Банковская система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание

Основные этапы развития банковской системы России, Современная структура банковской системы России, Проблемы функционирования банковской системы РФ

Работа состоит из  1 файл

Банковская система России.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)

Все более интенсивное развитие получает фондовое направление банковской дея­тельности. Банки стали увеличивать долю своих активов, вложенных в предприятия и организации, которые обеспечивают сохранность банковского капитала в условиях инфляции, а также дают возможность доступа к дополнительным материальным ресур­сам, имуществу, правам пользования. В частности, речь идет о таких ценных бумагах, как акции крупных приватизируемых предприятий, имеющих известное имя и продук­цию, обеспеченную спросом.

Коммерческие банки находили и другие возможности активизации своей деятельно­сти с целью достижения более устойчивого финансового состояния.


3. Проблемы функционирования банковской системы России

 

1998 г. стал наиболее драматичным для российской банковской системы. Финансо­вый кризис нанес серьезный удар по устойчивости банков. Значительные потери прослеживаются по всем основным параметрам их деятельности. За август – декабрь 1998 г. капиталы банков сократились на 31 млрд. руб., или на 30%. От девальвации рубля пострадали буквально все банки, от переноса сроков платежей по ГКО – больше половины (62 млрд. руб.). Вследствие этого, а также в связи с ошибками руководите­лей и менеджеров многих банков у 1/3 из них, в том числе крупных, образовался зна­чительный дефицит капитала. Прекратила свою деятельность группа крупных банков, на которые приходилась половина всех расчетных и кредитных операций страны.

В результате кризиса существенно сократились масштабы банковской деятельности. Суммарные активы банков в реальной оценке с учетом изменения курса рубля снизи­лись в период с 1 августа до конца 1998 г. на 123 млрд. руб., или на 16,3%. Сужение ресурсной базы кредитных организаций и увеличение всего спектра рисков привели, по существу, к замораживанию кредитования реального сектора экономики. Кредиты, предоставленные банками предприятиям и организациям, в рублях сократились на 13,6 млрд. руб., или на 12%, в валюте – на 4,3 млрд. долл., или на 31,4%[6].

Наибольший удар кризис нанес крупнейшим многопрофильным банкам в силу спе­цифики структуры их операций (значительные вложения на рынках ГКО, большой объем срочных сделок на валютном рынке, привлечение заемных средств в иностран­ной валюте, активная работа со вкладами населения). По имеющимся данным, из 18 российских банков, относимых к числу крупнейших, лишь 3 имели по состоянию на 1 октября 1998 г. положительный капитал, в то время как по состоянию на 1 января 1998 г. капитал был положительным у всех 18 банков.

Кризис серьезно обострился также вследствие оттока вкладов населения и усиления недоверия к банкам. За август – декабрь 1998 г. рублевые вклады населения сократи­лись на 25 млрд. руб., или на 17%, валютные – на 3,5 млрд. руб., или на 55%. Общая сумма вкладов в рублевом выражении сократилась на 40%[7] . В целом убытки банков­ской системы, без учета Сбербанка РФ, на 1 января 1999 г. составили 33,2 млрд. руб. по сравнению с 13 млрд. руб. прибыли на 1 января 1998 г. по итогам работы 1997 г. Удельный вес убыточных в общем количестве действующих банков вырос на 1 января

1999 г. с 16 до 24%. Доля активов, приходящихся на группу банков, находящихся в критическом финансовом положении, составляет 26,5% совокупности активов банков­ской системы. По ряду важных показателей банковская система оказалась отброшен­ной на несколько лет назад.

Можно назвать две группы факторов, обусловивших кризис российской банковской системы в августе 1998 г.

Первая – это общее кризисное состояние экономики, недостаточное внимание к кредитованию ее реального сектора, ошибочная экономическая и денежно-кредитная политика правительства и Банка России, которая не была ориентирована на подъем и повышение эффективности реальной экономики, колебалась от жесткого монетаризма до искусственно поддерживаемой финансовой стабилизации. Вместе с тем материаль­ное производство – основа любой экономики – с каждым годом сокращалось. И бан­ковская система оказалась заложницей такой политики. Значительная часть ее капита­лов использовалась для финансирования большого дефицита государственного бюджета с использованием пирамиды ГКО.

Большинство отечественных коммерческих банков, включая так называемые системообразующие, почти целиком сосредоточились на операциях на финансовом рынке, приносивших немедленную прибыль: операциях с валютой, ценными бумагами, други­ми финансовыми инструментами. Они стали основным источником доходов, ликвидно­сти банков. В августе 1998 г. на 1 руб. банковских вложений в экономику 76 коп. приходилось на инвестиции в государственные ценные бумаги (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ, евробонды, прочие обязательства государства). Для сравнения отметим, что в Канаде на те же цели расходовалось лишь 7,6 цента из каждого доллара. В Великобритании, дру­гих развитых странах – еще меньше[8]. Отказ правительства от платежей по ГКО в це­лом блокировал почти 16% активов, а по крупным банкам – 40-50% активов, которые рассматривались банками как наиболее ликвидные и надежные.

Вторая группа причин, обусловивших кризис банковской системы, – это низкий уровень банковского капитала, чрезмерная концентрация усилий на развитие тех на­правлений банковской деятельности, которые приносили немедленный, в основном спекулятивный, доход, недостаточная квалификация руководящего персонала многих банков, отсутствие надежных методов управления активами и филиальной сетью, недо­оценка опасности рисков, адекватных объему и характеру операций. Нередки случаи, когда банками допускались необоснованно высокие расходы на содержание персонала банков, строительство зданий, что увеличивало стоимость их операций и сокращало прибыль.

Необходимо отметить, что и в условиях финансового кризиса, разразившегося 17 августа 1998 г., в стране сохранилось достаточно много банков, которые не относятся к категории проблемных даже в это сложное время. Свою устойчивость и возможность продолжения нормального рабочего процесса продемонстрировали целый ряд средних российских банков. Причины надежности этих банков в условиях кризиса заключаются в том, что они не вкладывали значительных средств в государственные ценные бумаги, не брали под залог ГКО кредиты у иностранных банков, не участвовали в доходном прокручивании бюджетных средств, не увлекались игрой на рискованном межбанков­ском рынке. Основным направлением их деятельности оставались качественное обслу­живание традиционной клиентуры, кредитование предприятий реального сектора под высоколиквидные залоги. В результате случаи невозврата или просрочки кредитов у них относительно редки.

По оценке Банка России, из 1473 действующих банков 1032 банка (70%) являются финансово стабильными, и они способны работать без государственной поддержки. 441 банк, или 30%, отнесены к проблемным, поскольку у них образовался значительный дефицит ликвидных средств и капитала, они являются неплатежеспособными и не мо­гут самостоятельно выйти из кризиса. 149 банков из числа проблемных имеют явные признаки несостоятельности (банкротства). 44 проблемным банкам, в число которых входят 18 крупных, будет оказана государственная поддержка в силу их социальной и экономической значимости. На них приходится почти 50% активов и 45% вкладов населения (без Сбербанка). Потребность средств на рекапитализацию банков определя­ется Банком России в 75 млрд. руб[9].  Дифференциация финансового состояния банков требует также и дифференцированного подхода к решению их проблем.

Восстановление и дальнейшее развитие банковской системы страны предполагает решение двух сложных взаимосвязанных задач. Первая – срочное, оперативное восста­новление банков, способных продолжать выполнение банковского обслуживания. Вто­рая задача – на основе российского и международного опыта использовать создавшиеся возможности для формирования практически новой по качеству и цели банковской системы на базе применения современных технологий, бухучета, менеджмента, надзора, аудита. Назовем некоторые направления реформирования банковской системы, наме­ченные правительством, Центральным банком России и Ассоциацией российских бан­ков, которые должны быть реализованы в предстоящий период, с тем чтобы банковская система обеспечивала выполнение базовых функций, отвечающих потребностям эконо­мики.

Для оперативного восстановления банков с целью продолжения ими банковского обслуживания Банк России после 17 августа 1998 г. предпринял целый ряд срочных мер, которые были направлены на предотвращение разрушения банковской и финансо­вой системы страны. К числу таких важнейших оперативных мер Банка России следу­ет отнести проведение многостороннего межбанковского клиринга, позволившего вос­становить систему расчетов, а также разрешить снизить нормативы отчислений в обя­зательные резервы, что увеличило ликвидность банковской системы.

Важным элементом оперативных мер Банка России стало также введение специаль­ных норм регулирования деятельности банков, не относившихся до наступления кризи­са к числу проблемных. В число таких мер вошло допущение на период кризиса при­нятия банками рисков, исходя из величины их капиталов по состоянию на 1 августа 1998 г.; разрешение при расчете обязательных экономических нормативов в отношении операций в иностранной валюте, проведенных банками до 14 августа, использовать валютный курс по состоянию на 14 августа 1998 г. Ряду коммерческих банков был выдан стабилизационный кредит. В результате Банк России даже на период кри­зиса сохранил за собой возможность контролировать основные параметры деятельно­сти банков, а банки получили возможность нормализовать свои взаимоотношения с клиентами. Срок действия особого режима регулирования был установлен до 1 июля 1999 г.

После 17 августа 1998 г. Банк России предпринял некоторые меры по созданию благоприятных условий для реструктуризации и рекапитализации банковской системы, в том числе отменил запрет на оплату взносов в уставные капиталы кредитных органи­заций в иностранной валюте и предоставил участникам-акционерам право производить оплату увеличения уставного капитала кредитных организаций материальными актива­ми в лице банковских зданий.

Одновременно Банк России приступил к решению перспективных задач. Главная из них – реструктуризация всей банковской системы. "Реструктуризация банковской системы – по определению председателя Центрального банка РФ В. Геращенко, – это управляемое согласованными мерами Банка России, органов законодательной и испол­нительной власти, действиями собственников, кредиторов, руководства кредитных ор­ганизаций целенаправленное изменение структуры банковской системы с целью уста­новления нормального банковского обслуживания потребностей экономики. Основны­ми задачами реструктуризации банковской системы является сохранение базового ком­плекса банковских услуг во всех регионах Российской Федерации"[10].

Основные цели программы реструктуризации – выделение жизнеспособного ядра банковской системы, увеличение ее капитала, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для качественного обслуживания клиентов. Важно вос­становить доверие со стороны частных вкладчиков к банковской системе, а также спо­собности банковской системы проводить расчеты. Программа предусматривает прежде всего восстановление функционирования финансовых рынков: валютного, рынка цен­ных бумаг, производных финансовых инструментов и, конечно же, межбанковского кредитного рынка. В среднесрочной перспективе задачей программы является восста­новление банковской системы на коммерческих принципах и создание условий для ее активной работы с реальным сектором экономики, повышение ответственности собст­венников банков за результаты их деятельности по управлению банками.

В основу программы положена группировка банков в зависимости от их реального финансового положения и роли, которую они играют в регионах. Банки разделены на 4 группы.

Первая группа – это стабильно работающие банки, имеющие долгосрочную капитальную базу, не испытывающие значительных затруднений в управлении текущей ликвидностью, способные работать без дополнительной государственной поддержки и решать свои текущие проблемы самостоятельно за счет поддержки своих владельцев, привлечения ими дополнительного капитала с рынка, переговоров с кредиторами.

Вторая группа – это стабильно работающие региональные банки, которые должны стать опорными в будущей региональной банковской системе России.

Третья группа – это отдельные крупные банки, потерявшие капитал и не имеющие возможности самостоятельно продолжать банковские операции, которые, однако, неце­лесообразно было бы закрывать из-за высоких социальных и экономических издержек. Речь идет о тех банках, которые обычно называют системообразующими и которые являются социально значимыми. К их числу относятся и некоторые московские круп­ные банки. Это не означает, что всем банкам данной группы будет оказана финансовая поддержка и все они останутся в таком виде, в каком существовали до августовского (1998 г.) кризиса. Решение будет приниматься в индивидуальном порядке. Возможно, что некоторым банкам, испытывающим дефицит ликвидности и капитала, государство не сможет помочь.

К четвертой группе относятся разорившиеся банки без перспектив, а потому под­лежащие закрытию. К числу последних относятся более 300 банков.

Крупные задачи в связи с этим возлагаются на недавно созданное государственное Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), которое займется санацией в первую очередь проблемных, коммерческих банков.

Банк России намерен внести свои вклад в реструктуризацию ГКО и ОФЗ, возоб­новление рынка государственных ценных бумаг, вексельного кредитования. Приоста­новлены до начала 2001 г. требования о доведении минимального размера собственных средств действующих коммерческих банков до 1 млн. ЭКЮ. Заморожено исполнение форвардных контрактов между российскими банками и иностранными инвесторами (примерно на 15 млрд. долл.) до подготовки программы расшивки этих обязательств, завершения переговоров с западными кредиторами.

ЦБ РФ намерен ускорить разработку нормативной базы регулирования деятельности коммерческих банков на основе рекомендаций международного Базельского комитета по банковскому надзору, сделать прозрачной финансовую отчетность банков на базе мировых стандартов бухучета, чтобы ввести их в полном объеме с 1 июля 1999 г.; уже­сточить лицензирование и надзор за банковскими холдингами, участием банков в фи­нансово-промышленных группах; полностью восстановить рыночную систему финанси­рования банков; разработать и принять средне- и долгосрочную программу развития банковского сектора России

Главной задачей реформирования банковской системы является рекапитализация. С целью создания благоприятных условий для рекапитализации проблемных банков Банк России принял ряд мер, в том числе отменил запрет на оплату взносов в уставные капиталы кредитных организаций в иностранной валюте. Участникам предоставлено право производить оплату увеличенного капитала кредитных организаций материаль­ными активами, в том числе и недвижимым имуществом.

Информация о работе Банковская система России