Значение малого бизнеса в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 07:06, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы изучить перспективы малого бизнеса, рассмотреть роль малого бизнеса в современной экономике.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, значение и задачи малого бизнеса;
-проанализировать место малого бизнеса в современной структуре эконо

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Понятие малого бизнеса 4
1.2 Значение и задачи малого предпринимательства 8
1.3 Особенности малого бизщнеса 11
1.4 Методы и перспективы развития малого бизнеса 12
1.4.1. Методы поддержки малого предпринимательства

2.РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Социальная роль 22
2.2 Политическая роль 23
2.3 Экономическая роль 24
2.4 Малый бизнес и государственная политика 26
3. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РФ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЕГО РАЗВИТИЯ
3.1. Данные статистики и социальных опросов 28
3.2. Малый бизнес в России 36
3.3. Зарубежный опыт развития малого бизнеса 40


ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 51

Работа состоит из  1 файл

САМА КУРСОВАЯ.doc

— 265.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Институт  заочного и дистанционного обучения

Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       Студент: Хлебинская И.В.

                                                                               Группа: 14 ФС -101

                                   Научный руководитель:

                                     к.э.н., доцент  Егорова А.А. 
           
           
           
           
           

Челябинск 2011

    

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА  
1.1 Понятие малого бизнеса 4
1.2 Значение и задачи малого предпринимательства 8
1.3 Особенности малого бизщнеса 11
1.4 Методы и перспективы развития малого бизнеса 12
1.4.1. Методы  поддержки малого предпринимательства 
 
2.РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ  
2.1 Социальная  роль 22
2.2 Политическая роль 23
2.3 Экономическая  роль 24
2.4 Малый  бизнес и государственная политика 26
3. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РФ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЕГО РАЗВИТИЯ  
3.1. Данные статистики и социальных опросов 28
3.2. Малый бизнес в России 36
3.3. Зарубежный опыт развития малого бизнеса 40
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 51
   
 

     ВВЕДЕНИЕ

Данную  тему, я считаю актуальной на сегодняшний  день. Значение малого бизнеса в  современной экономике, очень велико. Как показывает опыт развитых стран, малый бизнес играет весьма большую  роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение ранка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний предприятий. Например в Индии число малых предприятий превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес например, только в США даёт почти половину прироста национального прироста новых рабочих мест.

     Цель данной курсовой работы  изучить перспективы малого бизнеса,  рассмотреть роль малого бизнеса  в современной экономике.

     Для достижения цели в курсовой  работе, необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть  понятие, значение и задачи малого бизнеса;

-проанализировать  место малого бизнеса в современной  структуре экономики;

-изучить  методы и перспективы развития  малого бизнеса в РФ;

-изучить  зарубежный опыт развития малого  бизнеса;

-раскрыть  роль малого бизнеса в современной  экономике 
 
 
 
 
 

1. СУЩНОСТЬ МАЛОГО  БИЗНЕСА

    1. Понятие малого бизнеса

     Как явствует из самого определения,  «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.

      При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.

     В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.

     Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 чел.

     В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.

     В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.

     В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

наименьшие -1-24 занятых;

малые - 25 - 99 занятых;

промежуточные - 100 - 499 занятых;

крупные - 500 - 999 занятых;

крупнейшие - 1000 и более занятых.

     Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

     В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.

     В странах Евразийского экономического сообщества, куда входят республика Беларусь, Российская Федерация, республика Казахстан, Кыргызская республика и республика Таджикистан, развитие малого предпринимательства ещё не достигло уровня развитых в рыночном отношении стран. Доля населения, занятого в малом бизнесе, ещё весьма незначительна и составляет всего от 5% (Таджикистан) и до 10,2% (Россия).

     В России под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической  сфере - 60 человек;

в оптовой  торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных  отраслях и при осуществлении  других видов деятельности - 50 человек.

     В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Значение и задачи малого предприятия

     Не так давно было замечено, что, начиная с определенного момента, все больше и больше размеры предприятия означают повышение средних общих издержек. Экономисты определили это как отрицательный эффект роста масштабов производства или «эффект масштаба». Положительный эффект масштаба довольно подробно изучен. Отрицательная стороны «эффекта масштаба» вызвана определенными управленческими трудностями, возникающими при попытке эффективно контролировать и координировать деятельность компании, превратившейся в крупномасштабное производство. Еще Питерс и Уотермен отмечали, что, по их наблюдениям, организации с числом занятых более 500 человек становятся плохо управляемыми, неповоротливыми, невосприимчивыми к нововведениям и не реагируют на возникающие проблемы. В результате страдают эффективность и растут средние издержки производства.

     Данные рассуждения логически  подводят к выводу о том,  что положительные и отрицательные  эффекты масштаба являются важнейшими  факторами, определяющими структуру  экономики. Это нужно учитывать  экономическими и государственными  структурами при формировании концепции управления малым бизнесом. Однако это не говорит о предпочтения крупного или мелкого производства. Их преимущества реализуются лишь в том случае, если правильно выбрана сфера деятельности и созданы условия для успешного функционирования.

     Для современной экономики характерна  сложная комбинация различных  по масштабам производств –  крупных, с тенденцией к монопольным  структурам, и небольших, - складывающаяся  под влиянием многих факторов.

С одной  стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

      С другой стороны, в последнее  время выявился небывалый рост  мелкого и среднего предпринимательства,  особенно в сферах, где пока  не требуется значительных капиталов,  больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

     Возможность эффективного функционирования  малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т. д.. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

     В свою очередь развитие мелкого  и среднего производства создает  благоприятные условия для оздоровления  экономики: развивается конкурентная  среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Информация о работе Значение малого бизнеса в современной экономике