Анализ конкурентоспособности продукции на предприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 15:16, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность экспортных товаров а так же предложение мероприятий по совершенствованию. В связи с этим задачами курсового проекта являются:
- определение теоретических аспектов анализа конкурентоспособности продукции;
- выявление возможных путей совершенствования на основе проведенного анализа.

Содержание

Введение…………………………………………………………….2
Глава I. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции
1.1 Понятия конкурентоспособности продукции и ее основные показатели…………………………………………………..…………3
1.2 Критерии и факторы конкурентоспособности товаров…..6
1.3 Методы оценки конкурентоспособности товаров …………10
Глава II. .Анализ конкурентоспособности экспортных товаров в КР
2.1Сравнительный анализ национальной конкурентоспособности стран на основе рейтинговых оценок……………………………..15
2.2 Об оценке конкурентных преимуществ национальной экономики………………………………………………………….…22
2.3 Механизмы повышения конкурентоспособности……..…..25
Глава III.Совершенствование в сфере конкуренции и повышение конкурентоспособности отечественной продукции.
3.1 Пути улучшения конкурентоспособности экспортных товаров………………………………………………………………32
3.2 Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите Конкуренции……………………………………….….…34
Заключение…………………………………………………..….40
Список использованной литературы……………………….41

Работа состоит из  1 файл

kursovaya.docx

— 121.80 Кб (Скачать документ)

   Содержание

   Введение…………………………………………………………….2

   Глава I. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции

   1.1 Понятия конкурентоспособности  продукции и ее основные покозатели…………………………………………………..…………3

   1.2 Критерии и факторы  конкурентоспособности  товаров…..6

   1.3 Методы оценки конкурентоспособности  товаров …………10

   Глава II. .Анализ конкурентоспособности экспортных товаров в КР

   2.1Сравнительный  анализ национальной конкурентоспособности  стран   на основе рейтинговых оценок……………………………..15

   2.2 Об оценке конкурентных преимуществ национальной экономики………………………………………………………….…22

   2.3 Механизмы повышения конкурентоспособности……..…..25

   Глава III.Совершенствование в сфере конкуренции и повышение конкурентоспособности отечественной продукции.

   3.1 Пути улучшения конкурентоспособности  экспортных товаров………………………………………………………………32

   3.2 Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите Конкуренции……………………………………….….…34

   Заключение…………………………………………………..….40

   Список  использованной литературы……………………….41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    
     В условиях перехода к рыночным отношениям объектом анализа является не просто производственный процесс, а получение заказа на производимую продукцию и ее оплата по согласованной с потребителем цене. При этом анализ производства и процесс изучения и оценки рынка (маркетинг) в равной мере влияют друг па друга. На начальном этапе перехода к рыночным отношениям, при ненасыщенности рынка любой производитель может продать то, что он произвел. Однако большую экономическую выгоду получит тот, кто употребит знание рыночной конъюнктуры при формировании производственной программы, ориентированной на продукцию повышенного спроса. Более высокая цена спроса определит большую прибыль. Изменение структуры и объема производимой продукции как фактор увеличения прибыли постепенно уступает место росту качества продукции как совокупности новых потребительских свойств товара: надежности, эффективности применения, удобству обслуживания, доступной цене и т. п.

   Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что проблема качества и конкурентоспособности  становится ключевой для кыргызских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:

   - сосредоточении усилий широкого  круга компаний на налаживании  производства продукции конкурентоспособной  по своим характеристикам;  
- изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии;  
-активизации деятельности по разработке и внедрению системы менеджмента качества продукции, отвечающих требованиям международных стандартов;

   Решение проблемы качества – неотъемлемый элемент стратегии развития современных  компаний.

   Объектом  исследования в работе выступает экспортные продукции Кыргызстана. Целью работы является рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность экспортных товаров а так же предложение мероприятий по совершенствованию. В связи с этим задачами курсового проекта являются:

   - определение теоретических аспектов  анализа конкурентоспособности  продукции;  
- выявление возможных путей совершенствования на основе проведенного анализа.  

   Глава 1.Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции  
1.1.Понятие конкурентоспособности продукции  
и ее основные показатели.

    

     Конкурентоспособность продукции -это ее относительная характеристика, которая отражает отличие от товара конкурента, во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности. Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании.

   Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:  
-полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);  
-определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);  
-конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.).

   Оценка  конкурентоспособности продукции  основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:  
-нормативным (международные требования, государственные требования, региональные требования и требования потребителей);  
-техническим (параметры назначения, эргономические параметры, эстетическиепараметры);  
- экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности);  
-организационным (система скидок, условия платежей и поставок, комплектность поставок, сроки и условия гарантий);  
     Блок – схема анализа конкурентоспособности продукции.  
Для оценки конкурентоспособности продукции по этой методике необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции.  
Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого – либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта конкурента (Р100), принимаемого за 100%:  
Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели  по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов определяемых экспертнымпутем:  
     Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам к групповому показателю по экономическим параметрам:

   Если I<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I>1 , то оно превосходит  изделие – образец или изделие  конкурента по своим параметрам.  
    Качество продукции - совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.  
Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.  
Различают единичные показатели качества продукции, обобщающие и косвенные.  
    Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:  
а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.)  
б)надежность (долговечность, безотказность в работе);  
в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений(трудоемкость,энергоемкость);  
г)эстетичность изделий.

       Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:  
-удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;  
-удельный вес продукции высшей категории качества;  
-средневзвешенный балл продукции;  
-средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);

-удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;  
-удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высоко  
развитые промышленные страны.

Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.

В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:  
-оценивается технический уровень продукции;  
-выявляются отклонения этого уровня в разрезе отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;  
-анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;  
-выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукцией;  
-обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.  
Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т. д.). Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытании, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др. Процесс оценки технического уровня продукции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной оценки.

   К экономическим показателям качества относятся: удельный вес продукции, отнесенной к соответствующим уровням  качества (потенциальному, допустимому); экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны; объем забракованной продукции; количество рекламаций и стоимость зарекламированной продукции; сдача дефектной продукции и др. Три последних показателя характеризуют отступления от норм по качеству изготовления продукции.  
Анализ отступлений от норм по качеству изготовления осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию. В зависимости от действующей на предприятии системы представления информации о браке анализируются потери от брака как по предприятию, цехам, участкам, рабочим местам, так и по конкретным изделиям и причинам. Основными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки.  
Необходимым элементом аналитической работы также является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.  
Номенклатура - перечень наименований изделий с указанием кодов, установленных для соответствующих видов продукции.  
Ассортимент - перечень наименовании изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.  
     Структура продукции - это соотношение удельного веса отдельных изделии в общем выпуске продукции.

   Выполнить план по структуре - значит сохранить  в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.  
Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит, денежного потока; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце — за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

   Ритмичность — это равномерный выпуск и  отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.  

   1.2 Критерии и факторы  конкурентоспособности  товаров      

   Качество  товаров и услуг. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Качество – главная характеристика товара. Это способность фирменного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое требование – соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно. Товар должен удовлетворять потребности потребителей: физические технически, эксплуатационно, эстетически, по цене. А если он еще и сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей – статусных, возрастных, психологических, духовных – успех ему на рынке обеспечен. Однако, с точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес.     

   Различают качества товара:

    • физические: технические параметры, вкус, вес, прочность, форма, цвет, запах;
    • эстетические: стиль, класс, красота, изящество;
    • символические: статус, престиж, класс;
    • дополнительные: установка, наладка, возможность ремонта, право на обмен, ликвидность.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции на предприятие