Значение малого и среднего бизнеса в экономике зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования – дать сравнительную характеристику малому и среднему предпринимательству в России и за рубежом.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
проведен анализ оценочных показателей развития малого и среднего предпринимательства в России и странах-членах ЕС;
дана оценка эффективности политики и форм поддержки развития малого и среднего бизнеса;

Работа состоит из  1 файл

Предпринимательство.docx

— 2.26 Мб (Скачать документ)

Итак, второй отличительной  чертой структуры сектора среднего бизнеса является ее наметившийся в 2009 году донорский характер в пользу малого бизнеса. Перейти в категорию  крупного бизнеса может лишь одна десятая процента действующих средних  предприятий.

Экономически рост доли СП с числом работников менее 100 человек  занятых объясняется оптимизацией за счет сокращения издержек производства - мерой, на которую СП были вынуждены  пойти под влиянием кризиса 2008 года, когда резко начала падать удельная выручка. Сравнивая рисунки 4 и 5, можно заметить рассинхронизацию удельной выручки с удельной численностью занятых: в 2008 году шло падение выручки, хотя число занятых оставалось стабильным, и только в 2009 году средние предприятия сократили персонал, в то время как удельная выручка начала расти.

 

Рисунок 5. Распределение средних предприятий, учтенных БД ГС, по объему выручки /по предприятиям, указавшим объем выручки/, % к итогу (на конец периода)

Ценз по выручке - второй критерий выделения сектора среднего бизнеса. Согласно российскому законодательству, к средним относятся предприятия, у которых выручка находится  в диапазоне от 400 млн. до 1 млрд. руб.

Анализ структуры средних  предприятий по объему выручки также  свидетельствует, что по шкале с  шагом в 200 млн. рублей представленность размерных групп средних предприятий, выделенных по объему удельной (то есть приходящейся на одно предприятие) выручки, вполне сбалансирована. Как и в  случае с занятостью, их удельный вес  в структуре среднего бизнеса  примерно одинаково пропорционально  сокращается от нижней к верхней  группе. Действительно, на начало 2010 года доля СП с выручкой от 400 до 600 млн. рублей составляла 15,5%, с выручкой в 600-800 млн. руб. - 7,2% (коэффициент сокращения 2,2 раза) и с выручкой от 800 млн. руб. до 1 млрд. руб. - 4,2% (коэффициент - 1,7 раза). Отметим, что на начало 2009 года коэффициент  сокращения для всех размерных групп, выделенных по выручке с шагом 200 млн., рублей составлял 2.2 раза, то есть структура была абсолютно сбалансированной.

Отличительной чертой структуры  средних предприятий по размеру  выручки является вызывающе большое  присутствие средних предприятий  с выручкой ниже 400 млн. руб., которые  еще не перешли в группу малого бизнеса преимущественно из-за соблюдения принципа "стабильности" БД ГС.

На начало 2009 года средних  предприятий - претендентов на переход  в категорию малых было 90%! В  течение 2009 года возникла тенденция  стабилизации границ сектора. Доля СП с выручкой менее 400 млн. рублей снизилась  до 68,9%, оставаясь по-прежнему критически высокой.

В структуре среднего бизнеса  по размеру выручки обращает на себя внимание и верхняя страта, представленная средними предприятиями, чья выручка  превышает предельное пороговое  значение ценза в 1 млрд. рублей. Доля таких предприятий на начало 2010 года составляла 4,2%.

Итак, сектор среднего бизнеса  представлен сбалансированными  размерными группами, как по занятости, так и по выручке, удельный вес  которых имеет тенденцию пропорционально сокращаться от нижних страт к верхним.

В то же время, размерная  структура сектора носит ярко выраженный в пользу малого бизнеса  донорский характер. Анализ размерных групп среднего бизнеса показал, что значительная часть действующих средних предприятий может уже в следующем году перейти в категорию малого бизнеса. Логично возникает вопрос, а как ведут себя малые предприятия, каковы перспективы их переходы в средний бизнес?

Анализ размерных групп  сегмента малого бизнеса по числу  занятых для среднего бизнеса - не обнадеживающий. Только 0,01% МП по итогам 2009 года попали в пограничную зону малых предприятий с числом занятых  более 100 человек, то есть это порядка 160 предприятий, которые могут обеспечить рост сектора среднего бизнеса менее, чем на 1% (Рисунок 6).

Аналогична ситуация и  для структуры малых предприятий  по объему выручки (Рисунок 7). Только 0,04% малых предприятий занимают балансирующее на границе среднего бизнеса положение, то есть порядка 640 предприятий в России могут обеспечить рост сектора средних предприятий примерно на 4%.

 

                      

Рисунок 6. Распределение малых (включая микро-) предприятий по средней численности работников /по предприятиям, указавшим число занятых/, % к итогу

(на конец периода)

Рисунок 7. Распределение малых предприятий (включая микро) по объему выручки/по предприятиям, указавшим объем выручки/, %

 

 

Учитывая, что при отнесении  хозяйствующего субъекта к какой-либо категории малого и среднего бизнеса  ориентируются на критерий, имеющий  большее значение (в данном случае таким критерием является выручка), за счет малого бизнеса сектор средних  предприятий может вырасти максимум на 2-4%.

Судя по данным статистики, малые предприятия не стремятся  перейти в категорию средних. И дело здесь даже не в отсутствии возможности роста, хотя факторов, ограничивающих эту возможность, объективно много. Здесь и всевозможные административные барьеры, и ограниченный доступ к  внешнему финансированию, и влияние  кризиса.

Проблема перерастания малого в средний бизнес глубже - у малых  предприятий нет стимулов становиться  средними. Действительно, с переходом  на новый уровень малый бизнес лишается ряда льгот, у него усложняется  отчетность, он становится более заметным для проверяющих органов. Список аргументов против перехода малого в  средний бизнес можно продолжить. В этих условиях растущим малым предприятиям легче искусственно поделиться на два-три новых бизнеса, чем перейти в категорию среднего. В 2009 году, несмотря на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру, число малых предприятий увеличилось практически на 20%. Безусловно, в этой дельте есть эффект успехов государственной поддержки малого бизнеса, есть предприниматели, которые были вынуждены заняться бизнесом по причине потери в кризис работы, но по экспертным оценкам, основной фактор прироста сектора малых предприятий - это искусственный рост, связанный с делением для оптимизации управления или созданием новых площадок для перевода имеющихся долгов.

Таким образом, малый бизнес может стать полноценным донором  среднего только в случае осуществления  принципиальных системных изменений  в государственной политике, регулирующей этот сегмент экономики. Без таких изменений малый может обеспечить рост среднему бизнес максимум лишь на 2-4%.

 

 

2.3 Критерии определения границ среднего бизнеса

 

На начало 2010 года в структуре  БД ГС было зафиксировано 57,2 тыс.23 предприятий, которые по числу работников могли  бы быть отнесены к среднему бизнесу - а именно предприятия, на которых  работали от 101 до 250 человек.

Только 28,6% из них фактически являлись средними предприятиями. Основная доля (36,3%) не вошла в группу средних, поскольку представляла собою некоммерческие организации. Вторым по массовости фактором, отсекающим предприятия из категории  средних, стал критерий объема выручки. Ему не соответствовали еще 25,7%. И  наконец, последним отсекающим критерием  стало требование к структуре  уставного капитала. Ему не отвечали 9,4% предприятий (Рисунок 8).

 

 

Рисунок 8. Распределение предприятий с числом занятых от 101 до 250 человек, учтенных в БД ГС, указавших среднюю численность работников и выручку

 

 

По критерию выручки в  БД ГС под средние предприятия  подходит существенно меньшее число  хозяйствующих субъектов. С точностью  до предприятий, одновременно указавших  и число занятых, и объем выручки - это 20,5 тыс. Таким образом, ценз по выручке "жестче", чем ценз по занятым практически в 3 раза. Это означает, что предприятия, отвечающее границам по численности занятых, встречаются примерно в 3 раза чаще, чем предприятия с установленными для средних пороговыми значениями выручки.

Из тех предприятий, которые  подошли под средние по объему выручки, 58,1% не стали таковыми, поскольку  не удовлетворяли критерию числа  занятых. Вторым отсекающим фактором стал ценз по структуре уставного капитала, который не пропустил в ряды средних  еще 7,4% предприятий с удовлетворяющей  критериям средних предприятий  выручкой.

 

 

Рисунок 9. Распределение предприятий с объемом выручки от 400 до 1000 млн. руб., учтенных в БД ГС, указавших среднюю численность работников и выручку

 

 

 

2.4 Основные проблемы среднего бизнеса. Предложения предпринимателей по формам поддержки

 

В ходе процесса исследования малого и среднего бизнеса в России  Ресурсным центром малого предпринимательства, одним из методов которого являлось интервью, предпринимателями была дана оценка состояния своего бизнеса, а некоторые оценили ситуацию в секторе в целом. По мнению предпринимателей:

- главная проблема для  среднего бизнеса – это высокий  уровень налогового бремени; 

- развитие бизнеса серьезно  сдерживают бюрократические проволочки;

- налицо засилье монополизма; 

- среда для бизнеса  становится все более некомфортной.

В таблице 5 приводятся наиболее интересные предложения, высказанные предпринимателями в ходе проекта:

 

Таблица 5 - Предложения предпринимателей по формам поддержки (по данным интервью)

 

Направления поддержки

Предлагаемые меры поддержки

В области налогообложения

 

1. Снизить налоговую ставку до 10% от оборота, чтобы дать бизнесу  возможность развиваться.

2. Освободить от налогов все,  что идет на развитие бизнеса  – все средства на реконструкцию,  на расширение бизнеса. Эти  средства должны идти на издержки  предприятия.

3. Стабилизировать существующую  систему налогообложения.

В области консультирования:

 

1. Организовать при содействии  ТПП независимое «Окно помощи»  для предпринимателей – независимый  хаб, орган, структуру, куда  предприниматели могли бы обратиться, если у них есть проблемы.

2. Нужна скорая юридическая помощь  – бесплатная или за приемлемую  цену, в том числе в области  международного права. Организовать  программу страхования рисков  при экспортных поставках.

                                                                                                                   Продолжение Таблицы 5

Направления поддержки

Предлагаемые меры поддержки

В области госзаказа:

 

1. Дать возможность предпринимателям  участвовать в реальных тендерах  по госзакупкам.

В области   обучения:

 


 

1. Государство должно обратить  внимание на необходимость выработки  общей политики, стратегии в области  бизнес-образования и повышения  квалификации: нужно формировать  знания, навыки для конкретного  человека на конкретном предприятии.

2. Построить совместные образовательные  программы по важнейшим вопросам  предпринимательства ВУЗами, по  типу программ ГУ Высшей школы  экономики, для конкретных предприятий.

3. Разработать и организовать  для предпринимателей образовательные  программы как специальные, так  и общего характера (общеобразовательные). Нужны хорошие государственные  программы подготовки и переподготовки. Нужны семинары, деловые встречи,  подобные мероприятиям Центра  предпринимательства США-Россия, они  нужны менеджерам высшего и  среднего звена. Нужны семинары  и конференции, нужна помощь  государства в самоопределении  людей.

В области информационной поддержки:

 

1. Шире информировать предпринимателей  о госпрограммах поддержки, наполнить  существующие Интернет-ресурсы актуальной  информацией, больше информации  давать на деловых каналах  распространения информации.

2. Разработать и шире информировать  предпринимателей о госпрограммах  поддержки участия в международных  выставках.

3. В регионах организовать горячую  линию по электронной почте  или по телефону – не «для  галочки», а фактическую.

Поддержка промышленных предприятий:

 

1. Разработать систему поддержки  промышленных предприятий малого  и среднего бизнеса, предусмотреть  широкое участие компаний-производителей  в госзаказах. Заказы в регионах  проводить через систему тендеров  от администрации области.

2. Государство должно создавать  реальные условия для развития  отечественной промышленности, машиностроения  в частности. Нужна реальная  поддержка отечественного производителя,  а не лозунги. Следует определить  квоты на поставку отечественного  оборудования - государство должно  покупать больше у своих производителей. Сейчас, даже в кризис, за рубежом  покупают очень много оборудования  – на 70% больше, чем российского,  причем оборудование покупается  втридорога, а потом российские  граждане ощущают это в форме  массового повышения тарифов.

 

 

                                                                                                                   Продолжение Таблицы 5

Направления поддержки

Предлагаемые меры поддержки

 

 

В области развития инфраструктуры:

 

 

1. Создавать среду для бизнеса,  шире использовать возможности  РСПП, ТПП. Их задача – помочь  бизнесу, используя для этого  государственные деньги. Адаптировать  возможности инфраструктуры поддержки  к насущным потребностям растущего  малого и среднего бизнеса.

В области поддержки  инновационного бизнеса

Развивать конкуренцию среди инновационных  компаний. Стимулировать спрос со стороны государства на продукцию  инновационных малых и средних  компаний.


 

 

Подводя итоги проведенного анализа во второй главе, можно сделать  следующие основные выводы:

В структуре действующих  предприятий средний бизнес занимает очень скромную долю – 0,8% от общего количества предприятий (на 1 января 2010 года). В то же время за последний  год действующие средние предприятия  стали неоспоримыми лидерами по темпам роста, увеличив свою численность почти  в 1,5 раза и расширив свое присутствие  среди фактически работающих предприятий  с 0,6% до 0,8%.

Качественно средний бизнес представляет собой группу предприятий, которая активно стремится перетечь в сегмент малого предпринимательства. Особенно эта тенденция стала  очевидна в период кризиса, когда 90% средних предприятий фактически имели обороты, близкие показателям  малого бизнеса. В 2009 году этот процесс  замедлился, но все равно доля средних  предприятий, балансирующих на грани  малого бизнеса, остается существенной.

В России у малого бизнеса  нет серьезных стимулов становиться  средним. Растущим малым предприятиям легче искусственно поделиться на два-три  новых бизнеса, чем перейти в  категорию среднего, чтобы не потерять налоговые льготы, не усложнять отчетность, не становиться более заметным для  проверяющих органов.

Зачастую расширение сектора  малых предприятий - это искусственный  рост, имеющий целью оптимизацию  управления или создание новых площадок для перевода накопленных долгов. Это рост, связанный с делением на несколько юридически самостоятельных  предприятий, но фактически представляющих единый бизнес.

Крупный бизнес в настоящий  период, когда российская экономика  уже справилась с кризисом, также  не может рассматриваться в качестве «донора» сектора средних предприятий. Тем более, что доля крупных предприятий  в общем количестве предприятий  невелика.

Если говорить о возможностях расширения сектора среднего бизнеса  за счет изменения критериев, то экономически правильным шагом является смягчение  критерия объема выручки.

Среди двух количественных критериев (число занятых и выручка) наиболее жестким отсекающим фактором является выручка. Это следует уже  из того, что в БД ГС число предприятий  с требуемым критерием численности  занятых (101-250 человек) составляет 57,2 тысяч, а с необходимым критерием  объема выручки (400-1 000 млн. руб.) - всего  лишь 20,5 тысяч.

Если рассматривать ситуацию с менее жестким критерием  – числом занятых, то здесь основным отсекающим фактором является адекватное требование отнесения юридического лица к категории коммерческого  предприятия. Так, некоммерческие предприятия  с числом занятых от 101 до 250 человек  составляют более трети БД ГС. Четверть зарегистрированных в БД ГС предприятий  не попала в разряд средних из-за несоответствия критерия выручки. Примерно десятая часть - из-за ограничений  на структуру уставного капитала.

Информация о работе Значение малого и среднего бизнеса в экономике зарубежных стран