Ценообразование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:46, курсовая работа

Описание

Целью исследования является совершенствование ценовой политики и процесса ценообразования на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• изучение теоретических аспектов управления ценообразованием на предприятии;
• выявление зависимости ценообразования и финансов;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты управления ценообразованием на предприятии 6
1.1. Понятие, виды цен и их классификация 6
1.2.Основные факторы, влияющие на процесс ценообразования 10
1.3. Взаимосвязь цен и финансов 15
2. Методологические аспекты управления ценообразованием на
предприятии 19
2.1. Ценовая политика и процесс ценообразования на предприятии 19
2.2. Маржинальный доход как инструмент принятия и оценки
ценовых решений 24
2.3.Методы ценообразования на продукцию предприятия 29
3. Совершенствование процесса установления цен на продукцию
ОАО “Электроагрегат” 35
3.1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
ОАО “Электроагрегат” 35
3.2. Формирование конкурентной рыночной цены изделия 41
3.3. Анализ издержек производства, обоснование и выбор
рационального метода ценообразования 45
3.4. Оценка экономической эффективности принятия
управленческого решения в области ценообразования 54
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложения

Работа состоит из  2 файла

Приложения к ценам.doc

— 232.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ФМ Ценообразование.doc

— 542.50 Кб (Скачать документ)

• покупатели, которые поддерживают своими покупками небольшие фирмы и делают их по уже давно сложившейся традиции, эта группа покупателей называется «этичные покупатели»; они готовы заплатить более высокую цену за товар, продаваемый в этом магазине, подчас пренебрегая широким ассортиментом товаров других магазинов;

• покупатели,   мало  интересующиеся  ценами,   — «апатичные покупатели».

Из всех перечисленных  ранее факторов основное воздействие  на движение цен оказывает динамика цены производства товара. Рост производительности труда, снижение затрат орудий труда и сырья на единицу продукции вызывают снижение цены производства, и наоборот. Поэтому можно было бы ожидать, что с ускорением темпов научно-технического прогресса произойдет снижение рыночных цен. Однако практика показывает, что в развитых странах достижения научно-технического прогресса не приводят в ряде отраслей к снижению стоимости товаров. Это объясняется тем, что действие других факторов, таких как политика монополий и инфляция, оказывается более сильным [19, c.396].

Алклычев выделяет 2 основные группы факторов: действующие со стороны спроса и со стороны предложения. В результате приспособления продавцов и покупателей друг к другу складывается так называемая равновесная цена. Предложение товаров и спрос на них, обуславливается не только уровнем и структурой доходов, но и социальной средой, в которой осуществляется процесс купли-продажи.  Поэтому рыночная цена – это сложное социально-экономическое явление, а процесс регулирования уровней и динамики цен требует постоянного изучения всей совокупности факторов, действующих на них. Среди факторов, действующих со стороны спроса, основными являются следующие: покупательная способность населения, число покупателей на рынке товаров и услуг, прогнозы со стороны потребителей, изменение потребительских вкусов, достигнутый уровень цены на сопряженные товары, сезонность и т.д.  Среди факторов, действующих со стороны предложения, основными являются следующие: изменение цен на используемые ресурсы; изменения в технологии производства; налоги, обязательные выплаты, льготы, дотации; количество продавцов на рынке.

Действие всех факторов спроса и предложения взаимопересекаются. Многие факторы имеют экзогенный (внешний по отношению к производителю товаров) характер. Это позволяет использовать каждый из них в качестве своеобразного рычага внешнего воздействия на производителя, не вмешиваясь непосредственно в его производственный процесс и формировании цен выпускаемой продукции [1, c.31].

 

 

 

1.3. Взаимосвязь цен и  финансов

 

 

Цены и финансы в  процессе стоимостного распределения  функционируют в тесной взаимосвязи. Их место в единой системе стоимостных экономических категорий  определяется масштабом   отражения совокупности производственных отношений. Место цены в этой системе, как денежного выражения стоимости, обусловливает то, что она формирует реальный базис для реализации финансовых отношений [26,c.162].

Цены выступают основой  финансового метода распределения  стоимости, а финансы исходя из пропорций распределения, сложившихся на базе цен (их структуры), является инструментом, реализующим эти пропорции, корректируя их с учетом развития экономики.

Цена является одним  из центральных звеньев рыночного  механизма. Вместе с тем сама цена состоит из финансовых категорий  – себестоимости, прибыли, НДС, акциза и некоторых других элементов (Прил. Г, рис. 1,2,3). От того, как и насколько достоверно определяются и исчисляются эти финансовые категории, будет зависеть и правильность определения цены.

Существует и обратная связь. Нередко в условиях рынка  цена, сложившаяся под воздействием множества рыночных факторов, диктует величину издержек, размер прибыли и других элементов цены. В этом случае затраты на производство и остальные составляющие цены “подстраиваются” под тот уровень цены, который диктует рынок и при котором товар может быть продан. Таким образом, существует как прямая, так и обратная связь и взаимозависимость финансовых показателей и цены. Поэтому отделение и тем более противопоставление финансов и цен, как это нередко имело место прежде, необоснованно и неправомерно. Следовательно финансовый и ценовой механизмы тесно связаны между собой, так как все экономические, финансовые отношения  основаны на использовании цен и их составляющих.

В условиях перехода к  рынку потребность в глубоком изучении взаимосвязи и взаимозависимости  финансов и цен приобретает еще  большее значение в связи с  необходимостью достижения и поддержания  материальной сбалансированности в  развитии экономики России.

В рыночном механизме финансы и цены выполняют как общие, так и специфические функции, присущие либо только финансам, либо только ценам. К общей функции финансов и цен прежде всего относиться их взаимодействие в формированиии и распределении чистого дохода общества [20, c.55].

В результате распределения  и перераспределения формируются  финансовые ресурсы. На их динамику и  структуру большое воздействие оказывают изменения в сфере производства. Вместе с тем огромную роль в формировании финансовых ресурсов играют уровень и структура цены, а также финансовые нормативы.  Так, на увеличении доли обязательных отчислений сказалось  повышение соответствующих нормативов и отражение их в ценах.

Главным финансовым инструментом  распределения и перераспределения является госбюджет, который отражает основные пропорции перераспределения национального дохода. В результате распределения и перераспределения образуются фонды возмещения, накопления и потребления. На всех стадиях, от первичного распределения до образования конечных доходов, цены и финансы активно участвуют  в этом процессе [26,c.163].

Тесной связью характеризуется  также стимулирующая функция финансов и цен. Так стимулирование или ограничение потребления определенных видов потребительских товаров происходит путем изменения розничных цен и оказывает значительное влияние на размер финансовых ресурсов государства.

Сфера действия финансов весьма широка, она практически охватывает все секторы и отрасли экономики, в то время как цены в большей мере  выполняют свои специфические функции – распределительную, учетную, согласование спроса и предложения.

То обстоятельство, что  цена является денежным выражением стоимости, отражает глубокую сущность  взаимосвязи цен и финансов. Так же как цена немыслима вне денежных отношений, так и финансы  могут функционировать только на основе цен. Сумма реализованных цен является источником финансовых ресурсов, а цены выступают как результат  производства, рыночной продажи, организация которых возможна лишь на основе использования основных и оборотных средств.

Структура и уровень  цен, несмотря на свободу их формирования и влияния на них многих рыночных факторов, в значительной степени  определяются  финансовыми нормативами и потребностью в финансовых источниках для конкретного предприятия или фирмы. Так, налоги или другие обязательные платежи,  образующие доходы государства в целом или отдельных регионов, возмещаются частично из себестоимости, частично из прибыли и являются надбавкой к цене (акциз).  С другой стороны, реализованные цены образуют выручку и денежные накопления предприятия или фирмы, которые являются источниками вышеперечисленных платежей и финансовых ресурсов фирмы [27,c.360].

Платежи и отчисления, относимые в состав затрат на производство взаимосвязаны с ценами двояким  образом. Во-первых, они как всякие налоговые платежи  через себестоимость находят отражение в составе цены продукции и реализуют, таким образом, ее перераспределительную функцию. Во-вторых, эти платежи и отчисления сами являются ценами соответствующих видов ресурсов [20,c.55].

Снижение себестоимости  и рост на этой основе прибыли увеличивают  финансовые возможности предприятия. Себестоимость является финансовым барометром  условий производства и распределительных отношений. Достижение роста прибыли не за счет снижения себестоимости, а за счет роста цен становится генератором инфляционных процессов.

В рыночной экономике  необходим единый подход при определении  состава затрат, относимых на себестоимость, и унифицированные  для предприятий конкретных отраслей методические материалы по формированию себестоимости  как для целей ценообразования, так и для расчета полученной прибыли  и других результатов хозяйственной деятельности.

Таким образом, следует  иметь в виду, что и механизм ценообразования, и формирование прибыли   требуют использования себестоимости в рыночной экономике.

Наибольшее влияние  на уровень и структуру цен  оказывает НДС и акцизы. НДС образуется в каждом звене товаропродвижения и аккумулируется в розничной цене. Он оплачивается конечным потребителем, то есть населением или государством. Этот налог, как правило составляется 20%, но имеются льготные ставки его по отдельным группам товаров (некоторые продукты питания, медикаменты, товары детского ассортимента). НДС и акцизы наряду с налогом на прибыль и таможенной пошлиной являются основными доходными статьями бюджета [29, c.36].

Самое большое воздействие  на уровень цен  оказывает НДС  по товарам, которые облагаются акцизом, поскольку ставка НДС  применяется к ценам, уже включающим акцизы. Акцизы включаются в состав цены производителя, они установлены по строго ограниченному перечню товаров  и дифференцированы в зависимости от соотношения затрат и спроса на конкретный подакцизный товар.

Следующим налоговым  платежом, оказывающим влияние на уровень и структуру цен, является налог на прибыль, которая подвергается наибольшему перераспределению и более тесно чем НДС и акцизы   связана с уровнем цен и затрат.

Структура цен определяет первичные  доходы предприятия и его работников, на которые распределяется выручка, поступившая на его расчетный счет. Но уже на стадии обмена  через отклонение цен от стоимости осуществляется процесс перераспределения доходов.

В процессе распределения выручки  через формирование различных денежных фондов предприятия и отчислений в бюджетную систему образуются вторичные доходы работников самого предприятия или государства.

Дальнейшее перераспределение  осуществляется в процессе . категорий и для ее правильного понимания необходимо  ясное представление о том, что лежит в основе цены, какие объективные законы воздействуют на процесс ценообразования и движение цен.

Цена является денежным выражением стоимости, отражает глубокую сущность  взаимосвязи цен и  финансов. Так же как цена немыслима  вне денежных отношений, так и финансы  могут функционировать только на основе цен. Сумма реализованных цен является источником финансовых ресурсов, а цены выступают как результат  производства, рыночной продажи, организация которых возможна лишь на основе использования основных и оборотных средств.

Конкретные возможности ценообразования в значительной степени предопределяют финансовую политику фирмы. Цена выступает объектом энергичной конкуренции, результаты которой во многом предопределяют и финансовые итоги рыночной деятельности, что существенно повышает ответственность менеджмента фирмы  за качество хозяйственных решений, которые так или иначе, прямо или косвенно связаны с управлением ценами.[27,c.360].

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ 

    УПРАВЛЕНИЯ  ЦЕНООБРАЗОВАНИЕМ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

 

  2.1.  Ценовая политика и процесс ценообразования на предприятии

 

 

В условиях  рыночной экономики цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Поэтому рассчитывая цену изделия, предприниматели стремятся к тому, чтобы она была оптимальной с точки зрения соответствия интересам собственника и рынка [8, c.277].

Значимость цены для  предприятия состоит прежде всего  в обеспечении прибыли от реализации продукции, поэтому ценовая политика должна быть хорошо продумана и обоснована. Чтобы правильно сформулировать ценовую политику, фирма должна четко представлять цели, которые она достигнет посредством продажи конкретного товара. При выборе ценовой политики следует также учитывать, что хотя глобальной целью любого предприятия является получение прибыли, однако в качестве промежуточных могут быть выдвинуты такие цели, как защита своих интересов, подавление конкурентов, завоевание новых рынков, выход на рынок с новым товаром, быстрое возмещение затрат, стабилизация доходов. Причем достижение этих целей возможно в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. В то же время тот или иной уровень цены может по-разному воздействовать на достижение тех или иных результатов, например на величину прибыли, оборота, на долю участия в рынке. Только в экстремальных случаях преобладает какая-то одна цель предпринимательской деятельности. В обычной хозяйственной практике с помощью ценовой политики возможно достижение большого количества целей [18, c.50].

Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. В рамках ценовой политики частные решения (взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок, варьирование цен, обеспечение оптимального соотношения своих цен и цен конкурентов, формирование цен на новые товары и т. д.) увязываются в единую интегрированную систему [26, c.54].

Ценообразование представляет собой сложный и многоэтапный процесс, который можно представить  следующими основными этапами (Прил. Д,  рис. 2) [29, c. 47].

 


 


 

 

Рис. 1.  Процесс ценообразования 

  1. Выбор цели.

Информация о работе Ценообразование на предприятии