Этика в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 07:22, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть этику в международной торговле. Задачи работы: изучить отношения этики и бизнеса; на примере нефтяной отрасли проанализировать социальную ответственность бизнеса в международной торговле; выделить пути государственного регулирования нефтяной отрасли, а также политические и экологические проблемы, сопутствующие развитию отрасли.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основы этики в международной торговле 5
1.1 Этика в международном бизнесе 5
1.2 Этика торговли и религиозно-философское мировоззрение 6
1.3 Современные подходы к этике торговли 8
Глава 2. Социальная ответственность нефтяной отрасли 17
2.1 Корпоративная социальная ответственность 17
2.2 Информационная открытость в области КСО и ее связь со стратегическими целями компаний 20
2.3 Приоритеты в сфере корпоративной социальной ответственности российских компаний 23
Глава 3. Проблемы государственного регулирования нефтяной отрасли 25
3.1 Подходы к государственному регулированию 25
3.2 Экологические проблемы и нефтяные интересы 29
3.3 Нефть и политические конфликты 34
Заключение 41
Список литературы 43

Работа состоит из  1 файл

Этика в международной торговле.doc

— 202.50 Кб (Скачать документ)

     В области права существуют спорные  проблемы. Одна из них заключается  в противоречии между правами  личности, особенно при распределении  недостаточных ресурсов. Кроме того, проблема возникает и из несогласия в некоторых случаях общества с правами индивидуума.                                  

     Что касается третьего принципа — утилитаризма — принятие решения в данном случае зависит от соотношения затрат и  прибылей. Люди, которые доказывают необходимость определенных решений, исходя из этой перспективы, говорят так: «Самого большого добра да побольше». Они определяют затраты, так же как и прибыль, на каждом шаге в бизнесе. Утилитаристы будут доказывать, что наиболее желательный ход действия тот, который приводит к наибольшим прибылям.

     Обосновывать  принятое решение в бизнесе, исходя из всех трех вышеперечисленных принципов, не всегда возможно. Так, увольняя работников, менеджер строит свое решение на основе принципа утилитаризма, иногда права, но не справедливости. Наоборот, оставляя на предприятии работника, он поступает так, реализуя свое представление о справедливости и соблюдении прав последнего, но поступается принципом утилитаризма.                                 

     В России существует огромная потребность в руководителях, способных вывести фирму на ведущие конкурентные позиции и сохранить при этом порядочность и нравственный облик. Необходима конструктивная система обучения этическим  нормам. Основой такой системы могли бы стать западные модели морального усовершенствования человека и организации. Так, например, в США регулярно выходят выпуски «Обзор организации поведения обучающего», в которых ведутся? дискуссии о вопросах обучения нравственности в американских бизнес-школах.12 Одна из разработок, посвященных данной теме, носит название «Модель морального усовершенствования индивидуума и организации» (см. табл. 1.1).      

      Обучение морали — процесс сложный  и длительный. Известный в США  автор книг по философии бизнеса («Лидерство: скрытая от других сторона величия»,  «Сердце бизнеса: этика, власть, философия») Питер Костенбаум формулирует следующие составляющие долговременного успеха фирмы:

       • прибыль;                 

     • люди (мораль);

     • товары или услуги;

      • гордость (престиж).13

     Прибыль Костенбаум обосновывает как основную цель бизнеса. Люди должны получать удовлетворение от своего дела, от деятельности в данной фирме.

     Продукции и услуги компании, безусловно, должны отличаться высоким качеством. И наконец, устойчивое реноме фирмы влияет на долговременные результаты ее деятельности.

      Однако не следует идеализировать западную деловую этику, так как  и в промышленно развитых странах  нередки случаи элементарной непорядочности, злоупотреблений и даже преступлений. Чего стоит, например, сравнение американским экономистом Альбертом А. Карром, работавшим специальным советником президента Трумэна, правил предпринимательства и игры в покер. И в том и в другом случае, отмечает Карр, ложь перестает быть ложью, поскольку все участники игры заранее знают, что откровенности от партнеров ожидать нельзя. Игра призывает не доверять партнеру, а хитроумный обман и стремление скрыть свою подлинную силу и намерения — основы игры. Логика покерной аналогии, безусловно, была встречена с большими возражениями. Однако данная концепция, интересно и логично построенная, возникла как отражение деловой действительности и имеет все основания для существования.

     Несмотря  на общепринятую иронию в отношении  «российской деловой этики», у русского бизнеса имеются сравнительно большие основания для формирования собственной нравственной базы — залогом этого являются исторические корни российского бизнеса и специфика человеческих отношений.

     В подтверждение первого приведем следующий девиз, под которым  в дореволюционной России выходила газета деловых кругов «Биржевые ведомости»:

     «Прибыль  превыше всего, но честь превыше  прибыли!».

 
 

     Таблица 1.1

     Нравственные  приоритеты человека и фирмы

Модель  последовательного  развития этики индивидуума Модель  последовательного  развития этики организации
1. Материальные последствия определяют  этику поведения, которой соответствует  почтительное отношение к полномочию 1. Социальный  дарвинизм: боязнь утраты финансовой  устойчивости диктует моральное  поведение. Прямое использование  силы является нормой
2. Стремление человека к удовольствиям является его главным интересом 2. Прибыль организации  определяет ход ее действий. Успешное  достижение целей оправдывает  использование любых средств,  включая манипулирование людьми
3. Санкция определяет поведение.  Хорошим человеком считается тот, кто удовлетворяет интересам семьи, друзей и партнеров 3. Культурное  соответствие: традиция действия  привычных процедур в интересах  групп. Требование по соблюдению  социальных норм диктует, что  является правильным или неправильным поведением
4. Согласие с властью, поддержка  «социального заказа», «выполнение  долга» 4. Преданность  власти: указания законной власти  определяют моральные стандарты  и этические нормы. Справедливость  и несправедливость базируются  на решениях иерархии законных полномочий
5. Терпимость к разногласиям и  применение права большинства 5. Демократическое  участие: участие в подготовке  решений и уверенность в праве  большинства должны стать нормами  морали организации. Участие в  управлении становится установкой
6. Что правильно и хорошо —  это предмет совести человека  и ответственности за принятые  обязательства. Нравственность опирается  на принципиальные убеждения  личности 6. Целостность  организации: справедливость и  права человека являются идеалами  этики. Сбалансированное решение среди соревнующихся интересов формирует характер организации
 

     В. И. Бенедиктова дает следующие рекомендации, позволяющие сформировать российским бизнесменам устойчивый нравственный облик:36

     • выработайте привычку: все, с чем  вы сталкиваетесь, рассматривайте с точки зрения пользы для высшего дела;

     • выполняйте обещания в срок. Если не смогли выполнить — не оправдывайтесь, а определите новый срок и сдержите слово;

     • будьте внимательны и объективны к «бесполезным» предложениям, ненужные предложения отклоняйте тактично и вежливо;

     • будучи уверенным в себе, избегайте  быть самоуверенным;

     • ничто так не компрометирует предпринимателя, как его растерянность;

     • не забывайте, что ваше мнение или  позиция не всегда хороши, есть и  другие мнения и позиции, отнюдь не худшие;

     • не оставляйте без тщательного анализа  ни один случай неудачи, сбоя, промаха;

     • в общении с людьми научитесь  понимать то, что не высказано;

     • руководствуйтесь в работе тремя  «не»: не раздражайтесь, не теряйтесь, не распыляйтесь;                       

     • будьте терпимы к недостаткам  людей, если эти недостатки не мешают вашему бизнесу;

     • помните, что человека можно оскорбить  не только словом — поза, жесты, мимика часто не менее выразительны;               

     • избегайте заносчивого, самонадеянного, категоричного тона в разговоре, выступлении — в нем явно видны переоценка собственной персоны и пренебрежение к окружающим;             

      • помните, что нет ничего острее и болезненнее для человека, чем  унижение. Последнее никогда не забывается и не прощается. Бойтесь совершить несправедливость — она сильно задевает людей.

     Все вышесказанное свидетельствует  о том, что этика является нравственной категорией, охватывающей многообразные  формы деятельности фирмы, и не может быть изложена с помощью определенного свода правил поведения и общения. Будучи понятием существенно более емким, этика свою законченную форму приобретает в виде делового этикета.

     Деловой этикет имеет массу определений. В целом его можно охарактеризовать как основу кодекса поведения, принятого в бизнес-среде.

     Используя нормы и правила делового этикета, мы можем прогнозировать поведение коллег и сами становимся предсказуемыми, что помогает эффективно организовать процесс управления. Особенно важно изучать все составляющие делового этикета в международном бизнесе, так как кроме единых норм и правил в нем существует великое множество национальных и культурных поправок, весьма значимых в деловых отношениях. Как не заблудиться в этом море национальных различий? Как избежать улыбок, вызванных слепым копированием чужих манер? Лучшие помощники здесь — такт и верность национальному менталитету и бизнес-этикету (благо в настоящее время превалирует международный бизнес-этикет, рожденный сближением национальных деловых кодексов хорошего тона).

     Международный бизнес-этикет — понятие весьма емкое и не ограничивающееся вопросами соблюдения деловой субординации и переговорным процессом. Основными составляющими международного бизнес-этикета являются:

1. Правила  приветствия.

2. Правила обращения.

3. Правила  представления.

4. Организация  деловых контактов (переговоров,  встреч, приемов, деловой переписки).

5. Деловая  субординация.

6. Рекомендации  по формированию внешнего облика  делового человека.

7. Этические  нормы денежных отношений.

8. Правила обмена подарками и сувенирами

и даже

9. Приемлемость  чаевых.

Международный деловой этикет во многом разнится с правилами хорошего тона, принятыми  в приватной обстановке. Вопросы  делового этикета подробно рассмотрены  в специальной литературе.14

 

Глава 2. Социальная ответственность нефтяной отрасли

     2.1 Корпоративная социальная ответственность

     В международном понимании корпоративная социальная ответственность (КСО) трактуется как добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

     При этом западные компании отнюдь не воспринимают КСО как благотворительную деятельность. В мировой практике деятельность в области КСО воспринимается как прагматичное направление бизнеса и является одним из инструментов, который позволяет:

     • повышать деловую репутацию бизнеса, капитализацию компании, устанавливать эффективные и сбалансированные отношения со всеми стейкхолдерами (это группы, организации или индивидуумы, на которые влияет компания и от которых она зависит) компании - государством, акционерами, потребителями, персоналом, партнерами, местными сообществами; 

     • эффективно управлять непроизводственными рисками, возникающими в процессе взаимодействия со стейкхолдерами.

     Таким образом, сфера КСО включает управление деятельностью компании в области экологии, промышленной безопасности и охраны труда, развития персонала, внешней социальной деятельностью, взаимоотношений компании со всеми группами стейкхолдеров.

     Любая успешная компания опирается в своей деятельности, прежде всего на единую стратегию развития бизнеса. Бизнес-стратегии определяют бизнес-цели верхнего уровня, к которым стремится компания в своем развитии.

     Примерами таких целей могут служить:

     • Рост рыночной капитализации компании; 

     • Лидерство в одной или нескольких сферах деятельности; 

     • Захват новых рынков и диверсификация; 

     • Повышение доходности бизнеса; 

     • Выход из кризисной ситуации / улучшение положения компании.

     Выбор одной или нескольких целей в качестве приоритетных фактически определяет основные направления развития компании, а также механизмы и действия, обеспечивающие достижение этих целей. 
Практика ведущих зарубежных компаний показывает, что корпоративная социальная ответственность также рассматривается через призму стратегических бизнес-целей.

     Прежде всего, это выражается в выборе тех стейкхолдеров, отношения с которыми являются для компании приоритетными. Этот выбор определяет, какими конкретно методами будет пользоваться компания в процессе управления КСО. Ведь, каждая группа стейкхолдеров имеет собственные ожидания относительно деятельности компании. И именно на этих ожиданиях базируется их отношение к компании.

     Опыт западных компаний показывает, что все нефтянные компании достаточно серьезно относятся к деятельности в области КСО и воспринимают его как стратегическое направление деятельности.  
Компании фиксируют свои стратегические намерения в области КСО в программных документах и публично их предъявляют. Большинство исследуемых западных компаний имеет такие документы стратегического уровня, в том числе Политики в области здоровья, безопасности и экологии (BP, ENI S.P.A., ConocoPhillips, ExxonMobil).15

Информация о работе Этика в торговле