Аутсорсинг в финансовой сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:02, реферат

Описание

Целью данной работы является раскрытие на основе теоретико-методологических подходов сущности аутсорсинга в финансовой сфере, выявление степени его использования и определения потенциальных возможностей его дальнейшего развития в деятельности российских субъектов хозяйствования финансовой сферы как эффективного экономического инструмента.

Содержание

Введение……..……………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУТСОРСИНГА СФЕР ЭКОНОМИКИ
1.1 Аутсорсинг как стратегия развития бизнеса………………………………...
1.2 Методика выбора поставщика аутсорсинговых услуг……………………...
1.3 Развитие международных аутсорсинговых отношений…………………….
АУТСОРСИНГ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ
2.1 Финансовый аутсорсинг, как инструмент финансовой стратегии
2.2 Банковский аутсорсинг
3. ПЕРСПЕКТИВЫ АУТСОРСИНГА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БАНКЕ

Работа состоит из  1 файл

Реферат Аутсорсинг в финансовой сфере.doc

— 1,005.00 Кб (Скачать документ)

      Рынок лишь начинает формироваться и до стадии насыщения ему еще далеко, ежегодный рост достигает 50-60%. Например, количество клиентов, желающих получить услугу по расчету заработной платы, ежегодно увеличивается на 70%.

      В России, по данным Unistaff Payroll Services, в 2007 году около 250 000-500 000 работников получали зарплату, рассчитываемую аутсорсинговыми компаниями. Специалисты предполагают, что рост рынка в ближайшие 2–3 года будет носить лавинообразный характер, количество «рассчитываемых» сотрудников увеличится до 1–1,5 млн. человек.

      Крупнейшим  в России является московский рынок: по оценкам участников рынка бухгалтерского обслуживания, в Москве действует более 100 фирм, специализирующихся на данном виде услуг, тогда как лишь в некоторых крупнейших региональных центрах их количество может достигать 30-40.

      По  оценке экспертов, крупнейшими компаниями, работающими на рынке аутсорсинга бухгалтерских услуг, являются: Intercomp, Unistaff, UCMS Group и БДО ЮБС, — крупные и средние западные и российские фирмы рассматривают их как основных поставщиков аутсорсинговых услуг. 30

      Очень часто предприятия сталкиваются с необходимостью организации системы  налогового планирования. Между тем, на рынке труда не так много действительно грамотных специалистов  в этой области. Большинство из них работают в сфере консалтингового бизнеса, получают солидную заработную плату и не думают о смене места работы. Решить эту проблему так же поможет аутсорсинг. Услуга по организации системы налогового планирования может быть предложена компаниям как входящая в состав комплексного пакета услуг, так и отдельным блоком.31

     Российская  страховая сфера переживает сегодня  интересный период: с одной стороны, по причине ужесточения государственного контроля сокращается количество страховых компаний, а с другой – растет уровень проникновения страховых услуг, прежде всего благодаря активному региональному развитию. Кроме того, нельзя не отметить возрастающий интерес западных игроков к российскому рынку, а также активизацию процессов слияния и поглощения. Все это, безусловно, оказывает существенное влияние на кадровую ситуацию в страховом бизнесе.

     Усиление  конкуренции и приход западных игроков  вынуждают компании все более  и более тщательно подходить  к отбору специалистов, с чем связан рост уровня проникновения рекрутмента в страховании. Согласно данным исследования, проведенного рекрутинговой компанией «Агентство Контакт», в 2006 году порядка 72% страховщиков пользовались услугами кадровых агентств. Для сравнения: в 2005 году этот показатель был равен 65%. Объем рынка рекрутинговых услуг в 2006 году достиг $21,3 млн, что превышает объем 2005 года на $2,1 млн.

     Поскольку найти высококлассного специалиста  становится все сложнее, страховщики  все чаще предпочитают отдавать функцию  подбора персонала на аутсорсинг. И тут финансовая сфера выступает не как аутсорсер, а как пользователь аутсорсинговых услуг. Сегодня рынок труда в сфере страхования – это, прежде всего, рынок кандидатов: наиболее успешные соискатели имеют возможность выбирать работодателя. Они получают от 2 до 4 предложений от компаний в год и, чувствуя свою востребованность, предпочитают не выходить на открытый рынок труда. Интересно, что в основном через кадровые агентства компании подбирают квалифицированных специалистов (28%) и менеджеров среднего звена (37%), а также управленцев топ-уровня (25%). Начальные позиции с помощью кадровых агентств закрывают лишь 10% компаний.

     Использование услуг рекрутинговых компаний, вынесение  этой функции на аутсорсинг – признак  зрелости рынка, его готовности сосредоточиться  на основном бизнесе, на решении стоящих перед ним непосредственных задач. Согласно данным исследования, 85% компаний предполагают использовать услуги кадровых агентств в дальнейшем, 8% не собираются обращаться в кадровые компании и 7% пока не приняли для себя окончательного решения по данному вопросу.

     Как уже было отмечено, сегодня фокус  внимания сместился с работодателя на кандидата-профессионала. Это привнесло определенные изменения в HR-политику ведущих страховых компаний. Ощутив дефицит кадров и осознав, что продуманные инвестиции в персонал могут приносить до 300% годовых, страховщики стали уделять большее внимание обучению сотрудников. Сегодня квалифицированные специалисты все чаще проходят отраслевое обучение, а топ-менеджмент и менеджеры среднего уровня участвуют в различных тренингах по развитию управленческих и деловых навыков

     В настоящее время на страховом  рынке наиболее востребованы следующие специалисты:

      региональный директор (18%);

      руководитель группы продаж страховых продуктов (13%);

      руководитель группы продаж страховых продуктов в регионах (22%);

      менеджер отдела продаж (17%);

      специалист по прямым продажам (15%);

      страховой агент (22%).

     Если  говорить о востребованности специалистов в отдельных видах страхования, то необходимость в специалистах по автострахованию отмечается у 19% компаний; по страхованию имущества – у 10%; по корпоративному страхованию (по работе с юридическими лицами) – у 9%; по медицинскому страхованию – у 6%; по перестрахованию, страхованию грузов и страхованию ответственности – у 4%.

     Самой динамично развивающейся частью финансовой сферы является банковская, которая в свою очередь требует  детального изучения.

     2.2 Банковский аутсорсинг

     В современной научной литературе и публикациях, посвященным практическим аспектам менеджмента предприятия, присутствует большое количество определений аутсорсинга, однако, несмотря на существующую нормативную базу, посвященную аутсорсингу, в зарубежных странах и в России понятия «банковский аутсорсинг» или «аутсорсинг в банковской сфере» в точных формулировках в нормативно-правовом поле отсутствуют.

     По  мнению Волчёнкова С.А. банковский аутсорсинг (или аутсорсинг в банковской сфере) – это процесс полной или частичной передачи банком отдельных функций или бизнес процессов для выполнения сторонней организации, которая выступает в качестве исполнителя услуг и осуществляет управление процессом реализации данной услуги или бизнес-процесса в рамках собственной деятельности. 32

     При этом следует особо подчеркнуть  в данном определении слово процесс, поскольку передача банком отдельных функций подразумевает не только одномоментный процесс фактического заключения договора на аутсорсинг, но и процесс предварительной оценки и расчетов эффективности передачи отдельных функций сторонней организации, а также  постоянный контроль и оценку банком деятельности партнера по аутсорсингу.

     Банковский  аутсорсинг может быть также определен  как банковская стратегия, основанная на использовании внешних ресурсов для повышения эффективности деятельности всего банковского учреждения.

     Базовым научным обоснованием явления аутсорсинга (в том числе и банковского) согласно оценкам специалистов и исследователей данного процесса являются выводы, выделенные разработчиками и последователями теории транзакционных издержек (затрат). Основные положения теории транзакционных издержек, определяющие особенность банковского аутсорсинга, состоят в следующем:

      – увеличение транзакционных издержек ведет к укрупнению банковского учреждения;

      – размер банковского учреждения или фирмы определяется соотношением двух категорий: транзакционных издержек и издержек внутреннего управления;

      – ключевой вопрос теории аутсорсинга и менеджмента банка: определение специфических активов и передача на аутсорсинг неспецифических.

     В рамках теории разделения труда, основными  выводами, объясняющими данный процесс, выступают следующие:

  1. В банковской сфере разделение трудовых ресурсов играет особо важную роль, и большую, нежели для обычных промышленных предприятий.
  2. Для банковского института свойственны все виды разделения труда, однако отправным моментом для аутсорсинга следует считать техническое разделение труда внутри банковского института.
  3. Дальнейшим критерием для перехода банков к схеме аутсорсинга будет развитость рынка специализированных компаний в той или иной функциональной области.

     Согласно  позиции Куссерга, профессора парижского университета Рене Декарта, «основным  преимуществом микроэкономического  подхода к концепции финансового посредничества является приравнивание банка к предприятию, а банкира к предпринимателю»33.

     Глобализация  финансовых рынков, существенное расширение сфер деятельности банковских учреждений, формирование крупных банковских  групп создает предпосылки к возможному формированию кластера финансовых услуг, центральным звеном которого может выступать банк. 

      Рисунок 7 – Формирование кластера финансовых услуг на примере организации кредитного процесса банка Sparkassen

Источник: Представленная схема взаимодействия основана на интервью с вице-президентом банка Sparkassen Bayern г-ном Р. Фальтермайером

     В настоящее время банковские группы объединят вокруг себя различные  организации: страховые компании, лизинговые компании, оценочные компании, компании-собственники объектов недвижимости, компании, управляющее объектами недвижимости и осуществляющие управление фондами недвижимости, образовательные учреждения.

     Возможной основой для формирования кластера финансовых услуг является кредитный процесс, в который вовлечены оценочные компании, лизинговые компании, компании, занятые оценкой кредитоспособности заемщика.

     Ярким примером может служить система  предоставления кредитов в сберегательных банках в Германии. Сберегательные банки при выдаче кредита оставляют за собой лишь функции, связанные с предоставлением базовой информации при первой встрече с заемщиком в офисах банка (при этом часть данной функции переложена на кредитных брокеров) и дальнейшее обслуживание «непроблемных» кредитов, остальные функции могут быть переданы на аутсорсинг. При таком взаимодействии со сторонними организациями формируется кластер финансовых услуг для заемщиков, центральным звеном которого выступает банк. Схема взаимодействия банка с компаниями финансового сектора при выдаче кредита представлена на рисунке 734. Для получения полной картины кластера финансовых или банковских услуг в рамках ассоциации сберегательных банков Германии к рассмотренному примеру формирования взаимодействия банка с компаниями-патнерами по аутсорсингу следует добавить те компании, которые обслуживают весь спектр банковских операций Sparkassen: специализированную IT  компанию, стороннюю компанию по внутреннему аудиту, зонтичную организацию по предоставлению маркетинговых услуг для всей ассоциации сберегательных банков Германии, компанию по оказанию образовательных услуг. Примером банковской группы, образующей кластер финансовых услуг на российском рынке, являются банки «КИТ-Финанс», «Уралсиб».

     Анализ  банковских групп в данном организационном  аспекте создает предпосылки  для применения теории кластерного  анализа к идентификации явления банковского аутсорсинга. Все причины, по которым предприятие переходит на аутсорсинг можно разделить на несколько классификационных групп:

  1. Причины, обусловленные мотивом экономии затрат – оплата труда сотрудников, альтернативные издержки персонала, временные затраты менеджмента и др.
  2. Причины, обусловленные мотивом улучшения качества услуг и повышения эффективности производства.
  3. Причины, обусловленные возрастающим усложнением процессов управления.
  4. Причины, обусловленные возможностью эффективного использования передовых технологий и опыта других компаний.

     Основным  правилом и первопричиной аутсорсинга  для банка является следующее  утверждение: для банка аутсорсинг выгоден, если внешний провайдер услуг способен обеспечить банку экономию и/или более высокий уровень качества услуг за счет отдельных факторов, которыми обладает потенциальная компания аутсорсер.

     Существуют  предпосылки и причины аутсорсинга  для банковского института, которые обусловлены «поведенческим аспектом», связанным с текущей стадией развития банка, его положением на рынке. Основными возможными состояниями банковской организации и соответствующими предпосылками аутсорсинга могут являться следующие ситуации:

  1. Банк  принимает стратегическое решение сосредоточить ресурсы на основном виде деятельности.
  2. Банк переживает период внутренних перемен (реструктуризация, реорганизация, процесс слияния, поглощения). Передача в этот момент части внутренних функций является наиболее безболезненным путем решения задач, стоящих перед организацией.
  3. Рост бизнеса банка и нагрузки на отдельные функции увеличиваются пропорционально с ним. При использовании аутсорсинга отпадает необходимость нанимать дополнительный персонал и оборудовать рабочие места.

     Экономические мотивы передачи банками отдельных функций на аутсорсинг, специфические для российской банковской практики:

     – нежелание банка распространять существующую социальную программу на весь штат и возможность сократить персонал в любой момент;

     – желание вывести непрофильных сотрудников за штат для расчёта эффективности соотношения операционных показателей банка к численности штата;

Информация о работе Аутсорсинг в финансовой сфере