Франчайзинг в России: правовое регулирование и актуальная судебная практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 20:52, реферат

Описание

Данная работа посвящена рассмотрению вопроса правового регулирования института коммерческой концессии как формы предпринимательской деятельности, основанной на договоре коммерческой концессии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие франчайзинга…………………………………………………………4
2. Содержание договора франчайзинга и его правовое регулирование……….6
3. Актуальная судебная практика по договорам франчайзинга в России……16
Заключение……………………………………………………………………...22
Библиографический список…………………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 47.91 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ГОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)» 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 

Домашнее  задание по курсу

  «Актуальные проблемы  гражданского права»

на  тему: «Франчайзинг в России: правовое регулирование и  актуальная судебная практика» 
 
 

студента  4 курса

заочного  отделения гр. 643

Щербаковой  Ю.И. 
 

Научный руководитель:

к.ю.н., доцент.                                                                                                                             Скворцова  Т.А.

                                                                                                            Оценка: 
 
 
 
 

Миллерово

2010

     План

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Понятие  франчайзинга…………………………………………………………4

2. Содержание договора франчайзинга и его правовое регулирование……….6

3. Актуальная  судебная практика по договорам франчайзинга в России……16

Заключение……………………………………………………………………...22

Библиографический список…………………………………………………..24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

       В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики.

       Институт коммерческой концессии достаточно молодой и самостоятельный в российском праве. Нормы данного института осуществляют правовое регулирование такого способа ведения предпринимательской деятельности, как коммерческая концессия, который в мировой практике именуется «франчайзингом». Учитывая значительные возможности положительного воздействия франчайзинга на уровень предпринимательской активности, представляется особо актуальным исследование проблем развития данного института в России, а также проблем его правового регулирования. Высокая экономическая эффективность данного способа ведения бизнеса и его существенное значение в развитии экономики государства в целом определяет насущную проблематику, касающуюся сбалансированной правовой защиты субъектов предпринимательской деятельности, осуществляемой в форме концессии, защиты прав потребителей, пользующихся услугами компаний-пользователей по договору концессии, а также публичных интересов в этой сфере.

         Данная работа посвящена рассмотрению вопроса правового регулирования института коммерческой концессии как формы предпринимательской деятельности, основанной на договоре коммерческой концессии. Отсюда вытекают следующие задачи работы:

- рассмотреть вопрос о соразмерности понятий коммерческой концессии и франчайзинга

- рассмотреть и проанализировать существенные для договора коммерческой концессии условия с приведением судебной практики

- выявить особенности содержания и исполнения договора коммерческой концессии

 

      1 Понятие франчайзинга

     Нельзя  не отметить, что для нашей экономики  франчайзинг сегодня является относительно новым явлением, в то время как  в развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения  потребностей общества в различных  товарах и услугах.

     Франчайзинг - как правило, регулируется главой 45 ГК РК.1

     1. По договору комплексной предпринимательской  лицензии одна сторона (комплексный  лицензиар) обязуется предоставить  другой стороне (комплексному  лицензиату) за вознаграждение комплекс  исключительных прав (лицензионный  комплекс), включающий, в частности,  право использования фирменного  наименования лицензиара и охраняемой  коммерческой информации, а также  других объектов исключительных  прав (товарного знака, знака обслуживания, патента и т.п.), предусмотренных  договором, для использования  в предпринимательской деятельности  лицензиата.

     Договор комплексной предпринимательской  лицензии предусматривает использование  лицензионного комплекса, деловой  репутации и коммерческого опыта  лицензиара в определенном объеме (в  частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования, применительно  к определенной сфере деятельности (продаже товаров, полученных от лицензиара или произведенных пользователем, осуществлению иной коммерческой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

     3. Ограничения по  применению договора комплексной  предпринимательской лицензии в  отдельных сферах предпринимательской  деятельности устанавливаются законодательными  актами. (Статья 45 ГК РК)

     Согласно  Закона о комплексной предпринимательской  лицензии, комплексная предпринимательская  лицензия (франчайзинг) - предпринимательская  деятельность, при которой правообладатель  комплекса исключительных прав предоставляет  его в пользование на возмездной основе другому лицу;

     Сторонами по договору коммерческой концессии  могут быть физические и юридические  лица. Основные понятия франчайзинга:

     1) комплекс исключительных прав (лицензионный  комплекс) - права на ряд объектов  интеллектуальной собственности  (товарный знак, фирменное наименование, знак обслуживания, патент, нераскрытую  информацию, в том числе секреты  производства (ноу-хау);

     2) комплексная предпринимательская  лицензия (франчайзинг) - предпринимательская  деятельность, при которой правообладатель  комплекса исключительных прав  предоставляет его в пользование  на возмездной основе другому  лицу;

     3) комплексный лицензиар (франчайзер) - сторона по договору комплексной  предпринимательской лицензии, правообладатель  комплекса исключительных прав (лицензионного  комплекса), предоставляющий комплексному  лицензиату в пользование на  возмездной основе комплекс исключительных  прав;

     4) комплексный лицензиат (франчайзи) - сторона по договору комплексной  предпринимательской лицензии, правопользователь  комплекса исключительных прав  лицензиара, использующий этот комплекс  для предпринимательской деятельности;

     5) лицензионный брокер - физическое  или юридическое лицо, осуществляющее  посредническую деятельность при  заключении и исполнении договора  комплексной предпринимательской  лицензии;

     6) потенциальный комплексный лицензиат  - лицо, ведущее переговоры с правообладателем  комплекса исключительных прав  с целью заключения договора  комплексной предпринимательской  лицензии;

     7) франчайзинговая деятельность - предпринимательская  деятельность, связанная с осуществлением  договора комплексной предпринимательской  лицензии;

     8) франчайзинговые отношения - урегулированные  нормами права общественные отношения  между участниками обязательства,  связанными между собой правами  и обязанностями по исполнению  договора комплексной предпринимательской  лицензии.2

     Изучив  общие понятия франчайзинга, приступим  к рассмотрению самого договора комплексной  предпринимательской лицензии. 

     2 Содержание договора франчайзинга и его правовое регулирование

     Обязанности сторон по договору коммерческой концессии  можно подразделить на императивные и диспозитивные. ГК РФ не допускает  изменения первых по воле сторон. Содержание обязанностей второй группы может быть изменено, однако если этого не происходит, они действуют в полном объеме.

     К императивным обязанностям правообладателя  относятся (п. 1 ст. 1031 ГК РФ): передача пользователю технической и коммерческой документации и предоставление иной информации (в  договоре следует четко установить, какая именно информация будет предоставлена  пользователю), а также инструктирование пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением прав по договору коммерческой концессии. Чтобы избежать необоснованных требований о раскрытии информации, правообладателю  в договоре следует указать, какая  именно информация подлежит предоставлению. Впрочем, инструктирование и предоставление информации касаются лишь первой стадии исполнения договора, на которой пользователь начинает осуществлять передаваемые ему  права, в дальнейшем же эта обязанность будет иметь силу, если она прямо предусмотрена договором.

     Помимо  информации, правообладатель обязан выдать пользователю предусмотренные  договором лицензии (на использование  товарных знаков, знаков обслуживания и объектов патентного права), обеспечив  их регистрацию в федеральном  органе исполнительной власти в области  патентов и товарных знаков. Что  касается собственно передачи исключительных прав, то она осуществляется в силу одного договора коммерческой концессии.

     К диспозитивным обязанностям правообладателя  относится, во-первых, регистрация договора коммерческой концессии (п.2 ст.1028 ГК). Он должен самостоятельно произвести обе  регистрации – и в органе, регистрирующем юридические лица, и в патентном  ведомстве. Во-вторых, к его обязанностям может относиться постоянное техническое  и консультативное содействие, включая  обучение и повышение квалификации с целью обеспечения необходимого качества производимых пользователем  по договору товаров, выполняемых работ  или оказываемых услуг, что в  полнее обосновано, так как объекты  прав, как правило, непрерывно совершенствуются и пользователь заинтересован в  получении новой информации, дабы улучшить свои позиции на рынке. В-третьих, правообладатель может быть обязан контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых пользователем  на основании договора. В случае если по договору передается товарный знак, «контроль за качеством обязателен и правообладатель должен выполнять  эту обязанность, даже если она не предусмотрена договором».3

     К императивным обязанностям пользователя относится осуществление комплекса  полученных им исключительных прав в  строгом соответствии с условиями  договора, в установленном объеме и надлежащим образом. Обязанность же его состоит в том, чтобы не выходить за пределы пользования, установленные договором и действующим законодательством.

     При осуществлении основной обязанности  пользователь должен использовать фирменное  наименование и коммерческое обозначение  правообладателя указанным в  договоре способом; информировать покупателей  наиболее очевидным способом о том, что пользователь использует фирменное  наименование, коммерческое обозначение, товарный знак или иные средства индивидуализации в силу договора коммерческой концессии; соблюдать инструкции правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера и способов использования  комплекса исключительных прав тому, как этот комплекс используется правообладателем; не разглашать секреты производства и другую полученную от правообладателя  конфиденциальную коммерческую информацию.4

     Во-вторых, пользователь обязан своевременно выплачивать  правообладателю обусловленное  договором вознаграждение (ст. 1030 ГК). В-третьих, на пользователе лежит обязанность  обеспечивать соответствие качества производимых им товаров, выполняемых работ или  услуг аналогичным товарам, работам  или услугам правообладателя. И  в-четвертых, пользователь обязан оказывать  покупателям все дополнительные услуги, на которые они могли рассчитывать у правообладателя.

     Диспозитивной является обязанность пользователя не передавать полученного им комплекса  прав или его части в субконцессию без согласия правообладателя, и  предоставлять оговоренное количество субконцессий, если это предусмотрено  договором (ст. 1029 ГК).

     В отличие от обязанностей, предполагающих совершение сторонами активных действий, ограничения содержат перечень запрещенных  поступков и должны пассивно соблюдаться. Специфика ограничений состоит  в том, что они имеют диспозитивную природу и направлены на борьбу с ограничением конкуренции и на реализацию требований антимонопольного законодательства.

     Гражданский Кодекс подразделяет ограничения на две группы. К первой относятся  ограничения, установление которых  в договоре возможно, но они могут  быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или  иного заинтересованного лица, если эти условия с учетом состояния  соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству (оспоримые ограничения). К ним относятся: обязанность  правообладателя не предоставлять  аналогичные комплексы исключительных прав другим лицам для использования  на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной  аналогичной деятельности на этой территории; обязанность пользователя не конкурировать  с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора в отношении предпринимательской  деятельности, осуществляемой пользователем  с использованием принадлежащих  правообладателю исключительных прав; отказ пользователя от получения  по договорам коммерческой концессии  аналогичных прав у конкурентов  или потенциальных конкурентов  правообладателя; обязанность пользователя согласовывать с правообладателем месторасположения коммерческих помещений  и их внутреннее и внешнее оформление.

Информация о работе Франчайзинг в России: правовое регулирование и актуальная судебная практика