Экономико-статистический анализ развития общественного питания в РФ или в одном из регионов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:21, курсовая работа

Описание

Переход к рыночной экономике, многообразию форм собственности, развитие маркетинга и менеджмента требует от руководителей и менеджеров предприятий, фирм и ассоциаций повышения эффективности использования экономического потенциала, оптимальных форм хозяйствования, достижения наилучших результатов при наименьших затратах труда и средств. Целью курсовой работы является статистическое изучение развития общественного питания в РФ за последние годы (с 2003 по 2006 г.г).
Задачи курсовой работы следующие:
Понять значение и особенности общественного питания;
Рассмотреть расчёты, проведённые по данной теме;
Рассмотреть анализ товарооборота общественного питания по элементам ценообразования;
Понять, как и с какой целью использовались индексы при анализе товарооборота предприятий общественного питания.
Предметом данной работы является оценка эффективности показателей отрасли общественного питания.
Объектом данной курсовой работы является статистика общественного питания. По ходу написания курсовой работы были использованы аналитический и статистический методы.
Источниками литературы являются учебники, методические пособия, справочники по статистики и Российский статистический ежегодник 2007 года.

Работа состоит из  1 файл

Экономико - статистический анализ развития общественного пит.doc

— 380.50 Кб (Скачать документ)

     Фермерами в 2003 г. получено зерна 12,2% от общего сбора  в хозяйствах всех категорий, подсолнечника  – 19,5%, сахарной свёклы – 6,4%. Объём реализации скота и птицы составил 7706 тыс. т., производство молока – 33,3% млн. т., яиц – 36,4 млрд. шт.

     В структуре производства скота и  птицы на убой (в живой массе) в  хозяйствах всех категорий  удельный вес птицы составил - 20,8%, свиней – 33.8% и крупного рогатого скота – 42,9%.

     В 2003 г. возросла продажа всеми сельхозпроизводителями основных продуктов сельского хозяйства (кроме зерна и молока): реализация зарна составила 81%, картофеля – 106%, овощей – 104, скота и птицы – 107,9, молока – 97,2, яиц – 103,6%.

     В 2003 г. продолжалась тенденция снижения завоза рада продовольственных товаров  по импорту, в том числе зерна, муки и крупы, масленичных культур, сахара – сырца, масла растительного, мяса птицы, рыбы свежемороженой и др. продовольствия.

     Улучшились  экономические показатели ряда отраслей пищевой промышленности и перерабатывающей промышленности.

     В январе – сентябре 2003 г. 4624 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности получили 40779 млн. руб. прибыли. Тем не менее сложным оставалось финансовое состояние многих предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Задолженность по платежам в бюджет за 9 мес. 2003 г. составила 27,1 млрд. руб., в том числе просроченная – 6,8 млрд. руб. Кредиторская задолженность на 1 октября 2003 г. равнялась 167 840 млн. руб., в том числе поставщикам сырья – 108 095 млн. руб. Задолженность по кредитам и займам превысила 190,8 млрд. руб.

     Наибольшее  превышение кредиторской задолженности  над дебиторской имели следующие  отрасли: плодовоовощная (134%), спиртовая (217%), молочная (120%), винодельческая (148%) и хлебопекарная (142%).

     По  таким продуктам, как мука, хлеб, масло животное, крупа, цельномолочная продукция, мясо и субпродукты I категории, детские и мясные полуфабрикаты снижение (в физической массе) составило от 2 до 4,3 раз.

     За  2003 – 2005 гг. выпуск продукции предприятиями пищевкусовой, мясной и рыбной промышленности вырос на 34,6%.

     В 2003 г. лучше работала мясная и молочная промышленность, однако допущен спад производства в хлебопекарной, макаронной, масложировой и соляной промышленности.

     В целом внутренние цены на многие виды товаров (кроме рабочей силы) сравнились с мировыми или превысили их.

     Снижению  себестоимости продукта препятствовали такие факторы, как:

     1). Распад централизованного распределения  продовольствия;

     2). Отсутствие новой, соответствующей  условиям экономической системы;

     3). Искажения в приватизации предприятий оптовой и розничной торговли.

     В отдельных случаях результатом  конкуренции с импортной продукцией является вытеснение с внутреннего  рынка отечественных производителей.

     Импорт  продовольствия должен быть не рычагом  подавления, а инструментом их стимулирования к лучшему качеству вырабатываемой продукции, к динамичности, устойчивому росту внутреннего производства.

     Необходима  более чёткая и последовательная проводимая в жизнь стратегия  подъёма АПК (агропромышленного  комплекса) и в первую очередь её важнейшей сферы – животноводства. [Приложение 4]. Однако темпы развития животноводства в 2003 – 2005 гг. значительно отставали от заложенных в программе «Концепция – прогноз развития животноводства до 2010 года», которая была разработана и принята Министерством сельского хозяйства России и Российской академией сельскохозяйственных наук.

     Таким образом, раскрывая итоги статьи «Пищевая промышленность России в рыночной экономике» и «Итоги работы п/п пищевой и перерабатывающей промышленности России за янв. – сент. 2004 г.» обеспечение защиты отечественных производителей продуктов питания должен быть важнейшей задачей государства. Необходимость этого диктуется также на мировом продовольственном рынке, либерализацией торговли, дальнейшим повышением цен на продовольствие в мире, предстоящим вхождением России во Всемирную торговую организацию (ВТО). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Статистика  общественного питания изучает  следующие из показателей: общий  объём товарооборота; структуру  товарооборота по видам продукции; объём и состав собственной продукции полуфабрикатов и кулинарных изделий; расход продуктов на предприятиях общественного питания.

    Товарооборот – количественный показатель, характеризующий объём продаж. Товарооборот общественного питания выражает экономические отношения, возникающие при реализации собственной продукции, покупных товаров, оказания услуг по организации питания. Товарооборот бывает двух видов: розничный и оптовый. В розничный товарооборот включается выручка от продажи населению обедов, закусок, горячих напитков, кулинарных изделий, полуфабрикатов и покупных товаров, реализуемых предприятиями общественного питания. В оптовый товарооборот включается продажа продукции собственного производства другим предприятиям общественного питания.

     Использование индексов в анализе товарооборота предприятий общественного питания, необходимо для изучения изменений экономических явлений в определённый период времени действия организации.

     В целом товарооборот в 2004-2005 г.г. увеличился на 30,0 % по сравнению с 2004-2006 г.г. на 60,0 % и 67,0 %.

     Товарооборот  отдельно взятых п/п изменился за счёт влияния основных показателей  п/п общественного питания в  связи с чем он :

    1. уменьшился на 3036557,3 и 6312213,6 млн. руб. (2004-2005-2006 г.г.) по деятельности ресторанов;
    2. уменьшился на 6049204,7 и 569556,2 млн. руб. (2004-2005-2006 г.г.) по деятельности баров;
    3. уменьшился на 23909,9 и увеличился на 1195495 млн. руб. во втором отчётном году (2004-2005-2006).

     Товарооборот  в сумме на рассматриваемых предприятиях общественного питания изменился следующим образом:

      по деятельности ресторанов (2004-2005-2006 г.г.) на 43781442(2004-2005 г.г.) и 3318647 (2004-2006 г.г.) - увеличился;

      по деятельности баров (2004-2005-2006 г.г.) на 5968035,7 (2004-2005 г.г.) и 6301825,2 (2004-2006 г.г.)-уменьшился;

      по деятельности столовых (2004-2005-2006 г.г.) на 153186,1 (2004-2005 г.г.) и 600917,5 (2004-2006 г.г.)-увеличился.

     За  счёт увеличения цен на услуги общественного  питания на 46818000 и 96308616 в период с 2005-2006 г.г; на 81169 и снижение на 611268,97 в период с 2005-2006 г.г.; на 177096 и 481368 в период с 2005-2006 г.г., что привело к увеличению расходов населения и лишь в 2006 году (по деятельности баров) к уменьшению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы

  1. Адамов В.Е. Факторный индексный анализ. Методология и проблемы. – М.: Статистика, 2001. – 190 с.
  2. Виноградова Н.М., Евдокимов В.Т. Общая теория статистики. М.: Статистика, 2002. – 387 с.
  3. Годин А.М. Статистика: 3-е изд., перераб. – М.: Дашков и Ко, 2004. – 472 с.
  4. Елисеева И.И. Общая теория статистики. М.: Наука, 2005.- 405с.
  5. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. М.: Финансы и статистика, 200. – 432 с.
  6. Ефимова М.Р., Петрова Е.В. Общая теория статистики: 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 416 с.

6. Курс лекций по теории статистики. – 2005. – 85 с.

7. Пасхавер  И.С. Индексы в статистике. –  М.: Статистика, 2003. – 100 с.

  1. Миллс Ф. Статистические методы/ Пер. с англ. – М.: Госстатиздат, 20002. – 468 с.
  2. Федеральная служба гос. статистики «Российский Статистический ежегодник», 2006, 2007 – 826 с.
  3. Шмойлова Р.А.  Теория статистики. М.: Финансы и статистика, 2004. – 329 с.
  4. Электронный сайт: www. Google.ru
  5. Журнал: Пищевая промышленность. -  Пищевая промышленность России в рыночной экономике, № 3 – 2004.
  6. Журнал: Пищевая промышленность. – Итоги работы п/п пищевой и перерабатывающей промышленности России за янв. – сент. 2004 г.
 

Приложение 1

     Имеются данные о работе кафе «Роза» за II и III кварталы 2004 г. (см. таблицу). Требуется определить индекс средней цены  и проанализировать работу предприятия общественного питания.

     Таблица

Расчётные данные работы кафе «Роза» во II и III кварталах 2004 года 

Название

показателей

II квартал

2004 г.

фактически

III квартал 2004 г. III квартал ко II кварталу, %
Прогнозные  данные Факти - ческие Выпол –

нение прогноз–

ного  за –

дания

А 1 2 3 4 5
1. Продано продукции собственного  производства кафе «Роза» и  его филиалами, тыс. руб.

2. Реализация  блюд, тыс.

В том числе:

а). отпущено на дом, тыс. блюд

б). удельный вес, %

Средняя цена одного блюда, руб. (стр.1:стр.2)

1340,0 
 
 
 

684,0 
 

6,5 

9,5

1,97

1400,0 
 
 
 

728,0 
 

7,5 

10,3

1,93

1490,0 
 
 
 

717,0 
 

7,9 

11,0

2,08

106,5 
 
 
 

98,5 
 

105,4 

107,8

111,2 
 
 
 

104,8 
 

121,6 

 

Определяем индекс средней цены:

Iр =  =  = 1,056, или 105,6% 

Т.е. ценностное выражение блюд повысилось на 5,6%.

     Анализ  показал, что при общем перевыполнении прогнозного задания реализации продукции собственного производства на 5,6% оно оказалось не выполнено. В III квартале 2004 г. Фактическая реализация блюд была на 11 тыс. единиц ниже прогнозного задания (728,0 – 717,0). Одной из причин невыполнения прогноза реализации блюд было то, что выпускались блюда трудоёмкие (мясные, рыбные) и недостаточно внимания уделялось производству овощных, крупяных, мучных блюд, которые также необходимы потребителям.

Приложение 2

     По  данным табл. определить, какие причины  повлияли на рост товарооборота ресторана  «Чайка».

     Таблица

     Структура товарооборота ресторана «Чайка»  по элементам ценообразования за 2003 г.

Показатели Прогноз товарооборота Фактически Выполнение  прогнозного задания, %
сумма,

тыс. руб.

% к товаро  –

обороту

сумма,

тыс. руб.

% к товаро  –

обороту

А 1 2 3 4 5
1. Покупная стоимость сырья и топлива

2. Торговая надбавка

3. Стоимость  сырья и товаров по розничным  ценам

(стр.1+стр.2)

4. Наценка на  собственную продукцию

5. Весь товарооборот  по продажным ценам (стр.3+стр.4)

6. Доход ресторана  «Чайка» (стр.2+стр.4)

7. Издержки обращения

8. Прибыль (стр.6-стр.7)

 
2480,0 

150,0 
 
 
 

2630,0 
 

430,0 
 
 

3060,0 
 

580,0 

530 

50,0

 
81,05 

4,90 
 
 
 

8595 
 

14,05 
 
 

100,00 
 

18,95 

17,33 

1,62

 
2470,0 

161,0 
 
 
 

2631,0 
 

464,0 
 
 

3095,0 
 

625,0 

577,0 

48,0

 
79,79 

5,21 
 
 
 

85,00 
 

15,00 
 
 

100,00 
 

20,21 

18,65 

1,56

 
99,5 

107,4 
 
 
 

98,9 
 

107,9 
 
 

101,2 
 

107,8 

108,9

Информация о работе Экономико-статистический анализ развития общественного питания в РФ или в одном из регионов в РФ