Анализ и развитие системы материального поощрения на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 11:51, курсовая работа

Описание

Путь к эффективному управлению человеком лежит через эффективное стимулирование. В своей работе я рассмотрю все формы материального и материального стимулирования, определю их преимущества, слабые и сильные стороны, а на примере предприятия ОАО «Теремок» проанализирую, какие из них используются в этой организации и почему именно они наиболее эффективны здесь.
Итак, целью работы является разработка современных способов совершенствования форм стимулирования и материального поощрения труда персонала.
Данная цель была реализована на примере изучения практики стимулирования труда в ОАО «Теремок».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ПООЩРЕНИЯ
1.1 Материальное поощрение за труд................................................................6
1.2 Расчет материального поощрения работников подразделения по результатам труда за отчетный период...............................................................16
2 АНАЛИЗ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ХЛЕБОПЕКАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ OAO «ТЕРЕМОК»
2.1 Общий анализ материального поощрения на предприятии.....................21
2.2 Развитие системы материального поощрения работников как способ
повышения производительности труда...............................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................31

Работа состоит из  1 файл

курсовая финансы предприятия.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

     При разработке системы материального  стимулирования персонала российского  ОАО — бывшего госпредприятия — приходится учитывать социально-психологические  особенности и всю систему  ценностей работников. Оказалось, что персонал предприятия можно условно подразделить на две противоположные группы: работники с «капиталистической», индивидуалистической, рыночной ориентацией (как правило, это в основном молодые люди) и работники «советского» типа, для которых характерен коллективизм и приверженность патерналистским ценностям (имеют солидный стаж, люди среднего и предпенсионного возраста, которые пока не смогли приспособиться к новым условиям). В зависимости от вклада конкретного работника в результат деятельности предприятия решается вопрос о его материальном стимулировании.

     Задача  персонала данного предприятия  — расширение рынка и рост объема продаж. На начальном этапе (этапе  агрессивного проникновения на рынок) оправдано установление значительного  вознаграждения за объемы продаж сверх плана. Так, в случае выполнения плана оно состоит из оклада и 40% премиальных, в случае перевыполнения плана устанавливается дополнительный процент от оклада за каждую единицу проданного продукта сверх нормы.

       Заметим, что усилия некоторых  менеджеров по увеличению объемов продаж стимулирует то,  что максимальные размеры премии не ограничены.

     Однако  другая группа специалистов не заинтересована в получении дополнительного  вознаграждения за такие усилия, так  как это требует с их стороны значительных затрат труда и  времени. В этом случае не срабатывает, и мотивация к труду через влияние одних членов группы на других. Например, для женщин-работниц старше 40 лет, имеющих детей, сорокалетний возраст — это рубеж, за которым падает восприимчивость к инновациям и динамичным требованиям окружающей среды. В этой группе люди чаще заявляют, что им не нужно «прибавление и вычитание премии» в зависимости от результатов работы. Они требуют стабильного дохода из месяца в месяц и не заинтересованы в нестабильной и неопределенной премии. К этой же группе (в плане стимулирования) можно отнести разгильдяев, имитаторов деятельности, временных сотрудников и т.п.

     В случае, когда цель по увеличению объема продаж и расширению рынка достигнута или заметно снижается прирост выручки, необходимо пересмотреть систему вознаграждения работников и ввести большее количество показателей для оценки результатов их труда.

     Например, в случае недовыполнения или перевыполнения плана по продажам размер премиальных  выплат умножается на коэффициент дистрибуции (представленности товара в торговых точках города). Соответственно, если коэффициент дистрибуции меньше единицы, размер премии значительно уменьшается. Таким образом, стимулируется более тщательная работа по размещению наиболее полного ассортимента товаров производителя в наибольшем количестве торговых точек. Величина премии зависит и от представленности товара на полках магазина в соответствии с выработанным фирмой единым стандартом. Это коэффициент мерчендайзинга, отражающий процент торговых точек, в которых были соблюдены стандарты выкладки товара.

     Премиальные выплаты также могут варьироваться  в зависимости от товарного ассортимента, района размещения товаров. Так, у данного  предприятия рассчитываются следующие  коэффициенты:

     - территориальный коэффициент, отражающий удаленность обслуживаемого района от производства, степень его освоенности, характер отношений поставщика и покупателя;

     - коэффициент сравнения показателей объема продаж на текущий момент времени с аналогичными показателями за предыдущий период (среднесуточные и среднемесячные показатели);

     - число активных клиентов (покупающих продукцию с интервалом, характерным для продукта данной отрасли) по сравнению с прошлым периодом. Устанавливаются допустимые отклонения (обычно 3—5%) числа активных клиентов. Рассчитывается количество посещений магазина клиентами в день, сальдо (платежный баланс клиента) на конец рассматриваемого периода, число новых клиентов за месяц.

     Приведем  некоторые замечания по использованию  «усложненных» коэффициентов в расчетах предприятия:

    1. Большая часть коэффициентов влияет как на увеличение, так и на уменьшение размера премиальных.
    2. Территориальный коэффициент часто оценивается субъективно, поэтому необходимо тщательно подходить к его расчету.
    3. Коэффициент сравнения показателей объема продаж на текущий момент времени с аналогичными показателями за предыдущий период неизбежен и существенен, если фирма имеет агрессивную стратегию на рынке.
    4. В случае сокращения числа активных клиентов свыше нормы (а норма рассчитывается с учетом объективных процессов закрытия торговых точек, их переименования, появления новых) необходимо лишать виновных соответствующей доли премии, так как стабильная клиентская база является основным условием эффективной работы предприятия. Не случайно в момент августовского кризиса 1998 года успешные предприятия работали на минимуме рентабельности, чтобы не потерять «основного клиента». Такие предприятия смогли опереться на своих лояльных клиентов как во время кризиса, так и сразу после его завершения.
    5. В случае, когда объем продаж превышает плановый показатель, положительное сальдо рассматривается как источник премирования в последнюю очередь. Иногда текущим увеличением премиальных выплат жертвуют ради будущей более благоприятной ситуации на рынке в расчете на более весомую премию в долговременной перспективе. При этом требование «предоплаты всегда» от клиента резко сокращает объем продаж.

     Помимо  премиальных выплат, к методам  материального стимулирования мы бы отнесли различные системы штрафных баллов, набираемых по числу нарушений правил и норм распорядка работы, трудовой дисциплины и т.д. Количество баллов, набранных за определенный период, является весомой оценкой работы специалиста.

     Возвращаясь к вопросу о социальных особенностях работников постсоветского предприятия, необходимо подчеркнуть болезненное внимание людей к проблеме социальной справедливости. Чтобы избежать конфликтов, связанных с порядком оплаты труда, они успешно используют зарубежный опыт: доступ к информации о зарплате сотрудников ограничивается, а заработную плату работники предприятия получают через банковскую систему по дебиторской карте, что в  итоге снижает конфликтность и социально-психологическую напряженность в коллективе.  

     2.2 Развитие системы  материального поощрения работников как способ  повышения производительности труда 

     На  благополучном, экономически стабильном предприятии, каким является ОАО  «Теремок», применение только методов материального поощрения (и наказания) постепенно ведет к снижению заинтересованности персонала в результатах своего труда. Поэтому целесообразно сочетать методы материального и нематериального стимулирования. Эффективность нематериальных стимулов зависит от умелого индивидуального подхода в работе с персоналом. Нематериальное стимулирование задействует психологические, социальные аспекты трудовых отношений. Оно позволяет повысить эффективность работы за счет:

     - создания условий для межличностных контактов в процессе труда;

     - создания «единой команды»;

     - периодических совещаний с участием работников;

     - высокой оценки и поощрения достигнутых результатов;

     - открытых и доверительных отношений руководителя и работников;

     - систематического, точного информирования коллектива о производственно-экономической ситуации предприятия, его перспективах, планах.

     Повышают  статус работника в его собственных  глазах и в коллективе выполнение содержательных, творческих, сложных, важных заданий, требующих полной отдачи, а также привлечение подчиненных  к процессу управления предприятием, делегирование прав и полномочий, стимулирование карьерного роста подчиненных, плановое обучение и переподготовка.

     В системе нематериальной мотивации  и стимулирования персонала должны учитываться социальные, морально-этические  требования работников, их ожидания и  потребности в моральном поощрении, признании заслуг. Почетные грамоты, призы, информирование общественности о лучших работниках предприятия в СМИ и на Доске почета предприятия — традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя формы нематериального поощрения, которые используются на ОАО «Теремок» и в настоящее время. Например, Доска почета в центральной части территории предприятия периодически обновляется, причем на ней представлены и молодые сотрудники разных отделов.

     В хлебопекарной промышленности перспективно применять формы привлечения персонала к процессу управления предприятием посредством делегирования полномочий в процессе работы группы по развитию (по управлению качеством продукта) или проектной группы представителей функциональных служб, организованной по принципу матричной системы управления для выполнения конкретных задач. Эти формы позволяют принимать оперативные и взвешенные решения по модернизации технологического цикла, повышению качества товара, улучшению ассортимента и приемов продвижения продукции. Благодаря таким методам наиболее полно раскрывается потенциал работника; изменения ассортиментного ряда продукции предприятия происходят значительно быстрее и  с меньшим количеством неправильных и дорогостоящих решений. Более того, часто только таким методом удается разрешить клубок текущих проблем на этом динамичном предприятии с круглосуточным режимом работы и доставки.

     На  заводе практикуется поручение самостоятельных  проектов по развитию бизнеса отдельным  сотрудникам или торговым представителям. Так, многие торговые представители выполняют индивидуальные задания по продвижению и реализации продукции на определенном сегменте рынка. При этом, будучи «менеджерами района», они уполномочены самостоятельно принимать решения и несут полную ответственность за объемы продаж в конкретном районе города.

     Поручение специфического и сложного задания  группе сотрудников решает проблему создания команды.

     Групповая работа может быть организована в   форме деловой игры, тренинга, выездного семинара или мониторинга рынка. Например, от данного предприятия в Москву на два дня с целью изучения рынка были направлены двадцать три сотрудника отдела продаж. Они проявили энтузиазм, успешно справились с заданием, очень устали, но не потребовали вознаграждения за выполненную работу (предварительно данное мероприятие называлось «поездкой в Москву с целью поощрения»). Секрет, возможно, заключается в том, что задача по анализу рынка была поставлена творчески, и каждый старался не ударить в грязь лицом и найти сведения поинтереснее. После поездки заметно улучшились отношения, взаимовыручка и взаимозаменяемость персонала.

     Подводя итог, отметим, что применение разных способов мотивации работников в  сложных условиях перехода к рыночной экономике позволяет значительно  повысить успех работы предприятия и сделать более определенными перспективы его развития.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   Подводя итоги проделанной работы необходимо сказать, что стимулирование работников обеспечивается путем увеличения прибыли  за счет повышения эффективности  и качества работы. Эффективность труда и качество труда являются ключевыми факторами в повышении прибыли предприятия в долгосрочном периоде.

     В данном курсовом проекте были изложены теоретические аспекты, связанные  с повышением эффективности системы  стимулирования труда, его анализа на предприятии. Приведены рекомендации по повышению эффективности системы стимулирования труда.

     Одним из важнейших аспектов, влияющих на эффективность работы персонала, является система материального поощрения, определенная модель которого существует на каждом предприятии или фирме. Она представляет собой взаимосвязанные принципы и факторы, которые побуждают служащих к высокопроизводительной трудовой деятельности, обеспечивая тем самым продуктивную работу всей системы.

     Прежняя «уравниловка» в оплате труда работника на современном российском предприятии уступает место дифференцированной системе материального стимулирования. Дифференциация заработной платы и дополнительных материальных выплат может осуществляться в зависимости от пола, возраста, профессионального статуса, уровня образования, квалификации, стажа работы на предприятии, значимости занимаемой должности и даже с учетом морально-психологических характеристик работников, как это происходит на предприятии ОАО «Теремок».

    К наиболее актуальным подходам в настоящее время относят следующие. Комиссионный подход — один из наиболее естественных и распространенных способов повышения заинтересованности сотрудников. Он эффективен при условии, если верно разработан — напрямую связан с выполняемой работой и ее результатами и легко рассчитывается. Комиссионные должны выплачиваться регулярно — каждый месяц, а не раз в квартал, и должны быть значительной прибавкой к семейному бюджету. Премия — также довольно распространенный способ стимулирования, но он может рассматриваться как индивидуальное право каждого независимо от результатов работы компании. Коллективные премии не всегда мотивируют каждого сотрудника в отдельности, и зачастую из-за отдаленности цели во времени сотрудники забывают поддерживать уровень выполнения работы, необходимый для выплаты премии. К финансовой помощи можно отнести транспорт, ссуду на покупку недвижимости, оплату медицинской и других страховок, которые могут распространяться или не распространяться на членов семьи сотрудника. Пенсии. Эта привилегия гораздо меньше ценится молодыми сотрудниками и поэтому не всегда является мотивирующим фактором.  Отпуска и праздники. Важно, чтобы они согласовывались с личной жизнью сотрудника. Стимулировать могут как продолжительность отпуска, так и его даты. Продолжительность отпуска может увеличиваться со стажем работы в компании. Командировка может сочетаться с отпуском (таким образом, компания оплачивает билеты в то место, куда сотрудник сам не смог бы позволить себе поехать). Качества и условия самой работы. Пытаться стимулировать человека, находящегося не на своем месте, всегда трудно. Дать сотрудникам возможность развить в себе новые навыки и получить новые знания, а также «сменить обстановку» можно, организуя рабочие группы для выполнения проектов или специальных заданий. Оборудование. Ноутбук, пейджер, мобильный телефон и т.д., которые могут использоваться также и в личных целях, — все это очень веские стимулирующие факторы.  Ответственность. Большинство людей получают удовлетворение от возложенной на них ответственности как от чего-то, что принадлежит только им. Они могут считать это своей собственностью и гордиться результатом. Передача ответственности не обязательно должна иметь большие масштабы, но какой бы ни была ответственность, она рождает более обдуманное и внимательное отношение к методам работы и ее конечным результатам и, соответственно, влечет за собой рост продуктивности и эффективности, стимулируя вместе с тем работу в команде. Продвижение и рост. Ощущение собственного прогресса само по себе мотивирует. Категории и звания можно использовать для создания уровней в пределах одной должности, чтобы сотрудники имели возможность более регулярного роста. Признание и поощрение — например, выбор «сотрудника месяца». Подобные меры должны быть организованы так, чтобы возможность выиграть была у всех. Если каждый раз это будет один и тот же человек, — этот фактор перестает быть стимулирующим: вскоре команда поймет, что победитель уже давным-давно выбран, и в результате интерес и доверие к такой системе будут потеряны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Анализ и развитие системы материального поощрения на предприятии