010 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составлял 1 226,57 млрд. рублей.

     Рост  социальных расходов в кризис помог  поддержать потребление. Подпитанный госсредствами потребительский спрос должен стать источником роста экономики. Но рост социальных обязательств усугубляет давление на бюджет. В России за предыдущие годы накоплен Резервный фонд, который сегодня позволяет не урезать в большой степени все расходы, не останавливать национальные проекты. Поэтому решено не сокращать расходы бюджеты, а даже увеличивать их.

     Тревогу по поводу роста расходов бюджета  выразил глава миссии МВФ Пол  Томсен, рекомендовав правительству  сворачивать бюджетную поддержку  и сокращать ненефтяной дефицит. Если дефицит сократят за счет инвестрасходов, это отрицательно может сказаться на экономике. Россия еще может какое-то время поддерживать дефицит выше приемлемого уровня (по оценкам Всемирного Банка, приемлемый уровень — 4,1% ,норма Бюджетного кодекса в 4,7% заморожена до 2013 г.), пока есть чем финансировать, но потом его надо сокращать - это главная среднесрочная задача экономической политики России. Иначе рост текущих расходов снова войдет в привычку, а тем временем цены на нефть могут опять упасть.

     Дефицит не должен быть сверхбольшим, потому что  может вызвать инфляцию, когда  государство тратит денег больше, чем получает налогов. На сумму дефицита увеличивается количество денег  в экономике. 

2.3 Прогнозы бюджетного  дефицита в РФ 

     Необходимо  решение следующих задач - обеспечение  макроэкономической стабильности, которая  предусматривает в том числе  сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые  параметры инфляции. В бюджетном  послании 2009 ставилась задача ограничения и последовательного снижения размеров дефицита. В 2013 году планируется сократить дефицит федерального бюджета не менее чем в два раза по сравнению с уровнем 2009 года.

     Агрессивная бюджетная политика правительства  в 2009-2010гг. может послужить топливом для инфляции и в 2011 г., а также, возможно, в 2012 г. Впрочем, в 2011 г. бюджетная политика начнет меняться: дефицит бюджета будет финансироваться уже не из средств Резервного фонда (по сути, за счет эмиссии), а за счет заимствований, преимущественно внутренних. Вероятно, изменение бюджетной политики приведет к перелому инфляционных трендов в 2012-2013гг. Правительство рассчитывает удерживать рост потребительских цен на уровне 13-14%.

     Резервный фонд РФ составил 775 млрд. руб. на начало 2011 года. В бюджет заложена цена $75 за баррель нефть, по оценкам Минэкономики, в 2011 году нефть будет дорожать. Планируется нефтяными допдоходами закрывать дефицит, а накопления Резервного фонда сохранить для ликвидации последствий возможного разгона инфляции, а также продолжающегося долгового кризиса в Европе. Задача на трехлетнюю перспективу – снизить инфляцию до 4-5 процентов в год.

     Размер  суверенного долга минимален. Сегодняшний  уровень международных резервов России (а это около полутриллиона  долларов) существенно выше, чем этот показатель в конце 2008 года.

Информация о работе Бюджетная система РФ