Бюджет России и его роль в социально - экономическом развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.....

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета
1.1 Бюджетная политика в современной экономике. Функции бюджета……………………………………………………………………………5
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система……………………...11
1.2.1 Понятия бюджетной системы, бюджетного устройства ………...11
1.2.2 Принципы построения бюджетной системы РФ………………….13
1.2.3 Бюджетная классификация…………………………………………17
1.3 Федеральный бюджет и его роль в решении общегосударственных задач……………….……………………………………………………………...21
Глава 2. Анализ федерального бюджета РФ
2.1 Общая характеристика доходов и расходов бюджета РФ………….23
2.2 Анализ доходов федерального бюджета РФ ………………………..28
2.3 Анализ расходов федерального бюджета РФ……………………….29
Глава 3. Бюджетная политика РФ и направление ее совершенствования
3.1 Направления реализации бюджетной политики в РФ……………...32
3.2 Цели и задачи бюджетной стратегии на 2011–2013 годы и дальнейшую перспективу……………………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………42
Приложения…………………………………………………………………...…44

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по финансам.doc

— 327.00 Кб (Скачать документ)

Дальнейшая детализация  доходов бюджетов осуществляется в  разрезе соответствующих статей и подстатей. Код вида доходов  бюджетов включает в себя следующие  элементы доходов: федеральный бюджет; бюджет субъекта РФ; бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджет городского округа; бюджет муниципального района; бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации; бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования; бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования; бюджет поселения.

Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку  расходов бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами управления государственных внебюджетных фондов основных функций, решение социально-экономических задач. Структура классификации расходов представлена в виде трех составных частей:

  1. кода главного распорядителя бюджетных средств;
  2. кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов бюджета;
  3. кода классификации операций сектора государственного Классификация расходов содержит четырнадцать разделов, отражающих направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Например: общегосударственные расходы; национальная оборона; национальная безопасность и правоохранительная  деятельность; национальная экономика; жилищно-коммунальное хозяйство; образование; культура, кинематография; здравоохранение; и т.д.

 Разделы детализированы ста подразделами, конкретизирующими направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Например, в рамках раздела «образование» бюджетные средства направляются на дошкольное образование, общее образование, начальное профессиональное образование и т.д., которые являются подразделами раздела «Образование» классификации расходов.

Целевые статьи обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к  конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах соответствующих разделов и подразделов классификации расходов. В качестве примеров целевых статей, выделяемых в рамках раздела «образование», можно назвать «Детские дошкольные учреждения», «Школы-интернаты» а также расходы на реализацию федеральных целевых программ, например расходы на организационно-аналитическое сопровождение мероприятий приоритетного национального проекта "Образование".

Виды расходов детализируют направление финансирования расходов бюджетов по целевым статьям классификации  расходов, так и по целевым программам расходов бюджетов.

Перечень и коды видов  расходов утверждаются в составе  ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях сводной  бюджетной росписью соответствующего бюджета.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Код классификации источников финансирования дефицита бюджета  включает:

1) код главного администратора источников финансирования дефицита бюджета;

2) коды группы, подгруппы,  статьи и вида источников финансирования  дефицитов бюджетов;

3) код классификации  операций сектора государственного  управления, относящихся к источникам  финансирования дефицитов бюджетов.

Классификация операций сектора государственного управления  является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.

Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:

- Доходы;

- Расходы;

- Поступление нефинансовых  активов;

- Выбытие нефинансовых  активов;

- Поступление финансовых  активов;

- Выбытие финансовых  активов;

- Увеличение обязательств;

- Уменьшение обязательств.

 

1.3 Федеральный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства

 

Основные функции управления государством возложены на центральные  органы власти. Для выполнения ими  их обязанностей, для финансового  обеспечения общегосударственных  мероприятий формируется  – федеральный бюджет. Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. В Конституции РФ (ст. 71) зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения  внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовкой высококвалифицированных специалистов.

Средства федерального бюджета  являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного  комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы» и Налоговым кодексом Российской Федерации наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

Вывод. Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы рентабельных отраслей перераспределяются в отраслях с низкой рентабельностью. Финансируя за счет бюджетного фонда содержание учреждений и организаций социальной сферы, государство обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и административными территориями.

 

Глава 2. Анализ федерального бюджета  РФ

 

2.1 Общая характеристика  доходов и расходов бюджета  РФ

 

Доходы федерального бюджета. В соответствие с бюджетным кодексом РФ, доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

 Все доходы государства от способа извлечения могут быть объединены в 2 группы:

  • налоги и другие обязательные платежи;
  • прочие доходы.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) федеральные налоги и сборы,  перечень и ставки которых  определяются налоговым законодательством  Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) таможенные пошлины,  таможенные сборы и иные таможенные платежи;

3) государственная пошлина  в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) доходы от использования  имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

2) доходы от продажи  имущества, находящегося в государственной собственности, – в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации;

3) часть прибыли унитарных  предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, – в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;

4) прибыль Банка России  – по нормативам, установленным  федеральными законами;

5) доходы от внешнеэкономической  деятельности;

6) доходы от реализации  государственных запасов и резервов.

Структура доходной части бюджета непостоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики. Например, налоговые доходы увеличиваются при росте экономической активности в стране, доходы от продажи государственной собственности  — при проведении приватизации.

Расходы федерального бюджета. Под расходами бюджета понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. За счет государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.

 

Расходы бюджета – это экономические  отношения, связанные с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую  и ведомственную. Бюджетную классификацию  расходов можно представить в  виде схемы на  рис.2 (Приложение 2).

В соответствии с действующим в  Российской Федерации законодательством  исключительно из федерального бюджета  финансируются следующие виды расходов:

  • обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
  • функционирование федеральной судебной системы;
  • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);
  • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; и т. д.

Начиная с 2008 года Госдумой РФ принимается трехлетний бюджет, рассчитанный на среднесрочную перспективу в три года. В соответствии со ст.170 Бюджетного кодекса РФ президент Российской Федерации направляется Федеральному Собранию Бюджетное послание, которое содержит основные принципы и направления бюджетной политики Российской Федерации на ближайшие три года. Закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» № 371-ФЗ принят 30 ноября 2011 года.

Главной особенностью трехлетнего  бюджета является сближение уровня доходов и расходов.

На 2012 год утвержден  объем валового внутреннего продукта (ВВП) в размере 58683,0 млрд. рублей. Доходы федерального бюджета в 2012 году составят 11779,8 млрд. рублей (20,1% к ВВП), расходы бюджета в 2012 году запланированы на уровне 12656,4 млрд. рублей (21,6% к ВВП), прогнозируемый дефицит федерального бюджета в сумме 876,6 млрд. рублей (1,5%  к ВВП).

Этот бюджет – дефицитный, нам не хватает почти 1 триллиона рублей. Что это за дефицит? В данном случае сравним этот бюджет с бюджетом 2008 года, последнего года перед кризисом, года наибольших доходов. Если сравнить доходы бюджета 2011 и доходы 2008 года, то в сопоставимых ценах это означает, что нам не хватает примерно 29%. Между тем обязательств бюджета, тех обязательств, которые приняло на себя государство, на 7,4% больше. Таким образом получается около 40% разницы между бюджетами 2008 и 2011 годов. Вот это и называется дефицит бюджета. Но хочеться отметить, что  если бюджет 2008 года был исполнен с профицитом, т.е. с превышением доходов над расходами на 1705,0 млрд. рублей, а 2009 год исполнен с дефицитом, т.е. с превышением расходов над доходами на 2322,3 млрд. рублей, то уже дефицит в 2010 году снизился и составил – 1812 млрд. рублей, а 2011 год был исполнен с прфицитом на 416,5 млрд. рублей, что характеризует положительную динамику выхода из мирового финансового кризиса.

Информация о работе Бюджет России и его роль в социально - экономическом развитии