Франчайзинг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:09, реферат

Описание

Целью моей работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.
Задачей исследования является рассмотреть мировой опыт и внедрение франчайзинга в Россию.

Содержание

Введение
1. История развития франчайзинга
1.1. Зарождение франчайзинга
1.2. Франчайзинг как модель ведения бизнеса
2. Франчайзинг в России и перспективы развития
2.1.Развитие франчайзинга в России
2.2. Перспективы развития франчайзинга
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

франчайзерг печать.docx

— 49.46 Кб (Скачать документ)

     2)Мастер  франшиза.

     Отношения по мастерской франшизе возникают, когда  международный франчайзор продает  исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи  называется владелец мастерской лицензии. Таки образом, франчайзи становится франчайзором в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную  плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос  на франшизу. В таком случае франчайзор не беспокоится о том, будет его  бизнес развиваться успешно или  нет. Вместо этого франчайзор ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая  позволит ему сделать систему  франчайзора успешно работающей концепцией на территории всей страны.

     Преимущества  и недостатки франчайзинга см. таблица 1. 

     Таблица 1

            Для франчайзоров      Для франчайзи
     Преимущества      1. Быстрое расширение бизнеса на  новых рынках с минимизацией  собственных финансовых затрат  и трудовых ресурсов.

     2.Снижение  риска, так как собственный  капитал участвует в расширении  дела в минимальной степени.

     3.Освобождение  от необходимости оперативного  управления.

     4.Получение  дополнительных доходов за счет  выплат франчайзи.

     
     1. Возможность начать собственное  дело.

     2. Готовая "ниша". Франчайзи покупает  готовый

       бизнес, опробованный всесторонне  франчайзором.

     3.Торговая  марка. Франчайзи покупает право

       пользоваться относительно известной  торговой

       маркой, фирменным знаком или  стилем.

     4.Реклама.  Наличие товарного знака дает

       возможность пользоваться всей  мощью рекламы

       этого товарного знака.

     5.Помощь.Франчайзор  передает франчайзи 

     технологию  ведения бизнеса.

     6.Облегчение  доступа к кредитным ресурсам,

     Поскольку франчайзор может выступать гарантом по

       кредитам.

     Недостатки      1.Необходимость  кропотливой продуманной работы  с франчайзи, от которых фактически  зависит успех бизнеса в целом.

     2.Невозможность  завершить отношения с франчайзи,  который не следует правилам  системы.

     3.Влияние  плохо работающих франчайзинговых  предприятий.

     4.Трудности  сохранения конфиденциальности  коммерческой тайны.

     5. Выход из франчайзинговой системы  успешно работающих франчайзи.

     1. Меньше экономической свободы,  ограничение

       инициативы.

     2. Невозможность быстрого выхода  из бизнеса, так

       как договор франчайза обычно  заключается на 

     относительно  большой срок.

     3.Установление  необходимого сотрудничества

       среди всех франчайзи системы.

     4.Зависимость  от финансовой стабильности 

     франчайзора.

     Обязанности      1.Передача  деловой и технической информации.

     2.Разработка  единой документации.

     3.Контроль  качества.

     4.Обеспечение  постоянной поддержки франчайзи.

     5.Заключение  и поддержка эксклюзивных договоров  о поставках.

     6.Предоставление  защищенной территории.

     1.Регулярные  выплаты взносов.

     2.Следование  производственным стандартам и

       программе франчайзора.

     Существуют  три основных вида франчайзинга.

     1. Товарный франчайзинг представляет собой продажу товаров, производимых франчайзором под зарегистрированным товарным знаком. Франчайзи, как правило, осуществляет их послепродажное обслуживание («Эконика обувь», «Красный куб»).

     Данный  вид франчайзинга иногда называют «франчайзинг продукта (торгового имени)». Это  франчайзинг в сфере торговли на продажу готового товара. В товарном франчайзинге франчайзором обычно являются производитель, продающий законченный  продукт или полуфабрикат дилеру-франчайзи. Последний осуществляет предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей продукции франчайзора и отказывается от продажи товаров конкурентов. Это правило является существенным содержанием взаимоотношений партнеров - франчайзора и франчайзи-дилера5.

     Этот  вид деятельности, подразумевает  приобретение у ведущей компании права на продажу товаров с  ее торговой маркой. В этом случае франчайзи  покупает у франчайзора товары и  после этого их перепродает от имени франчайзора. В отдельных  случаях ведущая компания имеет  отношение и к оплате гарантийных  услуг, и возмещению расходов на совместную рекламу. Как правило, для товарного  франчайзинга характерна узкая специализация  франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг.

     В настоящее время этот вид франчайзинга используется несколькими компаниями, например, по производству автопокрышек. Если же товары и услуги не имеют  торговых марок, они не включаются в  эту категорию.

     2.Производственный франчайзинг - это франчайзинг на производство товаров. В этом случае фирма, владеющая технологией изготовления некоего продукта, продает местным или региональным заводам сырье для изготовления (например, завод по разливу безалкогольных напитков).

     Мелкая  фирма здесь не просто выступает  под торговой маркой франчайзора  и реализует его продукцию  и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной  корпорации, выполняя равные с ней  требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Эта форма предусматривает тесный контакт франчайзора и франчайзи, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности  малого предприятия.

     Этот  вид франчайзинга наиболее широко представлен  в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных заводов  является франчайзи от основной компании. Так, например, американская Coca-Cola, лидирующая на мировом рынке безалкогольных напитков, а в России уступающая только своему конкуренту PepsiCo, начала активные действия на рынке в России в 1995г6. Путем разработки программы создания нескольких заводов по выпуску фирменных напитков Coca-Cola в крупных городах России. Общая сумма инвестиций в 2 проекта в Башкирии и Екатеринбурге оценивается в 30 млн. долл. При этом программа организации выпуска напитков Coca-Cola построена не совсем обычно. Инвестирует не сама Coca-Cola, а ее партнер - Inchape Plc. с привлечением российских инвестиций. По сути реализуется создание крупной сети заводов на основе франчайзингово договора, в соответствии с которым Coca-Cola передает новым предприятиям технологию и концентраты. А управление заводами осуществляется предприятиями Inchape и партнерами из России.

     3. Деловой франчайзинг называют «франчайзинг бизнес-формата». При этом способе франчайзор продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзора.

     Таким образом, это франчайзинг на вид  деятельности, т.е. включение малого предприятия в полный производственно-хозяйственный  цикл крупной корпорацииСо стороны  крупной корпорации предъявляются  равные с ней требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивается обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги (методы обеспечения продаж, ведение оперативной отчетности и т.п.).

     При деловом франчайзинге требуется, чтобы  франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся  в ведении франчайзора. Франчайзор может сдать в аренду франчайзи  основные фонды, предложить ему финансирование; он вправе также выступать и в  качестве поставщика для своих франчайзи.

     Одной из первых ласточек делового франчайзинга было открытие первого ресторана  быстрого обслуживания мировой франчайзинговой  системы МакДональдс. В данный момент здесь можно наблюдать очень активное развитие этой франчайзи, открытие новых закусочных и т.д.

     Следует выделить еще одну компанию, занимающуюся деловым франчайзингом. Это Российско-Венесуэльское  предприятие «Росинтер». Под его  ведением находится такие рестораны  как: Комбис, Ростикс, Патио Пицца, Артистико, Санта Фе, Американ Бар & Гриль. В  данный момент они продают франшизы на Ростик’с Патио Пицца7. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Франчайзинг в России и перспективы развития 

     2.1.Развитие франчайзинга в России 

     При анализе деятельности предприятий, применяющих франчайзинг для  развития бизнеса, в первую очередь  следует учитывать, что мировой  опыт применения франчайзинга насчитывает  более 100 лет, в России же он только начинает свое развитие. Начало использования  франчайзинга было обусловлено становлением на российском рынке цивилизованных отношений, что с необходимостью требовало применения новых методов  ведения бизнеса.

     Активное  развитие данной формы ведения бизнеса  началось лишь около восьми лет назад.

     В России франчайзинг начал активно  развиваться в середине 90-х годов. По оценкам специалистов в России существует более 200 успешно работающих франчайзинговых компаний. На российский рынок пришли и развиваются ряд  известных западных франшизных систем: Alphagraphics, Baskin Robbins, Kodak, Subway, Xerox и др. Наряду с международным, успешно развивается  и чисто российский франчайзинг. Появились и бурно развиваются  такие отечественные концепции, как "Ростикс", "1С"и др8 .

     Первый  договор, который может быть квалифицирован в качестве договора о коммерческой концессии (франчайзинговый договор), зарегистрирован в Роспатенте в  июне 1996 года. Это договор между  компанией “КолгейтПалмолив” США (правообладатель) и АО “Колгейт-Палмолив”  РФ (пользователь). Предметом договора наряду с фирменным наименованием  выступают 35 изобретений, 7 промышленных образцов в области производства предметов и средств гигиены, около 60 товарных знаков, техническое, технологическое, коммерческое ноу-хау.

     Почему  для России так важно развитие франчайзинга? Мы сегодня ищем пути ускорения экономического роста, имея в виду удвоить ВВП. Мировые рынки  растут темпами, не превышающими 2% в  год – это не тот рост, который  позволит достичь этой цели. Ускорителем экономики может в определенной степени стать и франчайзинг, поскольку это система вертикального маркетинга, позволяющая интегрировать интересы крупного, среднего и мелкого бизнеса, продвигать отечественных производителей и их товары, формировать системы контроля качества товаров и услуг, стандартов поведения, создавать новые рабочие места. С учетом же системы долговременных договоров франчайзинга достигается планирование развития бизнеса, а значит и достижение определенного уровня защиты малого и среднего бизнеса, от которого в принципе и будет зависеть дальнейший экономический рост.

     Но  особая важность франчайзинга в том, что, по данным американских экспертов, в течение первых 5 лет деятельности разоряются 85% малых бизнесов, а среди  франчайзи только 14-15%. Это очень  хороший ориентир для российских предпринимателей9.

     Можно с уверенностью сказать, что, несмотря на наличие определенных проблем, франчайзинг  в России неуклонно развивается. Примером тому может служить стабильное развитие франчайзингового бизнеса  у фирм, которые были перечислены  выше. Кроме того, у всех этих фирм появляются новые партнеры-франчайзи. И все они продолжают успешно  работать, преодолевая огромные трудности. Схема франчайзинга привлекает все  больше фирм, хотя прирост новых  франчайзоров еще очень незначительный.

     Еще одним важным положительным моментом является наличие партнерских контактов  с московским правительством, которое  оказывает всестороннюю поддержку  Российской ассоциации развития франчайзинга.

     В России занимаются франчайзингом такие  компании как: Benetton, Coca-cola, Ecco, English First, Formoza, Grillmaster, Ives Rocher, KodakExpress, Naf-Naf, Pizza Hut, SPAR, Subway, «Баскин Роббинс»и другие.

     Так же существуют проблемы на пути развития. Российская система ведения бизнеса отличается очень серьезной информационной закрытостью, в отличие от западной системы, где, наоборот, превалирует открытость. Франчайзингу, как раз, такая открытость необходима, так как - это партнерский бизнес, основанный на доверительных отношениях. В России очень сложно добиться доверительных отношений между партнерами. Это одна из причин.

     Другая  причина также связана с менталитетом. Российский предприниматель готов  платить за какие-то конкретные услуги, связанные с получением материальных приобретений. А во франчайзинге существенным элементом является услуга интеллектуальная.

     Российский  же предприниматель не всегда готов  платить за этот, так называемый, интеллектуальный капитал. Это нечто  неосязаемое, что нельзя потрогать, а можно только приобрести и на протяжении опять-таки длительного  времени пользоваться. В этом и  заключается причина, по которой  франчайзинг, такой популярный на западе, не очень у нас развивается.

     Третья  причина - несовершенство российской законодательной  базы. 

     2.2. Перспективы развития франчайзинга 

     В настоящее время в Европе действует  более 4500 франчайзинговых систем и  приблизительно 180,000 франчайзи, которые  достигают общий объем продаж в размере более чем 150 млрд. долларов. Однако степень развития франчайзингового бизнеса в Европе намного ниже, чем в США, где его объем  превысил 800 млрд. долларов. Только в  трех странах (США, Румынии и Республике Молдова) приняты специальные законы франчайзинга. В остальных странах  законодательная основа франчайзинга содержится в других законах, таких  как Гражданский Кодекс, законы, связанные с предпринимательской  деятельностью, различные нормативные  акты, принятые Правительством или  специализированными неправительственными организациями. В институционном плане  франчайзинг представлен Европейской  федерацией франчайзинга.

     Процессу  развития франчайзинга препятствуют следующие  факторы: неадекватная законодательная  основа, недостаток внутреннего капитала, ограниченный доступ к кредитам, относительно большой риск страны и другие препятствия.

Информация о работе Франчайзинг в России