Экономическая модель потребительского поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 13:03, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - рассмотреть экономическую модель потребительского поведения.

Задачи работы:

1. Рассмотреть бюджетные ограничения и покупательная способность

2. Проанализировать представление потребительских предпочтений с помощью кривых безразличия.

3. Изучить факторы, определяющие поведение покупателя.

Предмет работы - экономический аспект проблемы потребительского поведения.

Объект работы - потребительское поведение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. БЮДЖЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ 4
1.1. БЮДЖЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ. 4
1.2. НОМИНАЛЬНЫЙ И РЕАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ДОХОДА. 7
2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ. 10
2.1. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. 10
2.2 ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА РЫНКЕ. 12
2.3. ОБЩИЕ СВОЙСТВА КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ. 17
2.4. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР. 23
3. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЯ 27
3.1. КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ 27
3.2. ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА 30
3.3. ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ 32
3.4. ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРЯДКА 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа состоит из  1 файл

Модель потребительского поведения.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

    Помимо указанных  аксиом, имеющих всеобщий характер, для построения достаточно практичной теории потребления необходимо еще сделать предположения менее обязательного свойства. Тем самым мы несколько сужаем круг охватываемых явлений, но взамен добиваемся гораздо большей работоспособности данной теории, при этом наши потери оказываются совсем невелики. Наиболее существенным здесь является предположение о ненасыщаемости потребностей - при решении каждой данной проблемы потребления большее количество любого блага всегда будет предпочтительнее, чем меньшее количество того же блага. Соответственно и набор благ, в котором количества каждого из видов благ не меньше аналогичных количеств в другом наборе, а количество благ, по крайней мере, одного вида больше, чем в другом, всегда будет рассматриваться нами как более предпочтительный. Еще одним существенным предположением будет непрерывность предпочтений.

    Все эти предпосылки  необходимы для того, чтобы получить возможность определить функцию  полезности. Наглядно особенности предпочтений каждого данного потребителя  могут быть выражены с помощью кривых безразличия.

    Потребительский выбор- выбор, максимизирующий функцию  полезности рационального потребителя  в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода). Наряду с общими принципами рационального потребителя  существует особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист выделил три типичных случая взаимных влияний:

    1)Эффект присоединения  к большинству. Потребитель, стремясь  не отставать от других, приобретает  то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая.

    2) Эффект Сноба.  В этом случае у потребителя  доминирует стремление выделиться  из толпы. И здесь отдельный  потребитель зависит от выбора  других, но эта зависимость обратная.10

    3) Эффект Веблена. Именем Т.Веблена называется престижное или демонстративное потребление, ярко описанное им в "Теории праздного класса"(1899), когда товары и услуги используются не по назначению, а для того, чтобы произвести на окружающих неизгладимое впечатление.

    Анализ поведения потребителя (одна из составляющих маркетинговых исследований) предоставляет производителю (продавцу) значительные преимущества при принятии им решения об изменениях в номенклатуре изделий, продвижении нового товара на рынок, выборе целевых сегментов рынка. Рыночная ситуация постоянно изменяется под влиянием политических, социальных, экономических и многих других факторов. Потребитель ощущает на себе это влияние, (различное в зависимости от типа рынка); под этим влиянием формируются вкусы, которые также постоянно изменяются. Возникает необходимость в оперативном анализе изменений в отношении к товару у постоянных и потенциальных потребителей, для чего разрабатываются методы анализа их поведения как составляющей маркетинговых исследований. 

    3. Факторы, определяющие поведение покупателя

    3.1. Культурные  факторы 

    Культура - основная первопричина, определяющая потребности  и поведение человека. Человеческое поведение - вещь в основном благоприобретенная. Ребенок усваивает базовый набор  ценностей, восприятий, предпочтений, манер и поступков, характерный для его семьи и основных институтов общества.

    Рисунок 3.

    Факторы, оказывающие  влияние на покупательское поведение.  

    Так, ребенок, растущий в Америке, знакомится или  сталкивается со следующими ценностными представлениями: свершение и успех, активность, работоспособность и практичность, движение вперед, материальный комфорт, индивидуализм, свобода, внешний комфорт, филантропство, моложавость.

    Интерес Елены  Петровой к фотоаппаратам - это результат  ее воспитания в современном обществе, с его достижениями в области фототехники и сопутствующими этому навыками потребителей и набором соответствующих ценностей. Лена знает, что такое фотоаппараты. Она знает, как разобраться в инструкции по их эксплуатации, а ее общественное окружение уже восприняло идею женщин-фотографов. В рамках иного культурного уклада, скажем в селении, затерявшемся в горах Алтая, фотокамера может совсем ничего не значить, а быть просто "любопытной штукой".

    Любая культура включает в себя более мелкие составляющие, или субкультуры, которые предоставляют своим членам возможность конкретного отождествления и общения с себе подобными. В крупных сообществах встречаются группы лиц одной национальности, скажем ирландцев, поляков или русских, проявляющих четкие этнические вкусовые пристрастия и интересы. Отдельные субкультуры со своими специфическими предпочтениями и запретами представляют собой религиозные группы, такие, как группы католиков, православных, иудеев. Четко выделяющимися культурными склонностями и отношениями характеризуются расовые группы, скажем арабов и уроженцев Востока. Свои отличные от прочих субкультуры со своим специфическим образом жизни в каждом отдельном случае имеют и географические районы.

    Почти в каждом обществе существуют различные общественные классы. Общественные классы - сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения. Социологи выделяют шесть общественных классов, представленных в таблице 1.

    Общественным  классам присуще несколько характеристик:

    * лица, принадлежащие  к одному и тому же классу, склонны вести себя почти одинаково; 

    * в зависимости  от принадлежности к тому или  иному классу люди занимают более высокое или более низкое положение в обществе;

    * общественный  класс определяется не на основе  какой-то одной переменной, а на  основе занятий, доходов, богатства,  образования, ценностной ориентации  и тому подобных характеристик  принадлежащих к нему лиц;

    * индивиды  могут переходить в более высокий  класс или опускаться в один  из нижних классов. 

    Для общественных классов характерны явные предпочтения товаров и марок в одежде, хозяйственных  принадлежностях, проведении досуга, автомобилях. Поэтому некоторые деятели рынка фокусируют свои усилия на каком-то одном общественном классе. Целевой общественный класс предполагает определенный тип магазина, в котором должен продаваться товар, выбор определенных средств распространения информации для его рекламы и определенного типа рекламных обращений. 

    Петрова Лена, возможно, является выходцем из одного из высших классов. В ее семье, вероятно, была дорогая камера, а члены семьи  баловались фотографией. Тот факт, что  она подумывает "заделаться профессионалом", также соответствует взглядам лиц ее круга, принадлежащих, как и она, к одному из высших классов.

    В отличие  от среднего класса в развитых странах  средний класс в России обладает рядом особенностей:

    * он небольшой  по численности, что связано  с недавним становлением рыночной экономики и низкими доходами населения,

    * имеет двойственный  характер: воздействие командно-административной  и рыночной экономики; 

    * отличается  высокой мобильностью, неоднородностью  и внутренней противоречивостью. 

    Перечисленные особенности объясняются экономической ситуацией в стране, исторически сложившимися условиями и другими факторами.

    Потребительское поведение среднего класса на товарных рынках характеризуется двойственным стандартом: блага могут приобретаться  как в элитных магазинах, так и на вещевых рынках. На рынке услуг, уровень которого является показателем развития среднего класса, основной проблемой является несовершенная информация. Также следует отметить, что российский средний класс характеризуется низким показателем жилищной обеспеченности. Проблема объясняется отсутствием развитой системы сбережения и кредитования.

    3.2. Факторы  социального порядка 

    Поведение потребителя  определяется также и факторами  социального порядка, такими, как  референтные группы, семья, социальные роли и статусы.

    Особенно сильное  влияние на поведение человека оказывают  многочисленные референтные группы.12

    Референтные группы - группы, оказывающие прямое (т.е. при личном контакте) или косвенное  влияние на отношения или поведение  человека.

    Группы, оказывающие  на человека прямое влияние, называют членскими коллективами. Это группы, к которым индивид принадлежит  и с которыми он взаимодействует. Некоторые из этих коллективов являются первичными, и взаимодействие с ними носит довольно постоянный характер. Это семья, друзья, соседи и коллеги по работе. Первичные коллективы обычно бывают неформальными. Кроме того, человек принадлежит к ряду вторичных коллективов, которые, как правило, более формальны и взаимодействие с которыми не носит постоянного характера. Это разного рода общественные организации типа религиозных объединений, профессиональные ассоциации и профсоюзы.

    Влияние на индивида оказывают также группы, к которым  он не принадлежит. Желательный коллектив - это группа, к которой человек  хочет или стремится принадлежать. Например, юный футболист может надеяться в один прекрасный день играть за команду высшей лиги и отождествляет себя с этим коллективом, хотя непосредственный контакт отсутствует. Нежелательный коллектив - группа, ценностные представления и поведение которой индивид не приемлет. Тот же самый подросток, возможно, стремится избежать какой бы то ни было связи с группой приверженцев одного из индийских культов.

    Деятели рынка  стремятся выявить все референтные  группы конкретного рынка, на котором они продают свои товары. Референтные группы оказывают на людей влияние, по крайней мере, тремя путями. Во-первых, индивид сталкивается с новыми для него проявлениями поведения и образами жизни. Во-вторых, группа воздействует на отношения индивида и его представление о самом себе, поскольку он, как правило, стремится "вписаться" в коллектив. И, в-третьих, группа подталкивает индивида к комфортности, что может повлиять на выбор им конкретных товаров и марок. 

    Влияние группы обычно сказывается сильнее, когда товар является реальностью для тех, кого покупатель уважает. На решение Петровой Лены купить камеру и выбор конкретной марки фотоаппарата могут оказать сильное влияние члены ее референтных групп. Под влиянием друзей, являющихся членами клуба фотолюбителей, она может принять решение о покупке хорошей камеры. Чем сплоченнее коллектив, чем эффективнее налажен в нем процесс коммуникации, чем выше индивид ставит этот коллектив, тем большим будет его влияние на формирование представлений индивида о достоинствах товаров и марок.

    Сильное влияние  на поведение покупателя могут оказывать  члены его семьи. Семья наставляющая состоит из родителей индивида. От них человек получает наставления  о религии, политике, экономике, честолюбии, самоуважении, любви. Даже в том случае, когда покупатель уже не взаимодействует тесно со своими родителями, их влияние на его неосознанное поведение может все еще оставаться весьма значительным. В странах, где родители и дети продолжают жить вместе, родительское влияние может быть определяющим.

    В отношении  дорогостоящих товаров и услуг  муж и жена обычно принимают совместное решение. Деятелю рынка необходимо выяснить, чье именно мнение оказывается  весомее, когда речь идет о покупке  конкретного товара или конкретной услуги. Вот как чаще всего распределяется влияние каждого применительно к ряду товаров и услуг:

    * Мнение мужа: страхование жизни, автомобили, телевидение. 

    * Мнение жены: стиральные машины, ковры, мебель, за исключением мебели для  гостиной, кухонные принадлежности.

    * Общее решение:  мебель для гостиной, проведение  отпуска, выбор жилья, развлечения  вне дома.

    В случае с  Еленой при покупке камеры основным влиятельным советчиком будет ее муж. Возможно, у него окажется собственное  мнение об этой покупке вообще и  конкретном типе фотоаппарата в частности. В то же время основным распорядителем, покупателем и пользователем будет сама Лена.

    Индивид является членом множества социальных групп. Его положение в каждой из них  можно охарактеризовать с точки  зрения роли и статуса. Скажем, Лена по отношению к своим родителям играет роль дочери, в собственной семье - роль жены, в рамках фирмы - роль заведующей производством. Роль представляет собой набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица. Каждая из ролей, исполняемых Леной, будет, так или иначе, влиять на ее покупательское поведение.

    Каждой роли присущ определенный статус, отражающий степень положительной оценки ее со стороны общества. Роль заведующей производством марочного товара имеет в глазах данного общества более высокий статус в сравнении с ролью дочери. В качестве заведующей производством марочного товара Елена будет приобретать одежду, которая отражает именно эту ее роль и ее статус.

    Человек часто  останавливает свой выбор на товарах, говорящих о его статусе в обществе. Так, президенты фирм ездят на автомобилях "Мерседес" или "Кадиллак", носят дорогие, прекрасно сшитые костюмы. Деятели рынка осознают потенциальные возможности превращения товаров в символы статуса. Однако подобные символы оказываются различными не только для разных общественных классов, но и для разных географических районов.

Информация о работе Экономическая модель потребительского поведения