Бюджет России и его роль в социально - экономическом развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.....

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета
1.1 Бюджетная политика в современной экономике. Функции бюджета……………………………………………………………………………5
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система……………………...11
1.2.1 Понятия бюджетной системы, бюджетного устройства ………...11
1.2.2 Принципы построения бюджетной системы РФ………………….13
1.2.3 Бюджетная классификация…………………………………………17
1.3 Федеральный бюджет и его роль в решении общегосударственных задач……………….……………………………………………………………...21
Глава 2. Анализ федерального бюджета РФ
2.1 Общая характеристика доходов и расходов бюджета РФ………….23
2.2 Анализ доходов федерального бюджета РФ ………………………..28
2.3 Анализ расходов федерального бюджета РФ……………………….29
Глава 3. Бюджетная политика РФ и направление ее совершенствования
3.1 Направления реализации бюджетной политики в РФ……………...32
3.2 Цели и задачи бюджетной стратегии на 2011–2013 годы и дальнейшую перспективу……………………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………42
Приложения…………………………………………………………………...…44

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по финансам.doc

— 327.00 Кб (Скачать документ)

Начиная с 2008 года федеральный  бюджет формируется на основе реестров расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета. Бюджетирование по результатам предполагает повышение ответственности и расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по управлению финансами в целях достижения запланированных результатов. Такое расширение полномочий в рамках выделенных бюджетных ассигнований предусмотрено поправками в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Для повышения эффективности достижения запланированных результатов федеральным органам исполнительной власти необходимо сосредоточить усилия на повышении качества финансового менеджмента.

Вывод. Основное требование к бюджетной политике – гарантированное исполнение принятых расходных обязательств, сохранение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов, формирование бюджетных расходов, исходя из приоритетов и планируемых результатов государственной политики.

 

3.2 Цели и задачи бюджетной стратегии на 2012–2014 годы и дальнейшую перспективу

 

В основу формирования и  реализации бюджетной политики положены стратегические цели развития страны, определенных в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации.

Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

Основа для решения  социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны. Важное значение для развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа– и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.

Обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства — сделать все для защиты граждан от этих угроз. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.

Создание условий для  будущего развития — важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией – необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы.

Достижение многих из них определяется не только их финансовым обеспечением, но и эффективностью правового регулирования, способностью государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения Значительный вклад вносят, в рамках законодательно установленных полномочий и ответственности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Целый ряд публичных обязательств исполняется за счет государственных внебюджетных фондов.

Однако решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Именно поэтому конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

Основные задачи бюджетной политики при формировании проекта федерального бюджета на 2012–2014 годы и стратегии на долгосрочную перспективу:

- превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;

- обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;

- дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования;

- обеспечение исполнения расходных обязательств;

- проведение анализа эффективности всех расходов бюджета;

- переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;

- применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг;

- повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;

решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации;

содействие опережающему социально–экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья.

Бюджет 2012–2014 годов направлен на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны.

 

 

Вывод. Бюджетная стратегия на среднесрочную перспективу должна быть ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.

 

Заключение

 

Основная задача бюджетной политики на 2012 год и период до 2014 года – сохраняя макроэкономическую стабильность, сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное и прозрачное использование средств для достижения конечных, измеримых, общественно значимых результатов, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему увеличению финансовых возможностей государства (Приложение 5. рис.3).

Федеральный бюджет на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов соответствует этому требованию, обеспечивая:

- достойную жизнь для граждан, достижение которой будет проявляться в:

- сокращении доли населения с доходами ниже прожиточного минимума с 16 до 10,7%;

- повышении прожиточного  минимума трудоспособного населения  с 2012 года  до 6,5 тыс. рублей;

- повышении  прожиточным  минимумом пенсионера  в 1,75 раза;

- увеличении объема  вводимого жилья  с 1,5 до 2,9 раза по сравнению с 2009 годом, устойчивый рост для экономики, характеризующийся:

- сохранением темпов  экономического роста на уровне 6% ВВП;

- увеличением инвестиций  в основной капитал более чем  в два раза;

- ростом прямых иностранных  инвестиций в долларовом выражении в  полтора раза;

уверенность в будущем  для страны, выражающуюся в:

- увеличении средней  ожидаемой продолжительности жизни  при рождении до 68,5 лет;

- повышении коэффициента  рождаемости;

- снижении смертности ;

- поддержании высокого  научного потенциала и развитии приоритетных отраслей науки и технологий;

- диверсификации промышленности  и повышении доли инновационной  продукции в объеме экспорта  и продаж на внутреннем рынке;

- обеспечении национальной  безопасности и готовности к  отражению внешних и внутренних угроз.

Таким образом, бюджет, объединяя  в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и  играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

Список литературы:

  1. Под ред. Н.Ф. Сасонова. Финансы, денежное обращение и кредит. М., Инфра – М. 2005, 302с.
  2. Под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой, Финансы и кредит. М., Юрайт – Издат, 2008, 575с.
  3. Под ред. В.В. Ковалева. Финансы, М, Проспект, 2006, 636с.
  4. Под ред. О.В.Врублевской, М.В. Романовского Бюджетная система Российской Федерации. М.: Юрайт-Издат, 2004г.838с.
  5. Под ред. Г.Б.Поляка. Финансы. М., ЮНИТИ, 2003, 607с.
  6. Под ред. А.М. Ковалевой. Финансы и кредит. М., Финансы и статистика. М., Юрайт,  2007, 512 с.
  7. Под ред. Л.А. Дробозиной. Финансы. М., ЮНИТИ, 2004, 474с.
  8. Грязнова А. Г. Финансы, М., Финансы и статистика, 2007, 436с.
  9. Экономика : учебник,  под ред.  А.С.Булатова. – 4-е изд., перераб. И доп. – М. : Экономистъ, 2005. – 831 с.
  10. Денежно-кредитное регулирование. Анулова Г.Н. – М.: Финансы и статистика, 2001.

11. Деньги. Кредит. Банки: - СПб.: Питер, 2007 – (Серия «Учебник для вузов»).

12. Вахрин П.И. Бюджетная система РФ. Учебник – М.: Юрайт-Издат, 2006

13. Бабич А.М. Государственные  и муниципальные финансы. М., ЮНИТИ, 2000

14. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение и кредит. М., Финансы и статистика, 2006

15. Мысляева И.Н. Государственные  и муниципальные финансы. М., Инфра-М, 2003

16. Под ред. В.М.Родионовой. Финансы. М., Финансы и статистика, 2003

17. Сабанти Б.М. Теория  финансов, М., Менеджер, 1998

18. Фисенко М.К., Теория  финансов, Мн, Высшая школа, 1998

19. Янднев М.И. Финансы  регионов. М., Финансы и статистика, 2002

20. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство НОРМА, 2008

21. Экономика. Учебное  пособие.- М.: КИОРУС, 2006

22. Парыгина В.А. Бюджетная система РФ – М.: Финансы и статистика, 2001.

23. Медведков С. Экономическая политика и банковская система. Вопросы экономики. – 2005

24. Организация денежно-кредитного регулирования: Учеб.-метод. Пособие, Под. Ред. Кочеткова С.В.-Белгород: Изд-во БелГУ, 2006.-208 с.

25. Экономическая теория: учебник. Под ред.А.И. Добрынина. М:. 2005

26. Периодическая печать:

       а)  газеты «Экономика и жизнь», «Финансовая газета», «Российская газета» и др.

       б)  журналы: «Финансы».

27. Ссылки на страницы используемые в глобальной сети INTERNET:

http://www.minfin.ru – Министерство финансов Российской Федерации:

- отчетность об исполнении  Федерального бюджета;

http://www.budgetrf.ru – Бюджет Российской Федерации:

- Бюджетная система РФ;

 

Приложение 1

Рис. 1. Бюджетная система РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Рис.2 Классификация расходов бюджета РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Табл.3 Доходы федерального бюджета за 2010 год и предварительная оценка 2011 года

Показатели

млрд.рублей

% ВВП

2010

2011

2010

2011

ДОХОДЫ, всего

8305,4

11352,2

18,5%

20,9%

Налоговые и неналоговые  доходы

8304,9

11322,6

18,5

20,8

Налоговые доходы

4401,9

5971,5

9,8%

11 %

в том числе

       

Налоги на прибыль

255,0

342,6

0,6

0,6

НДС

2498,2

3236,8

5,6

5,9

Акцизы

144,0

278,4

0,3

0,5

Прочие налоговые доходы

1504,7

2113,7

3,3

3,9

Неналоговые доходы

3903,0

5351,1

8,7

9,9

В том числе

       

Таможенные пошлины

3121,2

4664,7

7,0

8,6

Прочие неналоговые доходы

781,8

686,4

1,7

1,3

Безвозмездные поступления

0,3

29,0

0

0

Доходы от приносящей доход деятельности

 

0,2

 

0,6

0

0

Информация о работе Бюджет России и его роль в социально - экономическом развитии