Анализ конкурентоспособности продукции на предприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 15:16, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность экспортных товаров а так же предложение мероприятий по совершенствованию. В связи с этим задачами курсового проекта являются:
- определение теоретических аспектов анализа конкурентоспособности продукции;
- выявление возможных путей совершенствования на основе проведенного анализа.

Содержание

Введение…………………………………………………………….2
Глава I. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции
1.1 Понятия конкурентоспособности продукции и ее основные показатели…………………………………………………..…………3
1.2 Критерии и факторы конкурентоспособности товаров…..6
1.3 Методы оценки конкурентоспособности товаров …………10
Глава II. .Анализ конкурентоспособности экспортных товаров в КР
2.1Сравнительный анализ национальной конкурентоспособности стран на основе рейтинговых оценок……………………………..15
2.2 Об оценке конкурентных преимуществ национальной экономики………………………………………………………….…22
2.3 Механизмы повышения конкурентоспособности……..…..25
Глава III.Совершенствование в сфере конкуренции и повышение конкурентоспособности отечественной продукции.
3.1 Пути улучшения конкурентоспособности экспортных товаров………………………………………………………………32
3.2 Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите Конкуренции……………………………………….….…34
Заключение…………………………………………………..….40
Список использованной литературы……………………….41

Работа состоит из  1 файл

kursovaya.docx

— 121.80 Кб (Скачать документ)

Таким образом, внешняя конкурентоспособность  Кыргызстана поддерживается в основном сырьевыми ресурсами, текстилем  и текстильными изделиями. Большинство  готовых изделий на внешних рынках неконкурентоспособно.

     По  нашему представлению, внутренняя конкурентоспособность  представляет собой продажу на внутреннем рынке при конкуренции с импортом и другими отечественными товарами, обеспечивающими вместе с экспортом  необходимый уровень занятости  и доходов населения. Обычно внешняя конкурентоспособность предполагает внутреннюю, но не наоборот. Продажа на внутреннем рынке обеспечивает предпосылку внешней конкурентоспособности, но не ее гарантии. Это более низкий уровень конкурентоспособности.

     Для анализа внутренней конкурентоспособности  исходная идея заключалась в том, что, получив сведения о продажах на внутреннем рынке отечественных  и импортных товаров по стоимости  и по количеству, есть возможность  установить соотношение позиций  на рынке, и сопоставить средние  цены продаж. Это дало бы возможность  судить о сравнительной внутренней конкурентоспособности отечественных  товаров, а сравнение этих же данных по регионам позволило бы получить представление о том, как соотношение  спроса на отечественные и импортные  товары связано с региональными  различиями по ценам и доходам.

                                                                                             Таблица 3

     Доля  экспортных отдельных товаров (видов продукции) в торговом балансе Кыргызстана                                                               

     Товар      2005      2006      2009
     Продовольственные товары: Мясо и пищевые мясные продукты      92,4      93,1      97,5
     Молочная продукция: яйцо птиц, мед натуральный      20,9      28,4      37,9
     Продукты  животного происхождения      3,5      5,7      11,6
     Овощи      2,4      4,0      3,4
     Фрукты и орехи      63,6      54,1      28,7
     Кофе, чай, пряности      73,8      92,4      94,5
     Продукция мукомольно-крупяной промышленности      98,4      99,6      98,9
     Жиры и масло  животного и растительного происхождения      87,5      72,2      69,7
     Сахар и кондитерские изделия      71,2      87,9      84,5
     Готовые продукты из зерна хлебных злаков, муки      86,3      86,2      87,0
     продукты  переработки овощей, фруктов орехов      68,2      77,6      77,8
     алкогольные и безалкогольные напитки      77,1      93,9      94,6
     Табачные изделия      63,3      65,1      68,6
     Непродовольственные товары: продукты неорганической химии      61,7      78,9      68,6
     Фармацевтическая  продукция      99,1      98,9      98,3
     Мыло поверхностно-активные органические вещества,      99,0      99,3      99,3
     моющие  средства                     
     Белковые вещества: модифицированные крахмалы, клеи, ферменты      86,4      85,7      86,5
     Полимерные материалы, пластмассы и изделия из них      70,2      72,9      78,2
     Натуральный и искусственный  мех: изделия из него      26,3      65,6      54,0
     Бумага и картон: изделия из них      90,3      89,9      87,4
     Шелк      20,0      28,0      3,0
     Хлопок      1,0      2,4       
     Одежда и принадлежности одежды трикотажные      71,9      71,1      34,1
     Одежда и принадлежности одежные текстильные      17,3      12,7      6,4
     Стекло и изделия  из него      9,0      16,5      15,7
     Инструменты, ножевые  изделия, ложки и вилки из      77,6      88,5      92,9
     недрагоценных металлов                     
     Средства наземного  транспорта, их части, оборудование      70,2      87,0      74,7
     Жемчуг  природный или культивированный, драгоценные      1,0      1,6      1,0
     или полудрагоценные камни,                     
     Драгоценные металлы                     
     Электрические машины и оборудование, их части,      74,0      83,3      80,7
     звукозаписывающая аппаратура                     
     Мебель, постельные принадлежности, матрацы, лампы и      81,7      81,2      86,6
     осветительное оборудование                     

        Однако в отечественной статистике  разрабатываются только товарные  балансы в натуральном выражении,  где в составе ресурсов выделяются  производство и импорт. Такие  балансы строятся лишь по потребительским  товарам массового спроса.   Стоимость продаж с разделением  на отечественные товары и  импорт не выделяется, тем более  в региональном разрезе. Требуемые  данные есть, пожалуй, только в  маркетинговых исследованиях, заказываемых  конкретными компаниями. Можно лишь  удивляться, как страна, казалось  бы, понимающая важность задачи  повышения конкурентоспособности  своих товаров и, по крайней  мере, обсуждающая ее который  год, не заботится о разработке  статистики, адекватно отражающей  реальное положение дел. Как  видим из данных таблиц отечественные  производители доминировали (доля  свыше 28%) на рынках четырех  продовольственных товаров из наблюдаемых 13. По остальным товарам (мясо и пищевые мясные продукты, сахар и кондитерские мясные изделия готовые продукты из зерна, хлебных злаков и продукты переработки овощей, фруктов, орехов и т.п.) на импорт приходится 77,8до98,9% 

            Отечественные производители доминировали  только на 6 рынках (шелк, хлюпок, одежда  и принадлежности, стекло и изделия  из него, драгоценные и полудрагоценные  камни, драгоценные металлы). На  этих рынках они контролировали  более 2/3 рынка. Тем не менее,  на рынках продовольственных  и непродовольственных товаров  - абсолютное превосходство остается  за иностранными товарами.

     К тому же следует отметить значительный рост доли импорта после 1998 г., когда  в результате девальвации сома повысились сравнительные конкурентные преимущества отечественных производителей. С  тех пор сом постоянно укрепляется  по отношению к доллару, что изменило тенденцию. Поэтому данные 2008 г., видимо, отражают устойчивые характеристики отечественных  товаров, (таблица).

     В экспорте продукции предприятий  легкой промышленности в основном хлопок-волокно  и продукция швейной отрасли. Натуральные объемы поставок хлопка-волокна  невелики, а суммарные стоимостные  объемы экспорта этих товаров с 2000 по 2008 г. выросли не более чем на 30%. Если в 2000 г. хлопок- волокно поставлялся в Россию, Белоруссию, Латвию, Германию и Чехию, то с 2005 г. - лишь в Россию.

     Значение  экспорта продукции швейной отрасли  в последние годы повышается. И  изменение структуры экспорта предприятий  легкой промышленности за счет увеличения в ней доли готовой продукции (швейные изделия) соответствует  стратегическим приоритетам развития экспорта Кыргызской Республики. Товары швейной отрасли экспортируются на рынки Казахстана и России. Стоимостной объем экспорта данной товарной группы составляет порядка 35% экспорта Кыргызстана (250 млн. долл. США). При этом основным экспортером этой продукции являются частные предприниматели.

            Основными экспортными продуктами  предприятий неметаллических минеральных  продуктов являются шифер, цемент  и стекло. Предприятия данной отрасли за рассматриваемый период обеспечили динамичные темпы роста экспортного производства: прирост составлял в среднем за год более 70%. Наблюдается увеличение объемов экспорта стекла с 200 тыс. долл. США (2000 г.) до 32,7 млн. долл. США (2005 г.), цемента - с 2 млн. до 13,1 млн. долл. США, шифера - с 3 млн. до 9,6 млн. долл. США соответственно. В основном экспортные поставки осуществляются в такие страны, как Казахстан, Узбекистан, Россия и Афганистан.

     Вышеизложенный  отраслевой анализ показал, что проблема технологического перевооружения остается главной во всех отраслях не только промышленности, но и аграрного и  перерабатывающего секторов. Из последнего можно сделать вывод, что только новая техника и современные  технологические линии смогут возродить  отрасли и обеспечить повышение  не только производительности труда, но и качества продукции и снижение себестоимости, что сделает продукцию  конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынках. 
 
 

     Глава III. Совершенствование в сфере конкуренции и повышение конкурентоспособности отечественной продукции.

     3.1 Пути улучшения конкурентоспособности экспортных товаров. 

     На  законодательном уровне необходимо осуществлять постоянный мониторинг и  усовершенствование законодательства в области защиты и развитии конкуренции, с учетом изменяющейся экономической  ситуации и развивающегося сотрудничества в антимонопольной сфере со странами СНГ. Необходимо также дальнейшее институциональное  развитие Государственного агентства  по антимонопольной политике и развитию конкуренции при Правительстве  Кыргызской Республики.

     Для создания конкурентоспособного производства и сферы услуг необходимо создать  условия для развития конкуренции, так как именно конкуренция способствует улучшению благосостояния общества. При конкуренции поставщики пытаются улучшить свое положение, предлагая  потребителям более выгодные условия, например, путем снижения цен, повышения  качества или приближения своих  предложений к желаниям потребителя. Поставщики при этом совершают целый  ряд действий, таких как реклама  своих товаров, инвестиции в новые  и более совершенные производственные мощности, разработка новых, более совершенных  и разнообразных товаров в  процессе инновации. А все эти  действия способствуют улучшению конкурентоспособности  продукции и соответственно экономики  страны.

     Поэтому, основной целью для создания условий  для добросовестной конкуренции  является:

     - создание, укрепление и развитие  конкурентной среды во всех  отраслях экономики, предотвращение  антиконкурентных действий хозяйствующих субъектов и органов государственной власти;

     - укрепление общественной системы  защиты свободы предпринимательства  и прав потребителей, повышение  конкурентной культуры;

     - дальнейшее институциональное развитие  Государственного агентства по  антимонопольной политики и развитию  конкуренции при Правительстве  Кыргызской Республики.  

     В целях повышения конкурентоспособности  производимой в республике продукции  на международном рынке необходимо гармонизовать действующие национальные стандарты на сельскохозяйственную и перерабатывающую продукцию с  международными стандартами ISO и Кодекса Алиментариус, Директивами ЕС и региональными стандартами.

           Также необходимо разработать  программу развития эталонной базы Кыргызской Республики. Развитие и  совершенствование эталонной базы позволит повысить экспортные возможности отечественных товаропроизводителей.     

     Большая роль в решении проблемы повышения  качества, экспортных возможностей организацией республики отводится проведению комплекса  мероприятий по внедрению систем управления различными аспектами деятельности организации – качеством, экологией, охраной труда, социальной ответственностью.

     С этой целью необходима разработка государственной  политики в области менеджмента  качества и внедрение ее на предприятиях республики, что позволит создать  в организациях различных отраслей промышленности системы менеджмента качества на базе международных стандартов ИСО серии 9000. Большое внимание в дальнейшем будет уделяться работам по разработке и внедрению в организациях систем экологического управления на базе международных стандартов ИСО серии 14000.

     Повышению конкурентоспособности пищевой  продукции будут способствовать такие мероприятия, как создание и обеспечение функционирования в организациях пищевой промышленности систем управления качеством и безопасностью  пищевых продуктов на соответствие требованиям международного стандарта  ИСО 22000 и других систем управления.  

     В области повышения конкурентоспособности  предпринимателей, ведущих внешнеэкономическую  деятельность, Правительством Кыргызской Республики разработана «Стратегия развития торговли до 2014 года». Стратегия  направлена на создание надежных и  мотивирующих условий для расширения экспортных возможностей отечественного бизнеса и улучшения условий  для внутренней торговли. Главной  целью стратегии является обеспечение  ежегодного роста объемов экспорта товаров и услуг не менее чем  на 20%. Также в стратегии сгенерированы  стратегические цели развития по экспортной специализации Кыргызстана, минимизации  внешних рисков, а также с целью  повышения качества управления внутренними  факторами.

     Для стимулирования торговли также планируются  следующие реформы:

  • Внедрение принципа «единого окна» в сфере внешней торговли, что позволит значительно упростить участникам ВЭД получение разрешительных документов путем взаимодействия и координации деятельности контролирующих органов.
  • Внедрение в таможенном деле деклараций, аналогичных ЕАД позволяющих использовать единый таможенный документ при торговле со странами-участниками ЕврАзЭС.
  • Введение специальных упрощенных процедур таможенного оформления и таможенного контроля в отношении тех участников ВЭД, которые представляют наименьший риск;
  • Ежегодное внесение изменений в Закон о таможенном тарифе Кыргызской Республики с целью установления более высоких таможенных пошлин на ввозимые товары для защиты приоритетных секторов промышленности и сельского хозяйства по тем позициям, которые производятся отечественными производителями (например: продукция пищевой и перерабатывающей промышленности, кабельная, сельскохозяйственная продукция и т. д.).
 

     3.2 Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите Конкуренции. 

     Формирование  конкурентной среды, прежде всего, зависит  от ограничения    монополистической  деятельности, развития и защиты конкуренции. Такие меры государства укрепляют  конкурентоспособность товаропроизводителей. Под конкурентоспособностью понимается способность рыночных и нерыночных субъектов производить те товары и услуги, которые можно реализовать  по цене, обеспечивающей максимум прибыли. В этом аспекте можно различать  внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность. Первая отражает отношения конкурентоспособности  рыночных агентов на внутреннем рынке, а вторая - на мировых рынках, что  в значительной степени зависит  от наличия в структуре экспорта достаточного количества товаров и  услуг, обеспечивающих устойчивость платежного баланса страны. В тоже время необходимо под конкурентоспособностью понимать не только конкурентоспособность товаров и услуг, но и конкурентоспособность ресурсов (по количественной и качественной оценке факторов производства) и институтов (соответствие формальных и неформальных институтов страны решению глобальных проблем национального экономического развития: собственности, контрактов, налогового законодательства, а также бюджетная система, банки, фондовые рынки, нормы и традиции поведения, степень свободы выбора и предпринимательства), способных обеспечить эффективный экономический рост. Итак, конкурентоспособность товаров и услуг это важнейший фактор воспроизводственного процесса,  обеспечивающего эффективное распределение ресурсов и создаваемого продукта между субъектами рыночной экономики как внутри страны, так и за рубежом.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции на предприятие