Значение малого бизнеса в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 07:06, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы изучить перспективы малого бизнеса, рассмотреть роль малого бизнеса в современной экономике.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, значение и задачи малого бизнеса;
-проанализировать место малого бизнеса в современной структуре эконо

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Понятие малого бизнеса 4
1.2 Значение и задачи малого предпринимательства 8
1.3 Особенности малого бизщнеса 11
1.4 Методы и перспективы развития малого бизнеса 12
1.4.1. Методы поддержки малого предпринимательства

2.РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Социальная роль 22
2.2 Политическая роль 23
2.3 Экономическая роль 24
2.4 Малый бизнес и государственная политика 26
3. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РФ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЕГО РАЗВИТИЯ
3.1. Данные статистики и социальных опросов 28
3.2. Малый бизнес в России 36
3.3. Зарубежный опыт развития малого бизнеса 40


ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 51

Работа состоит из  1 файл

САМА КУРСОВАЯ.doc

— 265.50 Кб (Скачать документ)

     Таблица 3.

     Имелись ли у Вас проблемы в решении следующих вопросов текущей деятельности фирмы до и после начала финансового кризиса (в % от опрошенных)?*

    До финансового  кризиса После финансового  кризиса
    Проблем не было Проблемы были Проблем не было Проблемы были
Поиск оборотных средств 47,1 45,2 27,7 68,9
Организация сбыта 55,6 35,0 37,4 57,6
Инвестиции  56,2 30,3 48,0 41,8
Набор квалифицированных кадров 67,5 24,8 71,6 24,2
Получение лицензии 74,4 15,7 76,7 17,0
Уплата  налогов 64,6 28,5 55,3 41,3
Аренда  помещения 71,5 20,1 66,2 29,3
Приобретение  необходимого оборудования 66,7 24,5 58,7 36,1
Вымогательство  чиновников 55,7 33,6 55,1 37,6
Нехватка  знаний и навыков ведения бизнеса 64,7 26,9 67,4 28,1
Ведение бухгалтерии и отчетности 75,5 16,9 79,0 17,1
Рэкет 72,5 16,8 77,0 15,9
Неплатежи, ненадежность партнеров 49,7 41,4 44,3 50,6
Уплата  процентов по кредитам 73,8 12,1 70,0 19,2
Возврат кредитов 72,9 12,1 66,7 21,8
Правовая  незащищенность 49,4 41,2 49,1 45,2
Приобретение  сырья и материалов 72,5 17,1 58,3 34,6
Другие  проблемы    3,2    5,7
 

    *Источник: веб-сайт Ресурсного центра  малого предпринимательства http://www.rcsme.ru/ 
 

      Примечание: в связи с неответами на вопрос в парных столбцах нет 100 %.

      Из сопоставления ответов видно, что все проблемы текущей деятельности малых предприятий можно разделить на три группы: а) проблемы, степень остроты которых практически не изменилась (сюда относятся набор квалифицированных кадров, получение лицензии, вымогательство чиновников, нехватка знаний и навыков ведения бизнеса, ведение бухгалтерии, правовая незащищенность); б) проблемы, степень остроты которых возросла (поиск оборотных средств, привлечение инвестиций, сбыт, уплата налогов, аренда помещения, приобретение оборудования, уплата процентов по кредитам и возврат самих кредитов, приобретение сырья и материалов); в) проблема, острота которой в результате кризиса снизилась — рэкет (!).

Итак, августовский кризис 1998 г. привел к заметному ухудшению  положения в российском малом  бизнесе, которое и без того с  середины 1990-х годов было отнюдь не блестящим. Наиболее стабильным показателем оставалась занятость — более чем у 60 % опрошенных она не сократилась или даже возросла; по остальным показателям (оборот, прибыль, инвестиции) динамика имела явно выраженный негативный характер. 
 
 

3.2 Малый  бизнес в России

     В реформировании российской экономики еще со времен перестройки и перехода отечественной экономики в рыночные условия малые предприниматели взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.

     Между тем к 2011. в России имелось менее трехсот тысяч малых предприятий, 12% рабочих мест.

   В последние десятилетия малое  предпринимательство превратилось во многих странах в один из важнейших секторов экономики. По данным главы Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) России доля малого бизнеса в ВВП развитых стран составляет порядка 50%, в Китае - более 60%, в России - пока не превышает 17%.

   Особенностью  российского малого бизнеса продолжает оставаться его высокая «теневизация». По разным оценкам, от 30 до 50% реального  оборота субъектов малого предпринимательства  укрывается от налогообложения. Следовательно, значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач, сужается налоговая база, не снижается криминализация экономики.

   В целом в российских условиях становление  малого бизнеса как сектора экономики  идет достаточно медленно. Это проявляется  в том, что численность предпринимателей сокращается, часть малых предприятий утратила свои рыночные позиции, часть - перестала заниматься производственной деятельностью и переориентировалась на сферу торговли и обслуживания, а часть - перестала вообще функционировать.

   Между тем переход российской экономики  на траекторию динамичного роста  требует изменения пропорций  в её секторах. Малый бизнес должен занимать более серьезные позиции, придавая на макроуровне недостающие  российской экономике характеристики.

   Это необходимо, так как малый бизнес способен при относительно небольших инвестициях стать хорошим «мотором» на микроуровне, который в сжатые сроки способен изменить институциональную и структурную несбалансированность на макроуровне.

   В нашей стране малые предприятия распределяются по видам экономической деятельности, среди которых: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыбоводство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны, транспорт и связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

   Как известно экономика России сейчас испытывает влияние мирового финансового кризиса  и разумеется, что он оказывает  существенное влияние на состояние малого предпринимательства и какие либо итоги подводить рано.

   Однако  согласно данным РосГосСтата в 2009году было зарегистрировано 1137,4 тыс. малых предприятий. Что существенно больше, чем 2008и 2007году. Больше всего в стране было зарегистрировано предприятий по оптовой и розничная торговле; ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 510,6 тыс. малых предприятий. Стоит заметить, что в сфере производства зарегистрированных предприятий значительно меньше 164,6 тыс. Это говорит о том, что у нас в России производится значительно меньше, чем продаётся, получившуюся разницу замещает импорт.

   Особенно  неутешительно выглядят данные по сельскому  хозяйству, сельское хозяйство сегодня в России до сих пор подразумевает под собой огромное количество рисков и вместе с тем убытков, да ещё и конкуренция со стороны зарубежных производителей значительно усугубляет ситуацию, что существенно оказывает влияние на желание предпринимателей заниматься именно сельскохозяйственной деятельностью. Хотелось бы заметить, что в последнее время существенно возросло количество организаций осуществляющие операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, а это 181,3 тыс. предприятий, что даже больше, чем в сельском хозяйстве. Хорошо это или плохо можно судить по разному, с одной стороны это доходы в бюджет от налогов и сборов, с другой такое огромное количество предприятие настроило рынок недвижимости на “свою волну” и сделало цены на жилплощадь просто не доступными для граждан со средним достатком, между тем жилищная проблема сегодня до сих пор остаётся в нашей стране актуальной.

   Вывод можно сделать такой: у нас  в стране много продаётся, но мало производится, многие предприятия разорились в начале 90-х годов потому, что их продукция оказалась неконкурентоспособной из-за хлынувшего в страну потока импорта, да и на мировом рынке наша продукция не могла конкурировать. Состояние сельское хозяйства плачевное, у нас в стране занятие сельским хозяйством просто убыточное. Здесь есть много факторов: климат, технологии, слабая поддержка государства, инфляция и т.п. Сельское хозяйство подразумевает под собой огромное количество рисков, за то при работе с недвижимостью риски минимальны, да это дело более доходно, нежели сельское хозяйство, деньги на недвижимости заработать можно проще и больше.

   Сегодня перед государством стоит задача развития производства и поддержки  малого бизнеса. Малый бизнес не должен быть сосредоточен в только крупных  городах страны. Россия имеет огромные природные ресурсы, но использует их нерационально, либо не использует вообще. С такими природными богатствами и при грамотной экономической стратегии Россия имеет все шансы стать богатейшей страной в мире и с самой высокоразвитой экономикой. Мировой финансовый кризис серьёзно осложняет экономическую обстановку в стране. По последний данным Экономика России в январе 2009 года сократилась на 8,8 процента по сравнению с первым месяцем прошлого года. 17 февраля Минэкономразвития озвучило пересмотренный прогноз по росту ВВП России в текущем году. Согласно новой оценке, экономика страны сократится на 2,2 процента. Ранее ожидалось уменьшение ВВП на 0,2 процента. Спад промышленного производства по итогам года составит 7,4 процента.

   Причиной  замедления темпов роста экономики России стало влияние на нее глобального финансового кризиса, снижение цен на нефть на мировом рынке, а также сокращение объемов промышленного производства. Согласно оценке Центробанка России, промышленное производство в России в декабре прошлого года сократилось на 10,3 процента в годовом исчислении. По предварительным данным, снижение показателя в январе 2009 года составило 3,5 процента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Зарубежный  опыт развития малого бизнеса

     После того как мы подробно рассмотрели характеристики и особенности малого бизнеса в России большой интерес для нас будет представлять опыт зарубежных стран. На фоне проблем, связанных с малым бизнесом в России, нам есть чему поучиться у западных коллег.

     Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано в торговле, строительстве и пищевой промышленности. Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, "вынуждает" крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой - сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса. Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств. Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд. К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере.

     Сфера малого бизнеса представляет собой уникальный механизм активизации социально-экономической жизни американского общества. В малом бизнесе страны занято более 62 млн. человек (50% всех работающих в частном секторе), которые создают свыше 50% ВВП страны и производят более 30% экспортной продукции. При этом в течение последних 15 лет в секторе малого бизнеса было создано 64% всех новых рабочих мест. Приведённые факты подтверждают высокую значимость малого бизнеса для обеспечения устойчивого развития стран. [20] Ввиду известных особенностей малого бизнеса (ограниченность ресурсов, высокая приспособляемость, ориентированность на местные рынки и мн. др.), потребности малых предприятий постоянно изменяются в зависимости от уровня их развития, вида деятельности, конъюнктуры рынка и складывающейся экономической ситуации. Для обеспечения устойчивого и гармоничного развития малого предпринимательства в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры, государство непрерывно осуществляет всестороннюю поддержку этого сектора экономики. В соответствии с действующим в стране порядком, предусматривающим среднесрочное стратегическое планирование дальнейшего развития и совершенствования деятельности всех государственных ведомств, агентство SBA (Небольшое независимое федеральное агентство правительства США), разработало очередной пятилетний план развития малого предпринимательства в стране на 2008 - 2013 финансовые годы. В этом документе перечислены основные стратегические цели дальнейшего развития малого предпринимательства и важнейшие направления по совершенствованию мер государственной поддержки, обеспечивающих достижение этих целей. Это обусловлено как постоянно расширяющимися масштабами деятельности агентства SBA, так и особой социально-экономической значимостью сектора малого предпринимательства. Например, за последние 5 лет кредитный портфель агентства вырос на 50%, что позволило значительно расширить объём помощи малому бизнесу и более эффективно содействовать его всестороннему развитию. В этой связи, возникла необходимость в значительных организационных и технологических преобразованиях в работе большинства структурных подразделений агентства. Наряду с этим, постоянное совершенствование информационных технологий привело к повышению динамичности экономических процессов, что, в свою очередь, потребовало ускоренной реакции агентства на происходящие изменения, как в рыночных отношениях, так и в сфере малого бизнеса.    Рассматриваемый стратегический план развития малого предпринимательства на 2008-13 гг. отражает стремление агентства своевременно подготовиться к новым вызовам, инициируемым процессами глобализации экономики, используя накопленный опыт и расширившиеся ресурсные возможности. Стратегические цели этого плана, во многом унаследовали черты ранее реализованных планов. Однако на нынешнем этапе, предусматриваются новые пути и методы достижения поставленных целей, что вызвано как изменениями в экономике и в рыночной конъюнктуре, так и стремлением к развитию малого бизнеса в депрессивных районах страны. Рассматриваемый стратегический план развития малого предпринимательства является основополагающим документом, определяющим деятельность агентства SBA и предусматривает реализацию комплекса мероприятий, способствующих достижению следующих важнейших стратегических целей:

Информация о работе Значение малого бизнеса в современной экономике