Анализ конкурентоспособности продукции на предприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 15:16, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность экспортных товаров а так же предложение мероприятий по совершенствованию. В связи с этим задачами курсового проекта являются:
- определение теоретических аспектов анализа конкурентоспособности продукции;
- выявление возможных путей совершенствования на основе проведенного анализа.

Содержание

Введение…………………………………………………………….2
Глава I. Теоретические основы анализа конкурентоспособности продукции
1.1 Понятия конкурентоспособности продукции и ее основные показатели…………………………………………………..…………3
1.2 Критерии и факторы конкурентоспособности товаров…..6
1.3 Методы оценки конкурентоспособности товаров …………10
Глава II. .Анализ конкурентоспособности экспортных товаров в КР
2.1Сравнительный анализ национальной конкурентоспособности стран на основе рейтинговых оценок……………………………..15
2.2 Об оценке конкурентных преимуществ национальной экономики………………………………………………………….…22
2.3 Механизмы повышения конкурентоспособности……..…..25
Глава III.Совершенствование в сфере конкуренции и повышение конкурентоспособности отечественной продукции.
3.1 Пути улучшения конкурентоспособности экспортных товаров………………………………………………………………32
3.2 Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите Конкуренции……………………………………….….…34
Заключение…………………………………………………..….40
Список использованной литературы……………………….41

Работа состоит из  1 файл

kursovaya.docx

— 121.80 Кб (Скачать документ)

          -средняя продолжительность жизни;

          - уровень грамотности взрослого  населения страны;

          - уровень жизни, оцененный через  ВВП на душу населения по  паритету покупательной способности  (в долл. США).

          Прoект Doing Buisness (Ведение бизнеса), оценивается специальной группой Всемирного банка.

          Doing Buisness –годовой отчет, позволяющий объективно оценить законодательство и его правоприменение связанное с регулированием предпринимательской деятельности.

          Всемирные индикаторы  государственного  управления рассчитываются специальной группой Всемирного банка.

        Эффективное государственное управление  предусматривает свободу выбора  и подотчетность власти, политическую  стабильность и  эффективность  работы правительства, эффективную  регуляторную политику, верховенства  закона и контроль над коррупцией. Именно по этим показателям  Всемирный банк определил стиль  и качество государственного  управления в 212 странах мира.

         Мониторинг осуществлялся с 1996-го  по 2006 год. После его завершения  был опубликован доклад « Качество  государственного управления 1996-2006», которым подводятся итоги минувшего десятилетия.                               Индекс глобализации.

        Индекс  позволяет оценить процессы  глобализации в различных странах  мира. Ежегодно составляется рейтинговой  компанией A.T Kearney и журнал Foreign Policy на основе 14 показателей экономической, политической, технологической и социальной интеграции, которые сгруппированы в 4 основных блока:

   - экономическая интеграция (объемы  международной торговли прямых  иностранных инвестиций портфельные  инвестиции, доход от инвестиций);

   - персональные международные контакты  ( данные о международных поездках и туризме, количество международных телефонных переговоров, почтовых отправлений);                

   - развитие глобальных технологий ( количество Интернет-провайдеров,  пользователей интернета и т.д);

   - участие в глобальных политических  процессах ( количество международных организаций и миссий ООН, в которых страна принимает участие, количество иностранных дипломатических представительств и т.д.)

     Интегральный показатель глобализации учитывает три показателя глобализации-экономической, социальной и политической. В 2007 году в рейтинг были включены 122 страны мира. Индекс привлечения прямых иностранных  инвестиций и индекс потенциала привлечения прямых иностранных инвестиций составляется Конференцией ООН по торговли и развитию (UNCTAD) по двум индексам:

     - индексу привлечения прямых  иностранных инвестиций (Inward FDI Performance Index);

     - индексу потенциала привлечения  прямых иностранных инвестиций (Inward FDI Potential Index).

      По результатом исследований публикуется ежегодный доклад о мировых инвестициях.

       В ежегодно публикуемых «Глобальных  обзорах конкурентоспособности»  предлагаются два разных, взаимодополняющих  рейтинга. Они рассчитываются с  использованием статистических  данных и результатов массовых  опросов высшего руководящего  состава множества компаний.

      Первый рейтинг называется « Индекс конкурентоспособного роста  (Growth Competitiveness Index – GCI) Он измеряет способность национальной экономики достичь устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе на ближайшие 5 лет. Базируется на анализе уровня развития  технологий (инновации, IT , обмен технологиями), общественных институтов (выполнение контрактов и законов, уровень коррумпированности), а также на оценке макроэкономической стабильности, кредитного рейтинга страны и бюджетных расходов в % от ВВП).

      Второй рейтинг- это «Индекс текущей конкурентоспособности» (Current Competitiveness Index-CCI), он отражает степень эффективности текущего использования доступного объема ресурсов в экономике. Рейтинг CCI рассчитывается исходя из двух основных индикаторов: стратегии и деятельности компаний (качество менеджмента и маркетинга, экономическое присутствие за рубежом, использование инноваций и пр.), а также национального бизнес-климата ( степень ресурсного обеспечения, развития физической и административной инфраструктуры, финансовых рынков, научно-технического потенциала, уровня развития рынка и конкуренции и прочее.

   Конкурентоспособность на глобальном (межстрановом) уровне. В научных исследованиях глобальной (межстрановой) конкурентоспособности выделяются ежегодные доклады Всемирного экономического форума (ВЭФ) «The Global Competitiveness Report». В соответствии с методикой ВЭФ для каждой страны разрабатывается сводный индекс конкурентоспособности, измеряемый на основе макроэкономических показателей, важнейших для экономического роста и корелирующих с ним в средне – и долгосрочной перспективе. Стоит отметить, что рейтинги конкурентоспособности ВЭФ являются одними из самых всеобъемлющих по числу исследуемых критериев, в связи с этим хотелось бы подробно рассмотреть данный рейтинг.

2.3 Механизмы повышения конкурентоспособности

       Кыргызстан является страной с малой открытой экономикой, небольшой как по численности, так и по территории, преимущественно горной. Несмотря на то, что страна обладает достаточными земельными, минерально-сырьевыми, водными, биологическими и другими природными ресурсами и условиями для устойчивого экономического роста, уровень экономического роста остается низким.

     Для обеспечения динамичного и устойчивого  экономического роста в условиях реформирования экономики важную роль играет конкурентоспособность национальной экономики, что подразумевает конкурентоспособность  товаров, товаропроизводителей и отраслей, которые в свою очередь тесно  взаимосвязаны, так как страновая и отраслевая конкурентоспособность в итоге зависит от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособную продукцию.

     К сожалению, на сегодня уровень конкурентоспособности  Кыргызстана остается низким, что  объясняется невысокими темпами  роста и неустойчивым экономическим  положением предприятий, трудностями  реализации товаров на внутренних и  внешних рынках страны. Отечественная продукция заметно уступает зарубежным по потребительским, сбытовым и сервисным свойствам и часто не выдерживает конкуренции с более дешевой импортной продукцией.

     Формирование  конкурентных рыночных отношений в  течение всего периода экономических  преобразований не было приоритетной задачей государства. Основное внимание уделялось и уделяется макроэкономической стабилизации, совершенствованию денежной, финансово-кредитной и налоговой  политики.

     Промышленные  товары малоконкурентны, не уникальны в массе мировых товаров и по качеству не выдерживают конкуренцию. Отсутствие стимулов повышения конкурентоспособности и эффективности промышленного производства привело к промышленному спаду, что повлекло за собой свертывание неэффективных производств и увеличение доли импортной продукции. Попытки государства поддержать отечественных товаропроизводителей оказались запоздалыми, слабыми и неэффективными.

     Спад  производства затронул все отрасли  промышленности, больше пострадали машиностроение и металлообработка, легкая и пищевая  промышленность. В отличие от сырьевых отраслей отрасли машиностроения оказались  не в состоянии оперативно переориентироваться  на рынки других зарубежных из-за неконкурентоспособности  продукции.

     Неплохим  резервом развития экономики является легкая промышленность, где до 2010 г. планируется добиться увеличения объема производства на 10 млрд. сом в основном за счет дальнейшей легализации и развития швейной индустрии, комплексной модернизации и технического перевооружения в хлопчатобумажной и шерстяной отраслях. Но на сегодня отрасль оснащена устаревшим оборудованием, не имеет опыта работы в условиях жесткой конкуренции со стороны импортных товаров и приближается к грани вымирания, также не выдерживает ценовой конкуренции с некачественными зарубежными товарами.

     Разрыв  экономической и технологической  цепочки взаимосвязи промышленности, сельского хозяйства и населения  привел к тому, что даже на внутреннем рынке доля отечественных товаров  легкой промышленности составляет менее 10%. В швейной отрасли 90% производства сосредоточено в индивидуальном частном секторе и полностью  экспортоориентировано (90% продукции вывозится за пределы страны).

     Агропромышленный  сектор является ведущей, но современное состояние отрасли представлено ограниченностью материально-технических ресурсов, неразвитостью сети сервисных и обслуживающих отраслей, мелкотоварностью и низкорентабельностью сельскохозяйственного производства, отсутствием инфраструктуры для расширенного воспроизводства.

     Аграрный  сектор располагает большим экспортным потенциалом продукции переработки  шерсти, хлопка, табака, овощной, плодово-ягодной  и мясомолочной продукции, но, к сожалению, недостаточно конкурентоспособным.

     Таким образом, на сегодняшний день одной  из стратегических задач является повышение  качества и конкурентоспособности  отечественной продукции, благодаря  чему Кыргызстан, как и другие страны, может функционировать в мировом  сообществе в качестве гармонично развитой страны с высоким технологическим  и социальным уровнем развития.

     Кыргызстан  экспортирует свою продукцию в 72 страны мира. Практически половина товарооборота  Кыргызской Республики приходится на торговлю со странами региональных объединений, участниками которых она является, - Содружество независимых государств (СНГ), Евразийское экономическое  сообщество (ЕврАзЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация экономического сотрудничества (ОЭС). Наиболее активное региональное сотрудничество Кыргызская Республика осуществляет в рамках ЕврАзЭС (Россия, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Беларусь).

          Разрыв экономической и технологической цепочки взаимосвязи промышленности, сельского хозяйства и населения привел к тому, что даже на внутреннем рынке доля отечественного текстиля составляет менее 10%, а производственные мощности используются на 20-30%.

     В швейной отрасли 90% производства сосредоточено  в индивидуальном секторе предпринимательской  деятельности, где процветает подобный бизнес, практически полностью экспортоориентированный (свыше 95% сшитого в республике товара вывозится за ее пределы). В целом швейное производство ориентировано на потребности низкодоходных групп населения России и Казахстана. Оно шьет преимущественно летнюю одежду - брюки и блузки. В настоящее время государством предпринимаются попытки вывести отрасль из теневой экономики на легальное положение.

     Пищевая промышленность имеет огромное значение для любого государства как составляющая часть системы жизнеобеспечения населения и обеспечивающая достигнутый  уровень продовольственной безопасности страны.

     Одним из основных сдерживающих факторов развития данной отрасли является очень низкий уровень конкурентоспособности  производимых продуктов питания, а  также чрезмерное наводнение внутреннего  рынка импортными товарами, достигающее 75% от общего наполнения, что не позволяет  отечественным товаропроизводителям иметь стабильный рынок сбыта  для своей продукции. Но вместе с  тем в данной отрасли функционируют  предприятия, которые нашли свой сегмент рынка в условиях острой конкурентной борьбы (переработка зерна, выпечка хлебобулочных изделий, производство кондитерских и колбасных  изделий, напитков и майонеза). Для  этих производств характерен современный  менеджмент, продуманная маркетинговая  стратегия и ассортиментная политика, взаимовыгодная интеграция с поставщиками сырья и необходимых компонентов современного оборудования, отлаженные схемы сбыта продукции, и поиск новых каналов сбыта, разработка инвестиционных программ.

     Наибольшую  долю этих товаров для кыргызского  экспорта составляет российский рынок, на котором конкурируют 43,0% продуктов  растительного происхождения, 34,5% -готовые пищевые продукты, 80,1 % - текстиль и текстильные изделия.

     Вне СНГ Кыргызстан осуществлял экспортные операции на рынках 62 стран, в основном на Европейском и Азиатском континентах. Экспортные операции осуществлялись в Швейцарии, Афганистане, Китае, Турции, Объединенных Арабских Эмиратах, Латвии и Италии. Важнейшими экспортными позициями Кыргызстана в страны СНГ являются золото, металлический лом, отходы цветных металлов, овощи и другие товары.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции на предприятие