Значение малого и среднего бизнеса в экономике зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования – дать сравнительную характеристику малому и среднему предпринимательству в России и за рубежом.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
проведен анализ оценочных показателей развития малого и среднего предпринимательства в России и странах-членах ЕС;
дана оценка эффективности политики и форм поддержки развития малого и среднего бизнеса;

Работа состоит из  1 файл

Предпринимательство.docx

— 2.26 Мб (Скачать документ)

Примером информационной поддержки является портал для МСП  -http://ec.europa.eu/enterprise/sme/index_en.htm, на котором дается обширная информация о политике и конкретных инструментах поддержки в странах-членах ЕС, законодательству, особенностях налогообложения, поиску партнеров, условиях участия в программах поддержки и пр. Примером программ для инновационного бизнеса является Рамочная программа  ЕС  по повышению конкурентоспособности и развитию инноваций  - Competitiveness and Innovation Framework Programme (CIP).

Существуют и специализированные программы, направленные на обучение и  повышение квалификации. Например, Темпус (Tempus) – одна из программ Европейского сообщества, которая финансирует межуниверситетское сотрудничество в области развития учебных планов, управления университетами, взаимодействия научных кругов и гражданского общества, а также структурные реформы в области высшего образования. Мобильность студентов, преподавательского и административного состава вузов, как из стран – членов ЕС, так и из стран-партнеров может стать частью  проекта в рамках программы Tempus. Есть и программа Эразмус Мундус (Erasmus Mundus), по которой можно получить финансовую поддержку для обучения и практики в стране ЕС. Недавно программа Эразмус отметила важный рубеж – количество ее студентов превысило 2 млн. за 22 года.

В последние несколько  лет в Европе широкое распространение  получили

интерактивные инструменты поддержки – порталы, вебинары, видеоконференции, видео- и аудио технологии. Пример  - сайт  ―Train    to gain в Великобритании http://www.traintogain.gov.uk/, предлагающий для МСП консультирование, индивидуальные и групповые учебные программы, а также финансовую поддержку обучения.

Еще один  пример программы  поддержки МСП  - Континентальная  сеть в поддержку малого и среднего бизнеса (European Enteprise  Network) – портал с бесплатными информационными ресурсами по поддержке МСП, открыт в 2008 г. В эту сеть вошли почти 600 агентств и организаций, выполняющих роль посредника между бизнесменами и Евросоюзом. Любой предприниматель может относительно быстро и просто узнать обо всех возможностях развития, новых методах и технологиях, повышении квалификации сотрудников (о различных профессиональных семинарах и курсах), оценить рискованность работы в другой стране ЕС и, главное, получить прямые контакты конкретного Еврофонда, который может софинансировать проект, и всю необходимую информацию о нем. До этого в Евросоюзе действовали две основные сети, куда можно было обратиться за сведениями о получении средств  Еврофондов и других возможностях. Однако эффективность их работы была такой, что часто предприниматели после нескольких тщетных попыток предпочитали махнуть рукой и доставать деньги своими силами. Из-за сложной процедуры и множества формальностей малый и средний бизнес не мог получить декларируемую поддержку. 

 

1.4 Оценка эффективности политики и программ поддержки

                                    МСП за рубежом

 

В апреле 2009 г. Аналитический  отдел британского журнала "Экономист" (the Economist Intelligence Unit) провел обследование 328 менеджеров высшего звена малых и средних предприятий, действующих в различных странах мира. Из обследованных предприятий 48% МСП имели доход менее 5 млн. долларов, 31% - от 5 до 50 млн. долларов, а 21% - доходы от 50 до 500 млн. долларов, то есть среди них были средние предприятия.

В обследовании, помимо вопросов о целях компаний и их стратегии, были и вопросы о поддержке, оказываемой  предприятиям со стороны государства (точнее - органов власти – как  местных, так и национального  уровня), а также со стороны персонала, клиентов, инвесторов, поставщиков, некоммерческих организаций, финансовых структур и  СМИ. Почти половина всех респондентов (48%) отметили, что местные органы власти либо «не помогают», либо «совсем не помогают» их предприятиям, 39% придерживаются такого же мнения об органах власти национального уровня и финансовых структурах.

Респонденты назвали несколько  причин непредставления поддержки этими категориями: 39% респондентов компаний, расположенных в Азии и в регионе Тихого океана, полагают, что малые и средние предприятия не являются объектами достаточного внимания госструктур. Такого же мнения придерживаются 30% всех респондентов. 32% европейских компаний и 28% всех опрошенных считают, что для общества крупный бизнес важнее, чем малый и средний. 31% респондентов Северной Америки (24% от всех компаний) считают, что у малых и средних предприятий меньше защитников и сторонников, чем у крупного бизнеса.

Кто же лучше всех помогает бизнесу? Ответ - свой персонал, по отзывам 73% респондентов, как видно из диаграммы 1:

 

Диаграмма 1 - Как бы Вы охарактеризовали отношение к Вашему бизнесу: местных органов власти, органов власти национального уровня, поставщиков, некоммерческих организаций, клиентов, персонала, финансовых структур, инвесторов, СМИ?

 

(варианты  ответов шкала от 1 – очень  помогают до 5 – совсем не помогают. 6 – затрудняюсь ответить)

 

Резюмируя первую главу, можно  сделать следующие выводы:

Малый и средний бизнес в зарубежных странах является важным фактором экономического роста, внося весомый вклад в объемы производства, ВВП и занятость. МСП оказывается адресная поддержка со стороны государства и частных коммерческих и финансовых структур. В частности, предлагаемые программы бизнес-обучения и повышения квалификации построены с учетом конкретных потребностей средних и растущих малых предприятий. Эффективность оказываемой поддержки регулярно оценивается, однако, по мнению бизнес-сообщества эффективность господдержки могла бы быть выше.

Прямых данных об оценке эффективности учебных программ для среднего бизнеса нет, однако есть свидетельства и примеры  того, что в настоящее время  на Западе имеется достаточно большой  выбор учебных программ и курсов для средних предприятий - как  традиционных, так и с использованием Интернет и его интерактивных  сервисов. При этом предприятия отдают предпочтения краткосрочным курсам, возможности получить новые знания и информацию через Интернет, а  также в ходе делового общения  с коллегами и партнерами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Развитие малого и среднего бизнеса в России

 

 

В рамках Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (№ 209 – ФЗ от 24.07.2007) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

- внесенные в единый  государственный реестр юридических  лиц:

  • потребительские кооперативы,
  • коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);

- внесенные в единый  государственный реестр ИП:

  • физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели),
  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

Законом установлены три  условия отнесения перечисленных  выше хозяйствующих субъектов к  субъектам малого и среднего предпринимательства:

1. Структура уставного капитала.

Для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2. Средняя численность работников.

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не

должна превышать следующие  предельные значения средней численности  работников для каждой категории  субъектов малого и среднего предпринимательства:

- от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

- до ста человек включительно для малых предприятий;

- среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов), установленная Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства  РФ от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории  субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год  без учета налога на добавленную  стоимость для следующих категорий  субъектов малого и среднего предпринимательства:

1. микропредприятия - 60 млн.  рублей;

2. малые предприятия - 400 млн. рублей;

3. средние предприятия  - 1000 млн. рублей.

Закон типизирует субъекты малого и среднего предпринимательства  независимо от их организационно-правового  статуса. Это означает, что индивидуальный предприниматель в зависимости  от параметров своей деятельности может  быть как микро, малым или средним  предприятием, так и не являться таковым. Индивидуальные предприниматели  из-за отсутствия исходных данных продолжают наблюдаться как самостоятельная  группа хозяйствующих субъектов, а  не распределяются по категориям малого, микро и среднего бизнеса.

2.1 Оценочные показатели развития малого и среднего бизнеса

 

Среди предприятий, включенных в Базу данных Генеральной совокупности (БД ГС), которая аккумулирует сведения о действующих предприятиях, средний бизнес занимает достаточно скромное место. На его долю на начало 2010 года приходилось всего лишь 0,8%22 (Рисунок 1). Эти данные согласуются с данными на начало 2009 года, определяющими место среднего бизнеса среди всех хозяйствующих субъектов, включая индивидуальных предпринимателей, где удельный вес средних предприятий (СП) составил 0,3% (без учета ИП – 0,6%).

 

Рисунок 1. Распределение предприятий и организаций, включенных в БД ГС, по типам

 

 

Тем не менее, если сравнивать эти данные с ситуацией годом  ранее, то положительная тенденция  очевидна. Во-первых, среди всех рассматриваемых  здесь типов бизнеса действующие  средние предприятия по итогам 2009 года стали неоспоримыми лидерами по темпам роста, увеличив свою численность  почти в 1,5 раза (Рисунок 2), а во-вторых, пусть незначительно, но все же расширив свое присутствие среди фактически работающих предприятий с 0,6% до 0,8%.

 

           Рисунок 2. Темпы прироста включенных в БД ГС предприятий, %

 

 

Средние предприятия на постоянной основе обеспечивают рабочими местами 2,2 млн. человек, то есть 3,2% от общего числа занятых в российской экономике. В среднем бизнесе производится 3,2% общероссийского оборота, что в абсолютном выражении составляет 3,1 трлн. рублей. Тот факт, что вклад в занятость несколько ниже вклада в оборот, свидетельствует о достаточно эффективном относительно общероссийского уровня использовании рабочей силы.

Из рассматриваемых показателей  средний бизнес наиболее заметен  в формировании инвестиций. На его  долю приходится 5,7% объемов капитальных вложений в основные средства (Рисунок 3).

 

 

      Рисунок  3. Вклад среднего бизнеса в макроэкономические показатели, %

 

 

 

2.2 Структура средних предприятий

 

Российская статистика в  качестве одного из ключевых критериев  выделения сектора среднего бизнеса  использует ценз численности занятых. Согласно законодательству, к средним  предприятиям относятся предприятия  с числом занятых от 101 до 250 человек.

В то же время при формировании БД ГС используется так называемый принцип "стабильности", согласно которому хозяйствующий субъект  переходит из одного типа предприятий  в другой, если в течение двух лет подряд нарушает границы установленных законом цензов. В связи с действием этого принципа в структуре средних предприятий, включенных в БД ГС, есть предприятия, чья численность занятых выпадает за установленные законодательством цензы.

Анализ размерных групп  СП, выделенных по числу занятых, позволяет  говорить, что сектор среднего бизнеса  вполне сбалансирован, он сокращается  пропорционально с коэффициентом  в 1,8 раза от нижней размерной группы к верхней. Действительно, на долю СП с численностью занятых от 101 до 150 человек по итогам 2009 года приходилось 45,3%, следующая размерная группа от 151 до 200 человек уже занимала 24,7%, и, наконец, последняя от 201 до 250 человек - 14,5% (Рисунок 4).

 

 

Рисунок 4. Распределение средних предприятий, учтенных БД ГС, по средней численности работников /по предприятиям, указавшим число занятых/, % к итогу

(на конец периода)

 

Обращает на себя внимание заметно возросшая с 0,7% по итогам 2008 года до 15,4% на начало 2010 года доля средних  предприятий, которые оставались таковыми главным образом в силу действия принципа "стабильности" БД ГС. Формально, согласно цензу по числу занятых, установленному законом, эти предприятия, численность работников которых  ниже 100 человек, должны были перейти  в разряд малого бизнеса.

Информация о работе Значение малого и среднего бизнеса в экономике зарубежных стран