Анализ конкурентоспособности продукции на предприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 15:16, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность экспортных товаров а так же предложение мероприятий по совершенствованию. В связи с этим задачами курсового проекта являются:
- определение теоретических аспектов анализа конкурентоспособности продукции;
- выявление возможных путей совершенствования на основе проведенного анализа.

Содержание

Введение…………………………………………………………….2
Глава I. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции
1.1 Понятия конкурентоспособности продукции и ее основные показатели…………………………………………………..…………3
1.2 Критерии и факторы конкурентоспособности товаров…..6
1.3 Методы оценки конкурентоспособности товаров …………10
Глава II. .Анализ конкурентоспособности экспортных товаров в КР
2.1Сравнительный анализ национальной конкурентоспособности стран на основе рейтинговых оценок……………………………..15
2.2 Об оценке конкурентных преимуществ национальной экономики………………………………………………………….…22
2.3 Механизмы повышения конкурентоспособности……..…..25
Глава III.Совершенствование в сфере конкуренции и повышение конкурентоспособности отечественной продукции.
3.1 Пути улучшения конкурентоспособности экспортных товаров………………………………………………………………32
3.2 Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите Конкуренции……………………………………….….…34
Заключение…………………………………………………..….40
Список использованной литературы……………………….41

Работа состоит из  1 файл

kursovaya.docx

— 121.80 Кб (Скачать документ)

     Возникает вопрос, к каким факторам экономического роста относится конкурентоспособность товаров и услуг - эндогенным или экзогенным? На наш взгляд, исходя из ее генезиса как результата взаимодействия экономических агентов, конкурентоспособность представляет собой механизм взаимодействия эндогенных и экзогенных факторов. Она не может себя проявить без инвестиционной и инновационной деятельности, государственного регулирования (антимонопольной политики) и международных экономических отношений. В рыночной экономике она выносит свои решения о том, что и сколько экономика должна производить, как производить и как распределять результаты производительного труда между экономическими агентами. Конкурентоспособность является мощным фактором экономического роста. Отношения конкуренции способствуют установлению более эффективного режима использования ограниченных ресурсов посредством их распределения между хозяйствующими субъектами на основе действия экономических законов.

     Практика  западных стран нас убеждает, что  благодаря конкуренции, системы  рынков и цен их экономика эффективно развивалась, и этот процесс, оказался необратимым. В этой связи актуальным становится анализ сущности конкуренции, ее функций и динамики организационных  форм, тенденций и возможностей ее развития в Кыргызстане. Такое исследование позволит адекватно отобразить место конкуренции в системе экономических отношений, получить целостное представление о конкуренции как неотъемлемой основе рыночной конкуренции, выявить ее специфические особенности на каждой ступени экономического развития и, особенно в условиях переходной экономики.

     Частная собственность, свобода выбора и  свобода предпринимательства, приоритет  личного интереса при принятии решений, ограниченное вмешательство государства  в экономику, а вместе с ними система  конкуренции — все это основополагающие области рыночной среды, развитие которых  дает возможность обеспечить подъем экономики, повысить производительность труда и на равных участвовать  в мировой экономике и международных  организациях. В этом аспекте актуальность темы бесспорна и она, соответственно, требует более глубокой разработанности, особенно в части решения проблем  формирования конкурентной среды в  Кыргызстане.

     На  наш взгляд, изложение избранной  темы целесообразно начать с исследования взглядов родоначальника экономической  теории А.Смита. В 1776 г. он сформулировал  концепцию свободной конкуренции, господствовавшую почти полтора  века. Согласно А. Смита, объединение  разрозненных действий продавцов и  покупателей осуществляется рынком таким образом, что «... если какая-либо отрасль промышленности и торговли или труда выгодна публике, то чем свободнее и шире конкуренция, тем более выгодным они окажутся для нее»[01].

     Классические  идеи конкуренции были продолжены неоклассической  школой. Определенный интерес представляют взгляды У. Джевонса, А Маршалла, Дж. Стиглера, Ф. Махлупа, Г. Мур и др. По их мнению, конкуренция является основной формой организации рынка Конкуренция характеризуется долговременными тенденциями, которые могут соблюдаться, несмотря на краткосрочные отклонения — конъюнктуру.

     Эти тенденции настолько длительны, насколько это необходимо для  перемещения ресурсов из отраслей с  низкими прибылями в отрасли, где могут быть получены относительно более высокие прибыли. Перемещение  ресурсов зависит не только от прибыли, но и от наличия или отсутствия барьеров, препятствующих проникновению  новых конкурентов.

     Дальнейшее  развитие концепции конкуренции  пошло по пути исследования ее форм. В частности Ф. Найт (1921) изложил полную формулировку концепции совершенной конкуренции. Ее характерными чертами являются: а) полная «разумность» действий членов общества; б) полная мобильность всех экономических ресурсов и отсутствие затрат при их перемещении; в) постоянная изменчивость и безграничная делимость объемов работ, товаров и т.д.; г) существование идеальной непрерывной и бесплатной взаимосвязи между всеми членами общества; д) совершенная независимость каждого члена общества от всех других лиц и исключение всех форм тайн сговора, любых степеней монополии; е) все участвующие факторы абсолютно статичны [02. с.436-450]. Одна из предпосылок реализации условий совершенной конкуренции — существование закона Шермана — закона в рамках антитрестовского законодательства США, принятого в 1890 г. По мнению Дж. Стиглера, концепция совершенной конкуренции дает лишь возможность оценивать политику, проводимую предпринимателем на рынке и она не вполне соответствует требованиям реальной рыночной борьбы и поэтому Дж. Стиглер предложил концепцию «рыночной конкуренции».

     Концепция рыночной конкуренции не исключает  наличие барьеров, отсутствие равновесия, наличия крупных прибылей или  убытков. Определение «рыночной  конкуренции» Дж. Стиглера идентично определению «чистой» конкуренции Чемберлина (1937), за исключением обязательности большого числа продавцов и стандартизированных товаров. По Стиглеру, ключевым признаком концепции совершенной конкуренции является равенство нормы прибыли каждого ресурса во всех видах использования. Исходя из этого, он предлагает называть ее отраслевой конкуренцией. Ее признаками являются: 1) существование рыночной конкуренции во всех отраслях; 2) осведомленность владельцев ресурсов о доходах в каждой отрасли; 3) возможность свободного входа-выхода в любую отрасль; 4) возможность бесконечной делимости применяемых ресурсов во всех видах использования.

     Представители новейшей западной экономической школы  Ф.М.Шерер и Д.Росс (1990) указывают на наличие двух концепций конкуренции. Одна из них делает акцент на поведении продавцов и покупателей, а другая — на структуре рынка.

     В современной экономической теории преобладает структурная концепция  конкуренции. В ее рамках конкуренция  рассматривается как состояние  рынка, при котором число фирм, продающих однородный продукт настолько  велико, а доля конкретной фирмы  на рынке настолько мала, что никакая  фирма одна не может повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.

     Дж. Стиглер (1964), исследуя влияние на поведение потребителей конкурентов, разделил потребителей на три группы: старые покупатели конкурентов, старые покупатели, намеренные перейти к конкуренту, новые покупатели. На лояльность покупателей, по Дж. Стиглеру, влияет результат сопоставления ими выгодности повторной покупки (включающей в себя более низкие трансакционные затраты и меньше проверок продукции) с ростом вероятности тайного снижения цен, вытекающей из перемещения покупателей между конкурентами. Стиглер предполагает, что с точки зрения любого покупателя его выигрыш будет тем больше, чем больше число продавцов и чем меньше число покупателей. Издержки перемещения потребителя от конкурента к конкуренту будут тем меньше, чем более однородны товары и чем больше объем покупки клиента. Во влиянии на новых покупателей и колеблющихся старых покупателей конкурентов Стиглер считает, что каждый конкурент с равной вероятностью может осуществить продажу при отсутствии ценовой конкуренции.

     В концепции поведения потребителей важнейшими являются два направления. Одно постулирует, что поведение  потребителя предопределено действиями поставщиков товаров и подконтрольно  его манипуляциям. Другое направление  основывается на предположении, что  поведение потребителей обусловлено  исключительно рациональностью  и свободой их выбора.

     Конкуренция устанавливает пределы для реализации покупателями и продавцами их личного  интереса. Но нельзя не учитывать риски  и пути их предотвращение в системе  взаимодействия потребителей с конкурентами.

     Степень риска определяется социальным статусом субъекта, его интересами, целями и  уровнем познания необходимости  совершения надлежащих действий для  их осуществления. Соответственно, риски, связанные с действиями субъекта, могут быть полными и ограниченными. Чем более свободен субъект, т.е. чем полнее он знает границы своих  прав, тем более активные и решительные  действия он применяет, быстрее и  полнее способен удовлетворить предпочтенную  им потребность. Следовательно, его  риски в фазе выбора блага снижаются. Возникновение риска подавляет  свободу и заставляет субъекта приступить к поиску иного источника удовлетворения искомой потребности. В этом случае риски потребителя растут. Потребитель  же, не обремененный обстоятельствами, сдерживающими его действия, осуществляет свой выбор свободно.

     Риск  представляет собой результат сочетания  эмоционально- психического и рационально-логического акта, направленного на снятие стресса у субъекта, сформировавшегося под воздействием потребности. Он может принять одно из трех следующих состояний потребителя: полный отказ от блага, частичный отказ или безусловное принятие того или иного блага.

     Учитывая  специфику переходной экономики, можно  сказать, что степень социального  риска в системе взаимодействия потребителей с конкурентами — продавцами существенно возрастает. Одной из причин является отсутствие достаточного экономического опыта для эффективного ведения конкурентного соперничества  и практики торгового маркетинга. Перенасыщение розничной торговли импортными товарами порождает возможность  социального потребительского риска  в процессе удовлетворения потребностей населения теми или иными товарами и услугами. Это вызвано тем, что  из потребления вымываются отечественные  товары, а, соответственно, с рынка  уходят отечественные производители, что означает потерю контроля над  воспроизводственным процессом.

     Конкурентная  борьба в условиях переходной экономики  приобретает однобокий характер: конкурируют между собой иностранные  фирмы. Кыргызские фирмы слишком  слабы. Пользуясь, случаем, иностранные  торговые фирмы перехватывают друг у друга инициативу, выделяя на эти цели миллионы долларов. Жестокая конкуренция иностранных фирм в  кыргызской экономике приводит к  росту цен, а вместе с этим к  снижению расходов населения на образование, здравоохранение, миграцию, или снижению качества человеческого кыргызского  капитала. Это говорит о том, что  может наступить такое время, когда национальный человеческий капитал  не будет востребован на рынке  труда. Подобную ситуацию нельзя не предвидеть.

     Правительство Кыргызской Республики образовало в  своем составе специальный антимонопольный  орган - Агентство Кыргызской Республики по антимонопольной политике и развитию конкуренции.

     Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции  осуществляется на основе следующих  нормативных актов:

  1. Закон Кыргызской Республики «Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите конкуренции»;
  2. «О естественных и разрешенных монополиях»;
  3. «О защите прав потребителей;
  4. «О рекламе»;
  5. «Положение о порядке определения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, регулируемых государством», утвержденное постановлением Правительства Кыргызской Республики от 17 июля 2003 года, № 445;

     «Положение  о методике формирования тарифов (цен) на платные услуги (работы)»; и др.

     Приведем  обзор практических действий антимонопольного органа Кыргызской Республики по созданию конкурентной среды на товарных рынках за последние годы (с 2003 по 2009 год).

     В ежегодно формируемые Государственные  реестры субъектов естественных и разрешенных монополий включаются субъекты-монополисты: предприятия, производящие, передающие и распределяющие электроэнергию тепловую энергию; предприятия, поставляющие и транспортирующие природный газ; государственное предприятие (ГР) «Национальная  компания «Кыргыз темир жолу»; открытое акционерное общество (ОАО) «Международный аэропорт «Манаса»; ГП «Кыргызаэронавигация»; акционерное общество (АО) «Реемстма Кыргызстан», ОАО «Кантский цементно-шиферный комбинат» и др. Работа осуществляется путем регулирования ежегодного согласования цен и тарифов на товары (услуги), производимые (оказываемые) субъектами-монополистами, а некоторым монополистам устанавливаются ограничения по уровню рентабельности. Так, в среднем за год согласовывается около 500 цен и тарифов. Также согласовывается, в соответствии со ст.7 Закон «О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике», типовые договоры на поставку товаров и правил предоставления услуг. Кроме того, поведение некоторых монополистов принудило применение с 2005 года такого метода регулирования, как определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.

     Анализ  выявленных нарушений антимонопольного законодательства показывает, что нарушения  ст. 6 Закона Кыргызской Республики «Об  ограничении монополистической  деятельности, развитии и защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением путем нарушения порядка ценообразования) составляет наибольший удельный вес  в общем объеме выявленных нарушений  или от 53,6% (2004 г.) до 92,8% (2007 г.), 67,3% (2009 г.). Также имеют место нарушения: ст. 26 (не исполнение предписаний) - от 0,9% (2003 г.) до 21,1% (2004 г.); ст. 5 (недобросовестная

     конкуренция) - от 6,6% (2007 г.) до 17,4% (2004 г.) и ст. 8 (ограничение  конкуренции органами исполнительной власти) - от 1,2% (2005 г.) до 7,5% (2003 г.).

     Основная  доля заявлений по фактам злоупотребления  хозяйствующих субъектов приходится на действия энерго- и теплоснабжающих организаций, электросвязи, газоснабжения и транспорта. 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Становление рыночных отношений, основанное на свободной  конкуренции, является болезненным  и сложным процессом.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции на предприятие