Значение малого и среднего бизнеса в экономике зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:21, курсовая работа

Описание

Цель данного исследования – дать сравнительную характеристику малому и среднему предпринимательству в России и за рубежом.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
проведен анализ оценочных показателей развития малого и среднего предпринимательства в России и странах-членах ЕС;
дана оценка эффективности политики и форм поддержки развития малого и среднего бизнеса;

Работа состоит из  1 файл

Предпринимательство.docx

— 2.26 Мб (Скачать документ)

 

                                     

Введение

 

Малый и средний бизнес в России был официально признан законодательством Российской Федерации в качестве сегмента сектора малого и среднего предпринимательства сравнительно недавно, в связи со вступлением в действие Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Тема исследования актуальна, так как малое и среднее предпринимательство является основой развития экономики, обеспечивая её стабильность и динамичный рост, обеспечивает занятость населения, что особенно актуально в период мирового экономического кризиса. Однако на данный момент в России доля предприятий малого и среднего бизнеса значительно ниже, чем в зарубежных странах, демонстрирующих более успешные экономические показатели. В то же время российская экономика ещё сохраняет хорошие перспективы для увеличения социально-экономической значимости малого и среднего бизнеса.

Цель данного исследования  – дать сравнительную характеристику малому и среднему предпринимательству в России и за рубежом.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  • проведен анализ оценочных показателей развития малого и среднего предпринимательства в России и странах-членах ЕС;
  • дана оценка эффективности политики и форм поддержки развития малого и среднего бизнеса;
  • определены проблемы и предложены пути их решения.

 

 

 

 

 

Глава 1 Значение малого и среднего бизнеса в экономике зарубежных стран

 

 

1.1 Оценочные показатели развития предпринимательства в ЕС

 

По данным «Ежегодного  отчета по малому и среднему бизнесу ЕС» в странах-членах ЕС насчитывается более 20 млн. предприятий, из них более 99%  - малые и средние предприятия (МСП), т.е. предприятия с количеством занятых менее 250 человек.  В секторе МСП подавляющее большинство  - 92% - это микро-предприятия, имеющие менее  10 занятых. Таким образом, типичная европейская фирма - это микропредприятие.

Что касается средних предприятий, то их доля составляет всего 1% от европейского сектора МСП, а общее количество в странах ЕС, по данным авторов  отчета ЕС  - 220 тысяч (Таблица 1). При этом, по оценкам авторов отчета, годовой оборот одного такого предприятия превышает 50 млн. евро.

                                                                                                                                 

Таблица 1 - Количество предприятий и занятость (число занятых на одном                предприятии) в 27 странах-членах ЕС, без учета финансовых организаций, 2007

 

 

Доля средних предприятий  в странах Евросоюза и США  примерно одинакова и составляет 1%. На фоне других стран выделяется княжество Лихтенштейн, где доля средних предприятий составляет 22% от всех предприятий (Таблица 2). Дело в том, что Лихтенштейн является одним из наиболее совершенных оффшорных центров. Лихтенштейн имеет либеральное и чрезвычайно гибкое законодательство о компаниях, которое позволяет создавать холдинговые и управляющие компании самых различных типов. Для ведения бизнеса в Лихтенштейне не требуется каких-либо специальных разрешений или лицензий, за исключением компаний финансового сектора и сферы профессиональных услуг.

 

                             

Таблица 2 - Количество предприятий в зарубежных странах

 

 

В процессе анализа возникает ряд вопросов:

  • Чем же именно интересен и почему так важен сектор среднего бизнеса в развитых европейских странах и в США?
  • Какова государственная политика в отношении среднего бизнеса и как она реализуется?
  • Чем конкретно помогает государство среднему бизнесу в развитых странах?

Ответы на эти вопросы  неоднозначны.  Средний бизнес  – важный фактор экономической стабильности. Средние предприятия – это финансово устойчивые и прибыльные предприятия, с хорошо отлаженной структурой, квалифицированным персоналом, налаженной системой финансирования, сбыта. Среднее предприятие имеет свою стратегию развития, а ее руководство уделяет разработке стратегии ключевое внимание.

Рассмотрим некоторые ключевые показатели деятельности средних предприятий и особенности их поддержки в развитых странах. 

Средние предприятия обеспечивают 20% от общего оборота предприятий, 18% от общей экономической добавленной стоимости и 17% от общей занятости в экономиках стран-членов ЕС. А в секторе МСП средние предприятия дают треть всего оборота и добавленной стоимости. То есть, суммарный оборот 220 тыс. средних предприятий превышает суммарный

оборот 18,7 млн.  микро предприятий  или 1,4 млн. малых предприятий (Таблица 3). Очевидно, что закрытие или приостановка деятельности даже одного среднего предприятия для экономики ЕС была бы достаточно ощутимой.

 

 

 

 

 

Таблица 3 - Оборот предприятий в 27 странах Евросоюза, 2007 год

 

 

Непосредственный вклад  сектора МСП в экономическое  благосостояние стран-членов ЕС измеряется их вкладом в оборот или в производство добавленной стоимости. Как видно из таблицы 3, доли оборота микро-, малых и средних предприятий, т.е., сегментов сектора МСП, в оборот всех предприятий  примерно  одинаковы и составляют порядка  4,5 тыс. миллиардов евро каждая. В процентном соотношении  примерное равенство сохраняется  - 20%  - 20%  - 20%. Соотношение добавленной стоимости выглядит аналогично: 21%  - 19%  - 18%. Доли сегментов сектора МСП в занятости составляют: 30%  - 21%  - 17%. То есть, в секторе МСП средние предприятия производят наибольшую долю оборота, но дают наименьший вклад в занятость. При этом интенсивность труда на средних предприятиях наиболее низкая, а эффективность и производительность труда – наиболее высокая в секторе МСП.

Следовательно, средний бизнес – это достаточно  важная и интересная категория предприятий. Во-первых, показатели их финансовой и экономической деятельности наиболее высоки в секторе МСП. Во-вторых, уровень управления, оснащения таких предприятий, а также знаний и квалификации персонала наиболее высок в секторе МСП. Поддержка таких предприятий должна быть не просто адресной  – скорее, «штучной». Поэтому политика поддержки средних предприятий, набор и качество предлагаемых бизнес-услуг должны быть максимально подстроены под реальные нужды и потребности конкретных средних предприятий. В частности, это относится и программам повышения квалификации руководителей и персонала таких предприятий.

В экономической политике Евросоюза  большое внимание уделяется  поддержке быстро растущих компаний, которые, по сравнению  с другими  категориями предприятий, представляют собой также довольно интересную группу. Вклад именно таких компаний в рост производства и занятости  выше среднего. Кроме того, растущие компании более инновационны, чем  обычные предприятия. К тому же быстро растущие предприятия способствуют возникновению и росту производства и других предприятий, в частности, за

счет развития отношений  субконтрактации. Ключевых принципов – три:

  • Крупные предприятия концентрируют свои ресурсы на важнейших направлениях и развивают ключевые компетенции.
  • Значительная часть производственных функций при этом передается малым и средним предприятиям на субконтракт и аутсорсинг.
  • Это позволяет всем участникам рынка добиваться высокого уровня специализации при скоординированной кооперации повышать конкурентоспособность, как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне национальных производственных систем.  

Быстро растущие компании являются важным фактором достижения целей Лиссабонской стратегии  - превращения Евросоюза к 2010 г. в  наиболее конкурентоспособную и  динамичную в мире экономическую  зону, в пространство экономики, основанной на знаниях.

 

1.2 Прибыльность средних предприятий

 

Прибыльность малого и  среднего бизнеса можно оценить, анализируя изменения в объеме добавленной  стоимости  или прибыли по итогам деятельности предприятия.  Как видно из таблицы 4, по итогам 2007 года доля прибыли европейских МСП в общей прибыли всех предприятий составила 32%. В среднем, чем меньше предприятие, тем менее оно прибыльно.

 

 

Таблица 4 - Оценка прибыльности и расходов на оплату труда работников микро-, малых, средних и крупных предприятий в 27 странах ЕС, 2007 г.

 

 

 

В некоторых отраслях малые  и средние предприятия производят больше прибыли, чем крупные: например, в отрасли «добыча полезных ископаемых»  – 74% против 72%, «поставки электричества, газа воды»  – 71% против 62%. А в  гостиничном и ресторанном бизнесе  МСП даже более прибыльны, чем  крупные компании: в этих отраслях МСП занимают рыночные ниши, дающие максимальную прибыль.

 

1.3 Политика и инструменты поддержки среднего  бизнеса

                               в развитых странах

 

В Европе сложилось определенное разделение обязанностей и функций, при котором прямая, в том числе  и финансовая, поддержка (налоговые  и кредитные льготы, субсидии, покрытие  издержек по учреждению предприятий) оказывается  предпринимателям  в основном в  конкретных странах-членах ЕС. При этом сам Евросоюз берет на себя дополняющую эти национальные меры ответственность. В частности, за создание на едином рынке благоприятных условий для деятельности МСП, в том числе,  через европейское законодательство и право (правила конкуренции, нормы охраны среды, стандарты, валютное регулирование и т.д.), отраслевую и региональную политику, программы и источники финансирования развития (банки, фонды, бюджет).

Основными направлениями  политики ЕС в отношении МСП являются:

  • упрощение нормативной базы, административных процедур;
  • участие ассоциаций, представляющих интересы МСП, в принятии решений в ЕС;
  • финансовая поддержка МСП, создающих новые рабочие места;
  • содействие МСП в сфере исследований, инноваций и подготовки кадров;
  • устранение нарушений в функционировании «единого рынка» и конкуренции на нем, снижающих эффективность деятельности МСП;
  • повышение конкурентоспособности МСП, в том числе, в целях их выхода на внешние рынки;
  • культивирование среди населения ЕС духа предпринимательства и поддержка различных форм сотрудничества между МСП.

 

Национальная политика в  странах-членах ЕС имеет своей целью  предоставление лучших условий для бизнеса, увеличения конкурентоспособности и обеспечения роста предприятий. При этом заметен уход от поддержки в форме займов и дотаций и переход к поддержке в форме консультационных  и информационных  услуг. Одной из главных задач Европейского Союза является претворение в жизнь принципа «социального и

экономического слияния», направленного на установление равенства  возможностей для регионов с различным  уровнем развития, а также для  разных социальных групп. Этот принцип  подразумевает, что менее развитые регионы и менее обеспеченные слои общества в ЕС следует поддерживать в первую очередь.

В ЕС достаточно отлажена инфраструктура поддержки МСП. Все страны-члены  ЕС имеют хорошо развитую сеть организаций  по регулированию и поддержке  развития малого и среднего предпринимательства  как государственных, так и частных. При этом политика по развитию малого и среднего предпринимательства  в каждой стране ЕС  разрабатывается  министерством экономики и/или  министерством промышленности и  торговли. Другие министерства также  участвуют в поддержке МСП (министерство занятости, министерство экономики  и пр.). Они оказывают помощь МСП  в вопросах занятости, обучения, международной  торговли, развития и т.д.

Торгово-промышленные палаты занимаются обучением и повышением

квалификации, технологическим  консультированием, стимулированием  международной торговли и сотрудничества, выдачей сертификатов качества, предоставлением деловой информации. Частные финансовые учреждения - коммерческие банки, венчурные компании предоставляют кредитную поддержку МСП, а частные исследовательские и консалтинговые структуры консультируют по различным вопросам менеджмента, маркетинга, технологий.

Однако на практике малым  и средним предприятиям в Европе далеко не всегда легко получить нужную поддержку. Например, в докладе об оценке эффективности применения принципа «Прежде всего думай о малом  бизнесе» (Think Small First) в законодательстве и программах Евросоюза отмечено, что важность доступа МСП к финансам признается и декларируется во многих программах, но из 5 оцениваемых программ только в 2-х программах были предусмотрены конкретные меры поддержки МСП. Это 7 Рамочная программа и программа Эко-Инновации, по которым МСП действительно могут получить

гранты на проекты, исследования и разработки. В частности, 7 Рамочная программа имеет свой портал, с  описанием предоставляемых видов  поддержки, условий участия в  программе,  сервисом по  поиску партнеров, консультированию в области финансовых вопросов и управления проектами и пр.

Информация о работе Значение малого и среднего бизнеса в экономике зарубежных стран