Роль ОПЕК в развитии России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:37, реферат

Описание

В развивающемся мире перед государствами рано или поздно встает задача о взаимодействии в принятии решения в политических, культурных, экономических и других областях.
Так, в конце 50-х годов образование Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) являлось закономерным путем развития мировой экономики. Перед государствами - участниками ОПЕК встали серьезные трудности, без преодоления которых невозможно было дальнейшее развитие экономик этих стран.

Работа состоит из  1 файл

роль ОПЕК.docx

— 31.29 Кб (Скачать документ)

                                                 Введение.

В мире насчитывается более 4000  организаций, объединенных международной  политикой. Имея разное влияние на мировую  экономику, каждая из этих организаций  все же играет значительную роль в  решении общих проблем.

Международная организация - это добровольное объединение государств в соответствии с международным правом на основе международных договоров.

В развивающемся мире перед  государствами рано или поздно встает задача о взаимодействии в принятии решения в политических, культурных, экономических и других областях.

Так, в конце 50-х годов  образование Организации стран-экспортеров  нефти (ОПЕК) являлось закономерным путем  развития мировой экономики. Перед  государствами - участниками ОПЕК встали серьезные трудности, без преодоления которых невозможно было дальнейшее развитие экономик этих стран.

ОПЕК была создана Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией  и Венесуэлой  для координации  их отношений с западными нефтеперерабатывающими странами. Позднее к ним присоединились Катар, Индонезия (в 2008 г. вышла из состава), Ливия, ОАЭ, Алжир, Нигерия, Эквадор, Габон (в 1994 г. вышла из состава), Ангола. В настоящее время в ОПЕК входит 12 членов. За годы своего существования (более 50 лет) ОПЕК стала крупной международной организацией со сложной структурой. Функционирование ОПЕК обеспечивает множество департаментов и служб. Штаб-квартира ОПЕК с 1965 года находиться в Вене.

 

 

 

 

 

 

 

                         Роль ОПЕК в мировой политике.

С началом нефтедобычи  в странах Ближнего Востока и  Африки месторождения этих регионов оказались в категории лучших. Чрезвычайно благоприятные естественные условия добычи (небольшая глубина  залегания, наличие фонтанирующих  скважин и др.) наряду с низкой заработной платой рабочей силы обусловили весьма незначительный уровень себестоимости  добычи в этих регионах.

К 1960 году добыча нефти в  капиталистических странах достигала 885 млн. тонн, из которых 496 млн. тонн приходилось  на развивающиеся страны.53 % этого  количества обеспечивали страны Ближнего Востока, удельный вес которых в  мировой капиталистической добыче нефти увеличился с 17 % в 1950 году до 30 % в 1960 году.

Однако большое влияние  на мировую экономику со стороны  Международного нефтяного картеля, который был образован в 1928 году семью крупнейшими нефтяными  компаниями: “Gulf oil”, “Standard oil”, “Mobil oil”, “Texaco”, “British petroleum”, “Royal Dutch" и “France petrol”, не давало в полной мере развиваться данным государствам.

В течение длительного  периода времени минеральное и сельскохозяйственное сырье выкачивалось из развивающихся стран в значительной мере методами, оставшимися от колониального периода. Главным среди них был прямой контроль иностранного капитала над производством и экспортом сырья в форме сугубо невыгодных для развивающихся стран концессий и монопольно низких закупочных цен на вывозимое сырье.

Концессионные компании, представляющие собой, как правило, филиалы крупнейших международных монополий, захватили  обширные рынки первичных ресурсов еще в колониальную эру у администрации  колоний или у правительств зависимых  стран под угрозой военного или  экономического шантажа. Они тесно  связаны с крупнейшими банками  и являются составной частью самых  мощных финансовых групп империалистического  мира, срослись с правительственным  аппаратом своих стран, превратились в ударную силу империализма.

Эти монополии, объединяющие операции всего хозяйственного цикла  от разведки и добычи до сбыта готовой  продукции в развивающихся странах, превратили свои концессии в развивающихся  странах и заводы по выпуску готовых  изделий на Западе в цехи одного гигантского предприятия. Экспорт  и импорт приобрел характер своего рода межцеховых операций а рамках единого хозяйственного организма, нацеленного на получение сверх прибылей за счет эксплуатации развивающихся стран, а также населения развитых капиталистических государств.

Так, например, с середины 50-х годов все возрастающее количество нефти, добывающейся на Ближнем и  Среднем Востоке, направлялось в  США, где издержки по добыче собственной  нефти более чем в 10 раз превышали  этот показатель по ближневосточным  странам. Приток дешевой нефти, позволяющей  монополиям получать сверхприбыли за счет разницы в издержках производства, способствовали быстрому росту неиспользуемых мощностей по добыче в США. Американская нефть не могла выдержать конкуренцию  дешевого топлива, ввозимого из стран  Ближнего Востока и Африки. Это  побудило правительства США ввести с 1959 года количественные ограничения  на импорт в размере 12,2 % объема добычи за предшествующий год. Уменьшение поступлений  импортной нефти на крупный американский рынок резко ухудшило положение  на мировом рынке. Не находящая сбыта  нефть переполнила мировой капиталистический  рынок. В этих условиях цены фактических  сделок на нефть начали все больше отрываться от справочных. Для приведения справочных цен в соответствие с  положением на рынке, а также в  целях сокращения платежей правительствам нефтедобывающих стран монополии  в 1959 году провели снижение справочных цен на нефть Венесуэлы и Ближнего Востока. Только Венесуэла потеряла в 1959 году 140 млн. долл.

Эти и другие действия международного нефтяного картеля вызвали резкое недовольство в арабском мире и Венесуэле, что способствовало сближению стран - экспортеров нефти. Созванный вскоре после этого I Арабский нефтяной конгресс предупредил монополии, что "никакое  изменение структуры цен и  самих цен на нефть недопустимо  без предварительной консультации с правительствами нефтедобывающих  стран".

Последующие события показали, что монополии и впредь не намеревались считаться с мнением нефтедобывающих  стран.

В августе 1960 года они вновь  снизили справочные цены на нефть  Ближнего и Среднего Востока, что  для четырех ведущих стран  этого района означало потерю за один последующий месяц примерно 90 млн. долл. В целом же за 1959 и 1060 год  справочные цены на нефть Ближнего и Среднего Востока были понижены в среднем на 27 ц. на баррель. В результате эти страны ежегодно недосчитывались 400 млн. долл.

Необходимо было в корне  менять всю ситуацию на мировом рынке. Именно реальная угроза дальнейшей стабилизации доходов развивающихся стран  явилось решающим обстоятельством, склонившим нефтедобывающие страны к созданию специального органа с  целью коллективной защиты своих  интересов. На конференции, созванной  по инициативе иракского правительства  в сентябре 1960 года Багдаде, была образована Организация стран - экспортеров нефти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Национальные интересы России.

С момента образования  ОПЕК отношения России с этой организацией складывались непросто. СССР обратился с просьбой о вступлении, однако получил отказ, так как, согласно уставу, государства-члены должны быть развивающимися государствами и нефть должна быть основой их экономики. Советский Союз не подходил под эти критерии. Позднее с наращиванием собственных запасов и производства нефти и газа необходимость вступления в эту организации потеряла свое значение. С продолжением «холодной войны» западные страны пытались использовать некоторые государства ОПЕК в своих политических интересах, что приводило к ряду политических и энергетических кризисов.

Россия, возможно, занимает первое место по неразведанным месторождениям нефти и газа. Практически не освоена  новая крупная нефтегазовая провинция  — Восточная Сибирь и Дальний  Восток (на суше разведано только 8% территории и гораздо меньше на шельфе).

Что касается доказанных запасов  нефти России, то, по оценкам экспертов  ОПЕК, на 2010 г. они остались неизменными  с 2007 г. на уровне 79,432 млрд баррелей. Добыча нефти в РФ в 2007 г. составила 9,572 млн барр/день, а в 2010-м увеличилась до 9,841 млн барр/день, и страна на протяжении нескольких лет действительно является лидером по производству нефти. Однако если смотреть на данные объема экспорта, то здесь Россия уступает лидерство Саудовской Аравии. Экспорт российской нефти в 2007 г. составлял 5,264 млн барр/день, а в 2010 г. увеличился до 5,609 млн барр/день. Третье место по объему экспорта своей нефти занимает Иран (2,583 млн барр/день), далее следует Ниге-рия (2,464 млн барр/день), Ирак (1,890 млн барр/день, Ангола (1,683 млн барр/день) – это все страны ОПЕК и все – ведущие мировые экспортеры нефти. Общемировое потребление нефти в 2010 г., по оценке ОПЕК, составило 86,7 млн барр/день.

 В свете этих цифр западным политикам и СМИ, неустанно ругающих Россию за мнимое стремление к геополитическому доминированию на энергетической почве (что объективно невозможно для России), стоило бы призадуматься над тем, что если бы не российский нефтяной экспорт, мировые цены на нефть (а стало быть и на газ) были бы значительно выше.

 

Российский премьер-министр  В. Путин в ноябре 2011 г. заявил, что  Россия, в настоящий момент являющаяся ведущим производителем нефти в мире, планирует тесно сотрудничать с ОПЕК. В. Путин не сказал ничего конкретного о том, как именно Россия намерена сотрудничать с организацией. «Мы иногда вызываем раздражение у стран ОПЕК, поскольку, не будучи страной, входящей в эту организацию, производим больше нефти (чем любой из ее членов) и это влияет на мировые цены на рынках, – заявил Путин. – Но мы все-таки будем координировать нашу работу с ОПЕК».

Немаловажное значение имеет тот факт, что Россия восстановила свою стабильность, консолидировала государственность, в то время как для Ближнего Востока характерны перманентная нестабильность, повышенная конфликтность, что в значительной мере связано с исторической (формационной) отсталостью большинства стран региона. А в условиях их вовлечения в процессы глобализации это чревато продолжительной нестабильностью и конфликтностью, отрицательно сказывающейся на надежности их участия в мировом нефтегазовом секторе. С другой стороны, Россия, ставшая на путь выборочной модернизации своей индустрии и одновременного формирования постиндустриального IT уклада, нуждается в масштабных экспортных доходах от нефти и газа и заинтересована в стабильности и устойчивом развитии мирового нефтегазового рынка, в сохранении разумных, т.е. взаимовыгодных и справедливых цен, учитывающих национальные интересы как потребителей, так и поставщиков.

 

 

Однако попытки построить  какие-либо конструктивные отношения  России с ОПЕК предпринимались неоднократно. С 1991 г. развитие отношений России с  ОПЕК прошло ряд этапов, которые  напрямую были связаны со спадом мировой  экономики в 1997–1998 и 2008–2009 гг., когда  на мировом рынке происходило  сокращение спроса и соответственно снижение цены на нефть.

 

 


Информация о работе Роль ОПЕК в развитии России