Франчайзинг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:09, реферат

Описание

Целью моей работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.
Задачей исследования является рассмотреть мировой опыт и внедрение франчайзинга в Россию.

Содержание

Введение
1. История развития франчайзинга
1.1. Зарождение франчайзинга
1.2. Франчайзинг как модель ведения бизнеса
2. Франчайзинг в России и перспективы развития
2.1.Развитие франчайзинга в России
2.2. Перспективы развития франчайзинга
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

франчайзерг печать.docx

— 49.46 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

     Сибирский государственный аэрокосмический  университет

     имени академика М. Ф. Решетнева 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат на тему:

     «Франчайзинг  в России» 
 
 
 
 
 
 
 

                       Выполнил:

                                                           Студент гр.Тд-71

                                 Татарникова Лейта

                        Проверила:

                        Сумина Е.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Красноярск 2011

 

      

     Содержание 

    Введение

    1. История развития франчайзинга

         1.1. Зарождение франчайзинга

         1.2. Франчайзинг как модель ведения бизнеса

    2. Франчайзинг в России и перспективы развития

         2.1.Развитие франчайзинга в России

         2.2. Перспективы развития франчайзинга

    Заключение

    Список  литературы 
 
 
 
 

 

     Введение 

     В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили  себя теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий  для успешного развития франчайзинговой  системы.

     Сегодня в России уже никого не удивить  товарами и услугами, обозначенными  известнейшими товарными знаками  таких фирм как "Кока-кола", "Адидас", "Ксерокс", "Шелл", "МаКДональдс" и многих других. Эти товарные знаки  однозначно ассоциируются у нас  с определенным производителем, имеющим  высокую репутацию, и косвенно указывают  на высокое качество товаров и  услуг. Одним из эффективных каналов  дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и  по всему миру, является франчайзинг.

     Целью моей работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы  и минусы ведения бизнеса таким  способом, для чего будут рассмотрены  основные виды франчайзинга.

     Задачей исследования является рассмотреть  мировой опыт и внедрение франчайзинга в Россию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. История развития франчайзинга 

     Сейчас  на потребительский рынок России проникает новая модель ведения  бизнеса, своеобразная форма интеграции крупного и малого бизнеса - франчайзинг.

     1.1. Зарождение франчайзинга

     Слово "франчайзинг" происходит от старого  французского термина, определяющего  право на свободу ведения какой-либо деятельности, например, проведение ярмарок, организацию базаров, эксплуатацию паромов и переправ, право на охоту, строительство дорог или производство эля.1 В средние века такими привилегиями обладали короли, которые предоставляли франшизы на коммерческую деятельность любого типа.

     Современный франчайзинг является относительно новым явлением в экономике, хотя его корни уходят в средневековье. До сих пор юридический термин "франшиза" в США и Австралии  обозначает передачу кому-либо прав государственной  властью, а в Великобритании - передачу прав от имени короля. В последующие  века с развитием экономики государств развивалась и претерпевала изменения  сама концепция франчайзинга.

     В 40-х годах XIX века основное большинство  пивоваров Германии предоставляло  франшизы определенным тавернам, позволяя их владельцам эксклюзивно продавать  пиво. Это событие как раз и  ознаменовало рождение той концепции  франчайзинга, существующей и по сей  день. Примерно десятью годами позже  в США идею франчайзинга запустила  компания «Зингер», предоставляя другим фирмам на определённой территории исключительные права на продажу и обслуживание своих швейных машин. Компания "Зингер" ввела контракты на франчайзинг, которые явились прообразом современных  франчайзинговых соглашений. С этого  времени компании стали использовать франчайзинговых методы для проникновения  на другие территориальные рынки, до этого недоступные из-за больших  затрат и факторов риска.

     На  рубеже девятнадцатого и двадцатого веков нефтеперерабатывающие и  автомобильные компании стали предоставлять  права на продажу их продукции. На этой стадии эволюции под франчайзингом  понималось элементарное распространение  прав на продажу продукции производителя.

     Современная концепция франчайзинга появилась  после второй мировой войны с  возвращением миллионов американских военнослужащих и с последовавших  за этим гигантским ростом рождаемости. В тот момент образовалась гигантская потребность в различного вида товарах  и услугах. В этих условиях франчайзинг  проявил себя как идеальная модель для ускоренного развития гостинично-туристического сектора и индустрии общественного  питания.

     В 1950 год началась эра современного франчайзинга. Ее открыл Рэй Крок, коммивояжер - продавец аппаратов для производства молочных коктейлей2 . Однажды посетив паркинг-ресторан быстрого обслуживания "Сан Бернадино", управляемый братьями МакДональдами, впечатленный вкусом сытного картофеля - фри, Крок выкупил права на франчайзинг их бизнеса. Так появилась одна из самых успешных компаний в истории американского бизнеса.

     60 - 70ые годы - период наибольшего  подъема франчайзингового бизнеса,  однако в это же время разразилась  масса скандалов, которые могли  скомпрометировать саму идею  франчайзинга. Причиной тому послужило  существование огромного числа  "липовых" франчайзинговых  компаний, которые попросту собирали  деньги и исчезали. Другой причиной  являлось наличие фирм с недостаточной  капитализацией и слабым менеджментом, которые достаточно скоро разорялись, оставляя после себя вереницу  рухнувших франчайзи и разорившихся  людей. Для обеспечения справедливых  франчайзинговых взаимоотношений  были созданы Международная Ассоциация  Франчайзинга и Европейская Ассоциация  Франчайзинга3. Также во многих странах появились национальные франчайзинговые ассоциации.

     Сегодня предприниматели всего мира знают  франчайзинг как безопасный способ, чтобы:

     -помогать  человеку вести бизнес самостоятельно, но не быть в нем одиноким;

     -помогать  компаниям эффективно расширяться,  не неся больших затрат на  создание и поддержание массивного  административного комплекса и  не испытывая трудностей в  управлении широкой сетью корпоративных  предприятий;

     -помогать  компаниям превратить свою существующую  сеть в эффективно работающий, сильный бизнес, в котором работают  преданные делу люди.

     В России франчайзинг появился относительно недавно и ещё не получил должного развития. В нашей стране интерес  к этому экономическому инструменту  возродился в 90-х годах прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых  систем - отечественных и с участием иностранного капитала.

     Хотелось  бы отметить, что сейчас франчайзингу уделяется достаточно большое внимание в публикациях различных печатных изданиях по экономике и управлению. Однако, в большинстве из них приводятся лишь основные понятия и термины, связанные с этой моделью ведения  бизнеса, история её возникновения, а вот проблемы, с которыми сталкивается франчайзинг, рассматриваются далеко не всегда.

     Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при  которых одна сторона (франчайзор) предоставляет  возмездное право действовать от cвоего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя  тем самым расширению рынка сбыта.

     Франчайзи обязуется продавать этот продукт  или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые  технологии, экспертизу, и механизмы  поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что  франчайзи имеет прекрасную возможность  сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие  права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.

     Франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования  свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзор создает  успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзор исследует, и развивает  бизнес, тратит деньги на продвижение  бизнеса, создает хорошую репутацию  и узнаваемый имидж (так называемый «брэнднэймг»). После того, как компания доказала работоспособность своей  бизнесконцепции и успешную воспроизводимость  этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые  хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу

     Франчайзи - это человек или компания, которая  покупает возможность обучения и  помощь при создании бизнеса у  франчайзора и выплачивает сервисную  плату (роялти) за использование товарного  знака, ноу-хау и системы ведения  работ франчайзора. Франчайзи сам  оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзор предоставляет  очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти  скидки всегда дают возможность франчайзи  покупать продукты у франчайзора  по более низкой цене и таким образом  это стоит дешевле, чем развивать  бизнес без франчайзора. Франчайзи  делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи  принимает на себя обязанность выплачивать  ежемесячные взносы за право пользование  торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзором. Если все идет по плану, то франчайзи ведет  успешный бизнес, и его прибыль  превосходит затраты.

     Франшиза - это полная бизнес система, которую  франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы  служит франчайзинговый пакет, который  обычно включает пособия по ведению  работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору4.

      

     1.2. Франчайзинг как модель ведения бизнеса 

     Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга.

     Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными  для обеих сторон. Франчайзи заинтересован  в максимальных продажах при минимальных  затратах. Франчайзи должен следовать  правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных  и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзором. Франчайзор сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзор предоставляет необходимую  поддержку, с тем, чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.

     Можно разными способами получить разрешение, чтобы стать франчайзи, наиболее распространенными способами являются:

     1)Прямой  франчайзинг.

     Франчайзор  продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый  лучший способ, чтобы обеспечить хорошую  взаимосвязь между франчайзором и франчайзи. В случае с международным  франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзором и  франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки  на местном уровне и меньшее внимания к местным особенностям. Многие мелкие франчайзоры не прибегают к такой  форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку  таких франчайзи. Крупные франчайзоры  используют такую систему с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране, они продают одну франшизу и следят за ее развитием. Если все идет хорошо, то франчайзоры могут начать продавать большее количество франшиз в этой стране.

Информация о работе Франчайзинг в России