Значение малого бизнеса в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 07:06, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы изучить перспективы малого бизнеса, рассмотреть роль малого бизнеса в современной экономике.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, значение и задачи малого бизнеса;
-проанализировать место малого бизнеса в современной структуре эконо

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Понятие малого бизнеса 4
1.2 Значение и задачи малого предпринимательства 8
1.3 Особенности малого бизщнеса 11
1.4 Методы и перспективы развития малого бизнеса 12
1.4.1. Методы поддержки малого предпринимательства

2.РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Социальная роль 22
2.2 Политическая роль 23
2.3 Экономическая роль 24
2.4 Малый бизнес и государственная политика 26
3. МАЛЫЙ БИЗНЕС В РФ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЕГО РАЗВИТИЯ
3.1. Данные статистики и социальных опросов 28
3.2. Малый бизнес в России 36
3.3. Зарубежный опыт развития малого бизнеса 40


ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 51

Работа состоит из  1 файл

САМА КУРСОВАЯ.doc

— 265.50 Кб (Скачать документ)

     Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных.

     Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.

     Наконец, нужно отметить, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.

     Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель работает под страхом быть разоренным, т.е. велика степень риска. Многое зависит не столько от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды.

     Малому бизнесу практически нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сфера его деятельности ограничена.

     У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективы начинания.

     Ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы ставят в невыгодное положение малые бизнес, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.

     В российской экономике структура оборота малых предприятий почти на 55% формировалась предприятиями оптовой и розничной торговли, и изменение ситуации на внутреннем потребительском и оптовом рынках оказывало доминирующее влияние на позиции малого бизнеса. В наиболее острой форме сокращение масштабов деятельности предприятий малого бизнеса отмечается в Центральном, Северо-Западном, федеральных округах, на которые приходится почти половина абсолютного уменьшения объемов оборота малых предприятий в целом по России.

    1.4.1 Методы поддержки малого предпринимательства

    Активно развивающийся сектор малого и среднего бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики. Усиление поддержки данного сектора экономики продиктовано необходимостью адаптации предприятий МСБ к функционированию в кризисных условиях. Прогрессивное развитие МСБ требует применения таких методов поддержки, как:

     1. Финансовая поддержка.

     Цели направления - обеспечение и упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам и их эффективное использование.

     Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя:

1) предоставление  микрокредитов;

2) предоставление  поручительств;

3) субсидирование  части затрат, связанных с уплатой  процентов по кредитам, полученным  в кредитных организациях субъектами  малого и среднего предпринимательства  и организациями инфраструктуры поддержки;

4) Разработка  механизма кредитных портфелей  малого бизнеса для поиска  новых эффективных форм финансирования. Успешность данного процесса  будет зависеть и от стабильности  общей финансовой ситуации в  стране, готовности законодательной базы и банковского сообщества к такой инновационной форме работы с субъектами МСБ.

5) Разработка  модели финансирования деловых  центров, образовательных учреждений  и прочих организаций, оказывающих  малому бизнесу имущественную  и другие виды поддержки. В  настоящее время реализуются «пилотные» сделки с несколькими микрофинансовыми и лизинговыми организациями с перспективой их дальнейшего тиражирования, а также разрабатывается схема работы с факторинговыми компаниями и определяются условия их кредитования.

      2. Имущественная поддержка.

      Цель направления - предоставление в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства нежилых помещений, находящихся в государственной собственности республики.

      Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя:

1) формирование  перечня имущества для предоставления  в аренду субъектам малого  и среднего предпринимательства.  Порядок и условия предоставления  в аренду государственного имущества  субъектам малого и среднего  предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства;

2) создание  производственной зоны для субъектов  малого и среднего предпринимательства;

3) создание  бизнес-инкубаторов в муниципальных  районах.

3. Образовательная поддержка

     Цель направления – повышение уровня квалификации руководителей и специалистов, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства республики.

      Образовательная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя:

1) организацию  и проведение обучающих семинаров  «Основы предпринимательской деятельности»  для граждан, относящихся к  социально незащищенным группам  населения;

2) организацию  и проведение обучающих семинаров  и тренингов для работников  системы поддержки предпринимательства.

      4. Консультационная и информационная поддержка.

      Консультационная и информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя:

1) мероприятия  по обеспечению функционирования  информационной системы, позволяющей облегчить доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к информационно-консультационным ресурсам, включающей в себя специализированные интернет-порталы, пропаганду и популяризацию предпринимательской деятельности, проведение маркетинговых и социологических исследований по вопросам предпринимательства и др. виды работ. Исполнители работ, услуг по мероприятию определяются на конкурсной основе;

2) оказание  субъектам малого и среднего  предпринимательства и организациям  инфраструктуры консультационно-информационной, методической поддержки по правовым вопросам, вопросам налогообложения, охраны труда и иным вопросам ведения предпринимательской деятельности, в том числе посредством предоставления бесплатной информационной телефонной линии по консультированию и сопровождению бизнеса;

3) мероприятия,  способствующие повышению росту  конкурентоспособности субъектов  малого и среднего предпринимательства  (проведение выставок-ярмарок, конференций,  круглых столов и др.).

     Я считаю, что комплекс данных финансовых, имущественных, образовательных, консультативно-информационных мероприятий поможет достичь максимальных результатов в развитии малого и среднего предпринимательства в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА  В СОВРЕМЕННОЙ  ЭКОНОМИКЕ

      2.1 Социальная роль

     Социальная значимость малого  бизнеса определяется массовостью  группы мелких собственников  - владельцев малых предприятий  и их наёмных работников, общая  численность которых является  одной из наиболее существенных  качественных

характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного  населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

    Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию

широкого  слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно

обеспечивающих  собственное благосостояние и достойный  уровень жизни,

являющихся  основой социально-экономических  реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Также следует отметить, что занятие  малым бизнесом является не только

источником  средств к существованию, но и  способом раскрытия внутреннего

потенциала  личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики

вынуждает все большее число граждан  заняться самостоятельной

предпринимательской деятельностью.

     Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству. 

2.2 Политическая  роль 

     Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

     Данный фактор определяет неразрывность связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил. 
 

2.3 Экономическая роль

     Существенная роль малого предпринимательства в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.

    Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малых предприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.

     Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе МП вследствие массовых банкротств или переспециализации деятельности.

     Приведенные данные — при их сопоставлении с относительной стабильностью общей численности малых предприятий и объёмами производства (табл. 1) – указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри МП, способствующую оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики.

Таблица 1

Количество  зарегистрированных малых предприятий*

 

Информация о работе Значение малого бизнеса в современной экономике