Экономическая модель потребительского поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 13:03, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - рассмотреть экономическую модель потребительского поведения.

Задачи работы:

1. Рассмотреть бюджетные ограничения и покупательная способность

2. Проанализировать представление потребительских предпочтений с помощью кривых безразличия.

3. Изучить факторы, определяющие поведение покупателя.

Предмет работы - экономический аспект проблемы потребительского поведения.

Объект работы - потребительское поведение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. БЮДЖЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ 4
1.1. БЮДЖЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ. 4
1.2. НОМИНАЛЬНЫЙ И РЕАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ДОХОДА. 7
2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ. 10
2.1. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. 10
2.2 ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА РЫНКЕ. 12
2.3. ОБЩИЕ СВОЙСТВА КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ. 17
2.4. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР. 23
3. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЯ 27
3.1. КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ 27
3.2. ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА 30
3.3. ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ 32
3.4. ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРЯДКА 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа состоит из  1 файл

Модель потребительского поведения.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 2

1. БЮДЖЕТНЫЕ  ОГРАНИЧЕНИЯ И ПОКУПАТЕЛЬНАЯ  СПОСОБНОСТЬ 4

1.1. БЮДЖЕТНЫЕ  ОГРАНИЧЕНИЯ. 4

1.2. НОМИНАЛЬНЫЙ  И РЕАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ДОХОДА. 7

2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ С  ПОМОЩЬЮ КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ. 10

2.1. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. 10

2.2 ПОВЕДЕНИЕ  ПОТРЕБИТЕЛЯ НА РЫНКЕ. 12

2.3. ОБЩИЕ СВОЙСТВА  КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ. 17

2.4. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ  ВЫБОР. 23

3. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ  ПОВЕДЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЯ 27

3.1. КУЛЬТУРНЫЕ  ФАКТОРЫ 27

3.2. ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО  ПОРЯДКА 30

3.3. ЛИЧНОСТНЫЕ  ФАКТОРЫ 32

3.4. ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  ПОРЯДКА 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Введение 

Тема данной работы - Экономическая модель потребительского поведения.

Актуальность  данной работы заключается в том, что рынок - косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.

Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые - отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными - на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга,

Потребительский выбор зависит не только от предпочтения индивида, но и от экономических  факторов: цена товара, доход покупателя, которые ограничивают возможность покупать товары и услуги. Бюджет дает информацию о том, какое количество денег доступно для расходования в данный период. Это количество и есть доход человека. Доход и покупательная сила денег определяют бюджетное ограничение, которое указывает, что общий расход должен быть равен доходу.

Бюджетная линия  показывает все возможные комбинации пары товаров или услуг, которые  могут быть приобретены потребителем при данном уровне цен на товары или услуги и при фиксированной величине денежного дохода.

Потребительское предпочтение также может быть представлено графически в виде кривых безразличия. Кривые безразличия показывают множество  потребительских пар, обладающие равной полезностью для потребителя  и выбор среди которых бесполезен для потребителя.

Точка пересечения  линии ограничения по бюджету  и кривой безразличия называется равновесной точкой, которая показывает максимальный уровень удовлетворения потребностей потребителя при данной величине дохода.

Цель данной работы - рассмотреть экономическую модель потребительского поведения.

Задачи работы:

1. Рассмотреть  бюджетные ограничения и покупательная  способность 

2. Проанализировать  представление потребительских  предпочтений с помощью кривых  безразличия. 

3. Изучить факторы, определяющие поведение покупателя.

Предмет работы - экономический аспект проблемы потребительского поведения.

Объект работы - потребительское поведение.  

  1. Бюджетные ограничения и покупательная  способность

    1.1. Бюджетные  ограничения. 

    Бюджетное ограничение - это ограничение при выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя и ценами благ.

    Потребительский набор представляет собой комбинацию доступных потребителю товаров  и услуг при его бюджетном  ограничении.

    Например, потребитель имеет 120 руб.. в неделю на свои личные расходы. Предположим, что на эти деньги он обычно покупает беляши в столовой и книги в книжных магазинах города, где он живет и учится. При этом беляш стоит 10 руб., а книга - 20 руб. Каждый раз, тратя свои деньги, он должен решить, что купить, то есть сделать потребительский выбор. Даже в условиях такого ограниченного ассортимента благ у него есть несколько вариантов того, как потратить свои 120 руб Назовем хотя бы четыре варианта.

    Таблица 1 Потребительские наборы, доступные потребителю Потребительские наборы Беляши (шт.) Книги (шт.) Общие расходы = доходу (руб) кол-во расходы кол-во расходы A 12 120 0 0 120 B 8 80 2 40 120 C 4 40 4 80 120 D 0 0 6 120 120 Выбирая комбинацию А, потребитель покупает только беляши (12 порций), а выбирая комбинацию D, он покупает только книги (6 книг). Потребительские наборы В и С включают не только беляши, но и книги (соответственно 8 беляшей и 2 книги, 4 беляша и 4 книги). Каждый раз его выбор ограничен ценами на блага и его доходом (общие расходы). В целом бюджетное ограничение означает равенство всех расходов на приобретаемые блага доходу потребителя.

    расходы на беляши + расходы на книги = доход.

    Линия бюджетного ограничения показывает все максимально  возможные комбинации благ, доступные потребителю.

    Линию бюджетного ограничения можно сравнить с  известной нам кривой производственных возможностей. По аналогии ее можно  было бы назвать "кривой потребительских  возможностей". Потребитель здесь  также выбирает из максимально возможных наборов благ. Увеличивая покупки какого-то блага, он должен отказаться от какого-то количества другого блага, так как его ресурсы (доход) ограничены. Отказ от покупки определенного количества другого блага представляет собой альтернативные издержки потребителя. Например, если потребитель предпочтет потребительский набор В набору А, то его альтернативные издержки покупки одной книги будут равны двум беляшам.

    Многие люди с удовольствием увеличили бы потребление высококачественных товаров  и услуг. Разве кто-нибудь будет возражать против продолжительного отпуска, покупки автомобиля последней модели или посещения престижного ресторана? Однако мы вынуждены потреблять меньше чем хотелось бы, поскольку наши расходы ограничены доходами. Рассмотрим на примере, как доходы потребителя ограничивают его расходы на покупку. Предположим, что любимые лакомства нашего потребителя Pepsi и пицца и в месяц он может потратить на закупку этих продуктов $1тыс. Цена одной пиццы $10, цена одной пинты (1 пинта = 0,47 л) Pepsi $2. В таблице приведены различные комбинации количества продуктов, которые потребитель может приобрести за $1тыс.

    Количество Pepsi, в пинтах Количество пиццы Расходы  на Pepsi, в $ Расходы на пиццу, в $ Общая  сумма расходов, в $ 0 100 0 1000 1000 50 90 100 900 1000 100 80 200 800 1000 150 70 300 700 1000 200 60 400 600 1000 250 50 500 500 1000 300 40 600 400 1000 350 30 700 300 1000 400 20 800 200 1000 450 10 900 100 1000 500 0 1000 0 1000

    На рис. приведен график изменения возможного состава  набора продуктов, приобретаемого потребителем. По вертикальной оси откладывается количество пинт Pepsi, а по горизонтальной - количество пиццы. 

    Количество 

    Pepsi

    В пинтах

    В

    500  
     
     

    С

    250 Линия бюджетного 

    ограничения потребителя  

    А

    0 50 100 Количество  пиццы  

    На графике отмечены три точки. Точка А отражает покупку 100 шт. Пиццы, точка В - приобретение 500 пинт Pepsi, точка С соответствует набору из 50 шт. пиццы и 250 пинт Pepsi. В точке С, находящейся на графике ровно посередине между точками А и В, на каждый вид товара расходуется одинаковая сумма - $500. Избранные нами точки отмечают только три комбинации количества Pepsi и пиццы, которые имеет возможность выбрать потребитель, однако ему доступна любая точка на линии АВ. Эта линия, называемая линией бюджетного ограничения, показывает гипотетический состав набора товаров, который может позволить себе потребитель. В нашем случае она отражает его выбор между Pepsi и пиццей. Наклон бюджетной линии отражает пропорцию возможной замены потребителем одного товара другим. Однако выбор покупателя зависит не только от бюджетного ограничения, но и от его предпочтений по отношению к различным товарам. 

    1.2. Номинальный  и реальный уровень дохода.  

    Рост либо Y1, либо Y2 сдвигает линию бюджетного ограничения вправо, как показано на графике 7. Более высокая линия бюджетного ограничения позволяет потребителю выбрать лучшее сочетание потребления в первый и второй периоды, т.е. потребитель может достичь более высокой кривой безразличия.

    В отличие  от потребления Кейнса, модель Фишера утверждает, что потребление зависит не только от текущего дохода. Потребление определяется тем, сколько потребитель ожидает получать доходов в течение всей своей жизни.

    Рассмотрим  два случая: случай, когда потребитель  первоначально отводит часть  средств на сбережения, и случай, когда он первоначально выступает в роли заемщика. Рассматрим первый случай, на графике 8 показано, что увеличение реальной процентной ставки поворачивает линию бюджетного ограничения вокруг точки с координатами (Y1, Y2), что повлияет на выбор потребления в оба периода. Для кривых безразличия, представленных на рисунке, потребление в первый периодсокращается, я во второй - растет.

    Экономисты  раскладывают влияние роста реальной ставки процента на потребление на две части: эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода представляет собой изменение в потреблении, которое вызывается переходом к более высокой кривой безразличия. Из - за того, что потребитель в большей степени склонен экономить средства, а не брать взаймы, повышение процентной ставки улучшает его положение. Если потребление в первый период и потребление во второй период являются нормальным благом, то потребитель захочет распространить такое улучшение своего положения на оба периода. Этот эффект дохода заставляет потребителя выбирать больший размер потребления в оба периода.

    Эффект замещения - изменение в потреблении, вызванное  изменением относительной цены потребления  в оба периода. В частности, при  повышении процентной ставки потребление  во втором периоде становится дешевле по сравнению с потреблением в первом периоде. Поскольку реальный прцент по сбережениям оказывается выше, потребителю приходится отказываться от части потребления в первом периоде для получения дополнительной единицы потребления во втором периоде. Эффект замещения заставляет потребителя выбирать большее потребление во втором периоде, сокращая потребление в первом периоде.

    Выбор потребителя  определяется взаимодействием эффекта  дохода и эффекта замещения. Они  оба работают на повышение потребления  во втором периоде; поэтому можно заключить, что повышение реальной процентной ставки ведет к повышению потребления во втором периоде. Однако на потребление в первом периоде эффекты дохода и замещения оказывает противоположное влияние. Повышение процентной ставки может либо увеличить, либо снизить потребление в первом периоде.

    Модель Фишера предполагает, что потребитель может  как откладывать средства, так  и брать взаймы. Возможность заимствовать позволяет тратить на потребление  больше, чем величина текущего дохода. По сути, когда потребитель занимает средства, он потребляет сегодня часть своего будущего дохода. Однако для многих людей такое заимствование невозможно. Например, студент, желающий поехать на весенние каникулы во Флориду, скорее всего не сможет оплатить эту поездку с помощью банковского займа. Рассмотрим, как изменяется модель Фишера в том случае, если потребитель не имеет возможности брать средства в займы. 

    Невозможность заимствования не позволяет текущему потреблению превысить текущий  доход. Ограничение по взаимствованию можно, таким образом, представить так:

    C1<= Y1.

    Данное неравенство  означает, что потребление в первый период меньше или равно размеру  дохода в этот период. Это дополнительное ограничение для потребителя  называют ограничением по заимствованию или, иногда, ограничением ликвидности.

    Анализ ограничения  по заимствованию дает возможность  заключить, что имеются два типа функции потребления. Для некоторых  потребителей ограничение по заимствованию  не играет роли, и размер потребления  зависит от текущей стоимости их дохода в течение жизни Y1 + [Y2/(1 + r)]. Для других потребителей такое ограничение является существенным, и функция потребления выглядит так:

    С1 = Y2 .

    Итак, для тех  потребителей, которые хотели бы занять средства, но не могут этого сделать, размер потребления зависит только от уровня текущего дохода.

    2. Представление  потребительских предпочтений с  помощью кривых безразличия. 

    2.1. Рациональное  поведение потребителей.

    Гипотеза постоянного  дохода основана на модели межвременного  выбора Фишера. Она строится на том, что потребители, прогнозирующие ситуацию, принимают решения исходя не только из уровня текущего дохода, но и уровня дохода, который они предполагают получить в будущем. Таким образом, гипотеза постоянного дохода гласит, что потребление зависит от ожиданий.

    Недавние исследования потребления объединили эти взгляды  с концепцией рациональных ожиданий. В соответствии с концепцией, при  прогнозировании будущих событий  люди оптимальным образом используют всю доступную информацию. Рациональные ожидания очень сильно влияют на издержки обуздания инфляции. Столь же серьезные последствия связаны с приложением этой концепции к анализу потребления.

Информация о работе Экономическая модель потребительского поведения