Качество продукции и её сертификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 16:42, курсовая работа

Описание

Российские предприятия пока отстают в области применения современных методов управления качеством. Между тем повышение качества имеет поистине колоссальный потенциал. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как образу жизни.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………

Глава 1. Качество и сертификация продукции………………………………….

1.1Понятие и контроль качества продукции…………………………………......

1.2Управление качеством………………………………………………………….

1.3Сертификация продукции ……………………………………………………..

Глава 2. Система качества применяемая на ОАО «ВМЗ»……………………….

2.1 Краткие сведения о предприятии……………………………………………..

2.2 Система контроля качества, применяемая на предприятии…………………

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономике предприятия.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

Нижегородский государственный  университет 

им. Н.И. Лобачевского 
 

Факультет подготовки региональных кадров 

Курсовая работа

  по дисциплине: «Экономика предприятия»

на  тему: «Качество продукции  и её сертификация». 
 

Выполнила студентка

1-ого  курса заочного отделения

Группы  3-31МТ/13

Куницына Анна Николаевна

___________________

Проверил  преподаватель:

Купцов  Александр Вячеславович

___________________ 
 
 
 
 
 
 
 

      Выкса 2008

Содержание

Введение……………………………………………………………………………

Глава 1. Качество и сертификация продукции………………………………….

1.1Понятие и контроль качества продукции…………………………………......

1.2Управление качеством………………………………………………………….

1.3Сертификация продукции ……………………………………………………..

Глава 2. Система качества применяемая на ОАО «ВМЗ»……………………….

2.1 Краткие сведения  о предприятии……………………………………………..

2.2 Система контроля  качества, применяемая на предприятии…………………

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

Наличие конкурентной среды в условиях рыночной экономики  обязывает уделять огромное внимание проблемам качества. По методам осуществления  конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путём снижения, сбивания цен) и неценовую, при которой за ту же цену предлагается товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что называется на языке маркетинга «товар с сопровождением».

Серьёзная конкурентная борьба обусловила в странах с развитой рыночной экономикой разработку программ повышения качества. Возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам.

В настоящее  время именно сертификат, подтверждающий соответствие продукции международным стандартам на систему качества, служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия.

История многих зарубежных и отечественных компаний – яркое подтверждение этому. Такие компании, как «Макдональдс», «Делта Эйрлайнз», «Термо Кинг», ОАО «Ижорские заводы», АО «Нитрон» и многие другие, наглядно демонстрируют эту зависимость. Но существует немало примеров, свидетельствующих о том, что фирмы терпят неудачи, так как качество их продукции не соответствует ожиданиям потребителей.

Вопросам управления качеством посвящены многие исследования ученых различных стран; накоплен значительный опыт в области менеджмента качества. Поэтому важно обобщить основные положения теории и практики в данной области.

Курс «Управление  качеством» изучается в процессе подготовки специалистов в области  менеджмента.

В рыночной экономике  производитель и потребитель  сами находят себя на рынке, мотивация  их деятельности основывается на финансовом выигрыше максимизации потребительского эффекта. При этом потребитель имеет выбор между наилучшими товарами различных производителей. Потребитель, являясь главной фигурой, определяет направления развития производства, приобретая товары и услуги в соответствии с собственным желанием.

Говоря о проблеме качества, следует отметить, что  за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно он выбирает наиболее предпочтительные свойства.

В области качества произошла подлинная революция. Именно с помощью современных методов менеджмента качества многие известные зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках.

Российские предприятия  пока отстают в области применения современных методов управления качеством. Между тем повышение качества имеет поистине колоссальный потенциал. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как образу жизни.

Между качеством  и эффективностью производства существует прямая зависимость. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и увеличению доли рынка.

В учебнике «Управление качеством», подготовленном авторским коллективом Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), обобщаются достижения теории и практики управления качеством. Даются рекомендации по использованию опыта стран с развитой рыночной экономикой в условиях переходной экономики России. Особое внимание уделяется достижениям отечественной науки и практики в области статистического контроля качества продукции.

Прослеживается  эволюция методов обеспечения качества; излагаются методологические основы управления качеством; формулируются задачи службы управления качеством; приводятся примеры, иллюстрирующие эффективность выборочного контроля качества; излагаются требования к качеству в соответствии с российскими и международными стандартами; показывается роль сертификации.

Основная цель курса – ознакомить студентов, изучающих  менеджмент, маркетинг и другие родственные  дисциплины, с основными достижениями теории и практики менеджмента качества, показать необходимость использования этих достижений во всех сферах деятельности фирм независимо от их отраслевой принадлежности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Глава 1. Качество и сертификация продукции

1.1Понятие и контроль качества продукции

Проблема качества является важнейшим фактором повышения  уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качества. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством» , «спираль качества». Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 1980-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферы управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента – менеджмент качества. В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (total quality management) – всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества.

Стандарты ИСО  серии 9000 установили единый признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. Иными словами, стандарты ИСО – жесткая ориентация на потребителя при строгом соблюдении культуры производства. Качество можно представить в виде пирамиды (1).

      

Рис. 1 Пирамида качества

Наверху пирамиды находится TQM – всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего это работа, связанная  с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, требуемых условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. На этом этапе непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации.

Для дальнейшего  уточнения понятия «управление  качеством продукции» целесообразно  уточнить трактовку понятия «продукция». Необходимость такого уточнения  обусловлена тем, что понятие «продукция». Необходимость такого уточнения обусловлена тем, что понятие «продукция» не совсем точно дается даже в инструктивных материалах, действующих в РФ. Так, в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» приведен показатель «выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг…». Но ведь товары, работы и услуги входят в общее понятие «продукция». Продукция – комплексное понятие. Это – результат деятельности фирмы, который может быть представлен товарами, продуктами (имеющими вещественную форму) и услугами (не имеющими вещественной формы). Услуги производственного характера (ремонт и т.п.) называют работами.

Для того чтобы  произвести ту или иную продукцию, выполнить  работу, оказать услугу, необходимо осуществить целый ряд операций, подготовительных работ. Конечное качество зависит от качества работы на каждом этапе.

Формирование  качества продукции начинается на стадии её проектирования. Так, в фазе исследования разрабатывают технические и  экономические принципы, создают  функциональные образцы (модели). После  этого создают основу производственной документации и опытный образец. На стадии конструктивно-технологических работ подготавливают внедрение изделия в производство.

Качество работы, как уже отмечалось, непосредственно  связано с обеспечением функционирования фирмы. Это – качество руководства  и управления (планирование, анализ, контроль).

От качества планирования (разработки стратегии, системы планов т.п.) зависят достижение поставленных целей и качество фирмы.

Понятие качества формировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции. На первых порах крупного промышленного производства проверка качества предполагала определение точности и прочности (точность размеров, прочность ткани и т.п.).

Повышение сложности  изделий привело к увеличению числа оцениваемых свойств. Центр  тяжести сместился к комплексной  проверке функциональных способностей изделия. В условиях массового производства качество стало рассматриваться  не с позиций отдельного экземпляра, а с позиций стандарта качества всех производимых в массовом производстве изделий.

С развитием  научно-технического прогресса, следствием которого стала автоматизация производства, появились автоматические устройства для управления сложным оборудованием и другими системами. Возникло понятие надёжность. Таким образом, понятие качества постоянно развивалось и уточнялось. В связи с необходимостью контроля качества были разработаны методы сбора, обработки и анализа информации о качестве. Фирмы, функционировавшие в условиях рыночной экономики, стремились организовать наблюдения за качеством в процессе производства и потребления. Упор был сделан на предупреждение дефектов.

Качество, как  его понимает производитель, и качество, как его понимает потребитель, понятия взаимосвязанные. Производитель должен проявлять заботу о качестве в течении всего периода потребления продукта. Кроме того, он должен обеспечить необходимое послепродажное обслуживание. Особенно это важно для товаров, отличающихся сложностью эксплуатации, программных продуктов.

Вернёмся к  уточнению понятия качества. В  литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понимании качества определяется различиями в условиях командно-административной и рыночной экономики.

В условиях командно-административной экономики качество трактуется с позиции производителя. В рыночной экономике качество рассматривается с позиции потребителя.

Качество изделия  может проявляться в процессе потребления. Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики.

Информация о работе Качество продукции и её сертификация