Статистический анализ цен на продукты питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - провести статистический анализ цен на продукцию в Амурской области за период с 2005 года по 2010 год.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы цен по материалам учебников, статистических сборников;
определить основные показатели для статистического анализа цен;
провести статистический анализ цен за 2005-2010 года;
исследовать динамику цен;
рассчитать и проанализировать средние величины;
определить вариацию цен на продукты питания;
провести индексный анализ цен;
выполнить корреляционно-регрессионный анализ влияния среднедушевого дохода и уровня инфляции на цены.

Содержание

Введение

1 Теоретические основы статистического изучения цен на товары
7
Цена: понятие, виды, задачи и роль в статистике рынка
7
Система показателей статистики, определяющие уровень и динамику цен
11
2 Статистический анализ цен на продовольственные товары в Амурской области за период с 2005 по 2010 год
22
2.1 Анализ динамики цен на некоторые виды продовольственных товаров в Амурской области
22
2.2 Расчет и анализ средних величин, показателей вариации цен в Амурской области
28
2.3 Индексный анализ динамики цен в Амурской области
32
2.4 Корреляционно-регрессионный анализ влияния показателей инфляции и среднедушевого дохода населения на цену продуктов питания в Амурской области
38
Заключение
44
Библиографический список
48
Приложение А. Потребительские цены на отдельные виды продовольственных товаров
50
Приложение Б. Объем продаж продуктов питания
51
Приложение В. Потребительские цены на отдельные виды продовольственных товаров
52

Работа состоит из  1 файл

курсовая Ира.docx

— 178.25 Кб (Скачать документ)

РЕФЕРАТ

Курсовая работа содержит 54 с., 16 таблиц, 3 приложения, 15 использованных источников.

ЦЕНА, КОЛЕБЛЕМОСТЬ ЦЕН, СТАТИСТИКА ЦЕН, ЗАДАЧИ ЦЕНОВОГО МЕХАНИЗМА, УРОВЕНЬ ЦЕН, КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ИНДЕКСЫ ЦЕН, ИНДЕКС ФИЗИЧЕСКОГО ОБЪЕМА ТОВАРООБОРОТА, ИНДЕКС ТОВАРООБОРОТА В ФАКТИЧЕСКИ ДЕЙСТВУЮЩИХ (ТЕКУЩИХ) ЦЕНАХ, ИНДЕКС ЦЕН ПО ПААШЕ.

В настоящее время цена является наиболее важной экономической  категорией рыночных отношений. От уровня цен и их динамики зависят важнейшие макроэкономические показатели – ВВП страны, покупательная способность денежных доходов, уровень и структура потребления населения, деловая активность и т. д.

Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

1 Теоретические основы статистического изучения цен на товары

7

    1. Цена: понятие, виды, задачи и роль в статистике рынка

7

    1. Система показателей статистики, определяющие уровень и динамику цен

11

2 Статистический анализ цен на продовольственные товары в Амурской области за период с 2005 по 2010 год

22

2.1 Анализ динамики цен на некоторые виды продовольственных товаров в Амурской области

22

2.2 Расчет и анализ средних величин, показателей вариации цен в Амурской области

28

2.3 Индексный анализ динамики  цен в Амурской области

32

2.4 Корреляционно-регрессионный анализ  влияния показателей инфляции и среднедушевого дохода населения на цену продуктов питания в Амурской области

38

Заключение

44

Библиографический список

48

Приложение А. Потребительские  цены на отдельные виды   продовольственных товаров

50

Приложение Б. Объем продаж продуктов питания

51

Приложение В. Потребительские  цены на отдельные виды продовольственных товаров

52


 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях цена является наиболее важной экономической  категорией рыночных отношений. От уровня цен и их динамики зависят важнейшие макроэкономические показатели – ВВП страны, покупательная способность денежных доходов, уровень и структура потребления населения, деловая активность и т. д.1.

Цена является главным  инструментом ценовой конкуренции  на современном рынке. Установление цены носит двусторонний характер: он осуществляется, с одной стороны, путём учёта затрат на оптовую закупку, а с другой - путём оценки потребителями продаваемого продукта.

Цена – это параметр, от которого во многом зависит благополучие предприятия. Кроме того, цена является многофункциональным экономическим явлением, ведущей рыночной категорией. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Цена- это посредник и  эквивалент при обмене товаров на деньги. Она является одним из важных показателей конъюнктуры рынка, фактором сбалансирования спроса и предложения, объема и структуры размещения производства. Цена- инструмент образования прибыли, эмиссии денег и формирования бюджета, существенный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, уровень реальных доходов, инфляционных процессов и т. д.2.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что цена- это многофункциональное экономическое явление, которое охватывает все сферы жизни и оказывает огромное влияние на них, поэтому важно выявит тенденции изменения уровня цен, объяснить причины и составить прогнозы на будущее.

В настоящее время в современной экономической науке распространено мнение, что цена теряет свои позиции в списке самых важных сторон для потребителей, уступая место качеству и сервисным услугам, статистическое изучение её сторон на микроуровне, в данном случае на исследовании цен на некоторые товары и услуги в Амурской области, может выявить тенденции изменения общего уровня цен, объяснить их причины, использовать полученный статистический материал для разработки стратегии  и прогноза цен на будущий период.

Предметом статистического изучения являются рыночные цены процесс их формирования и изменения.

Объектом статистического  наблюдения являются цены на некоторые  виды продовольственных товаров в Амурской области.

Цель данной работы - провести статистический анализ цен на продукцию в Амурской области за период с 2005 года по 2010 год.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить теоретические основы цен по материалам учебников, статистических сборников;
  2. определить основные показатели для статистического анализа цен;
  3. провести статистический анализ цен за 2005-2010 года;
  4. исследовать динамику цен;
  5. рассчитать и проанализировать средние величины;
  6. определить вариацию цен на продукты питания;
  7. провести индексный анализ цен;
  8. выполнить корреляционно-регрессионный анализ влияния среднедушевого дохода и уровня инфляции на цены.

В данной курсовой использовались статистические методы (ряды динамики, метод группировки данных совокупности, расчет средних величин, расчет показателей вариации, проведен многофакторный корреляционно-регрессионный анализ, индексный анализ), использованы методы систематизации и обобщения информации.

В качестве теоретической  базы при написании данной курсовой использовались материалы учебников, статистические сборники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

ЦЕН НА ТОВАРЫ

1.1 Цена: понятие, виды, задачи и роль в статистике рынка

Цена представляет собой  сумму денег, уплачиваемую за единицу  товара. В этом определении цены как денежного выражения стоимости  товара проявляется ее экономическая сущность.

Цены – зеркало всей социально-экономической политики и в своем микро-макроэкономическом значении они не зависят от концепции ценообразования, а определяются объективными условиями производства и обращения  продуктов на рынке3.

Цены, процессы их образования  и изменения представляют собой  предмет статистического исследования. Статистика цен – самостоятельный блок, входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику.

Статистика цен изучает  закономерности ценообразования, изменения, структуру цен, опираясь на современную  экономическую теорию. Но в науке  существуют различные взгляды на экономическую природу стоимости, а значит, и цены:

  1. теория трудовой стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К.Маркс) определяет сущность цены, как денежную стоимость товара, создаваемую общественно необходимым рабочим временем;
  2. теория предельной полезности (У. Джевонс, К. Менгер, Е. Бем-Баверк) определяет цену по полезности конечного продукта;
  3. теория А.Маршала признаёт роль издержек и полезности конечного продукта в формировании цены;
  4. В.С. Войтинский определяет цену, лишь как сумму денег, которую

мы отдаём в результате купли-продажи4;

  1. П.Б.Струве считал, что стоимость – это характеристика ценности товара, то есть, «если товар не имеет цены, значит, он не имеет ценности»;
  2. П. Самуэльсон считал, что конкурентная цена определяется спросом и предложением и ограничено издержками производства5.

Тип экономики накладывает  отпечаток на решаемые статистикой  цен общие и конкретные задачи. Они определяются характером ценообразования, ролью и функциями цены.

Требования рынка не только расширяют и углубляют ряд  задач статистики цен, вытекающих из плановой концепции, но и принципиально меняют их. В основу современной классификации концептуальных задач статистики цен могут быть положены следующие критерии: цели, достигаемые их решением и субъекты, заинтересованные в решении задачи.

Первая классификация  включает три концептуальные задачи:

  1. характеристика состояния (конъюнктуры) рынка – статистика рассматривает поведение цен как опосредованную реакцию на изменение экономической ситуации (денежная эмиссия, рост и дифференциация доходов, изменение цен на взаимосвязанные товары, изменение качества товаров и требований к нему и т.д.);
  2. характеристика цены как инструмента управления рынком - статистика изучает возможности и степень воздействия цен на производство (в том числе и с помощью налогов, заложенных в структуру цены), обращение (от цены зависят скорость оборота и издержки обращения), спрос;
  3. анализ цен с позиции маркетингового управления ценообразованием и государственного регулирования цен – статика выявляет закономерности ценообразования, поведение цен и поведение покупателя, устанавливает влия-

ние на их уровень жизни, моделирует и осуществляет прогноз  изменения цен.

Второй классификацией –  с позиции пользователей и  заказчиков статистической ценовой информации – выделяются следующие общие задачи статистики цен:

  1. с позиции государства – цена изучается как орудие социальной и экономической эффективности рынка, как фактор уровня жизни, как главная составляющая информационных процессов. Также изучается влияние цен на рынок труда, прогнозирование последствий изменения цены и т.д.
  2. с позиции производителя, продавца – цена изучается как инструмент маркетинга, проводится анализ внутривидовых, региональных уровней цен и их дифференциации, моделирование взаимосвязи и качественных характеристик товара, структуры цен в отрасли и т.д.
  3. с позиции покупателя – цена изучается как фактор индексации доходов, формирования потребительской корзины и прожиточного минимума, определяется ценовое влияние на уровень жизни различных социальных групп населения, проводится анализ соответствия цен качеству товаров, уровню доходов, предпочтениям потребителя и т.д.6.

Экономическая сущность цены, её затратная основа и потребительская  ценность определяют и конкретные многогранные задачи ценового механизма. Они непосредственно связаны с конкретными задачами, которые решаются с помощью цен на различных этапах развития общества.

С достаточной степенью условности можно выделить следующие задачи цены:

  1. учётно-измерительная задача позволяет получать общественную оценку ресурсов, товаров, организовать стоимостный учёт различных хозяйственных процессов и результатов. Цена – это некий индикатор рынка, отражающий весь комплекс ценообразующих факторов, их зарождение, развитие и взаимодействие, является важным показателем конъюнктуры рынка. Измерение посредством цен необходимо для последующих процессов балансировки, распределения и перераспределения, определения возможностей стимулирования;
  2. задача балансирования денежной и товарной  массы, при которой цена выступает посредником и соизмерителем при обмене товаров на деньги, важным инструментом инфляционных процессов. Цена – фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, за которым скрываются экономические, технологические и другие пропорции народного хозяйства;
  3. стимулирующая функция характеризует цену, как средство реализации экономических интересов рыночных субъектов, которое способствует развитию или ограничению производства разных товаров. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов между секторами экономики с разной нормой прибыли, рациональное размещение производства. Цена – важный фактор финансового состояния, инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения, средство влияния на инвестиционную политику;
  4. распределительная (перераспределительная) функция, при которой цена выступает, как форма рационального распределения ограниченных ресурсов, перераспределения вновь созданной стоимости между социальными группами, регионами, товарами, причём не только непосредственно, но и через налоговые составляющие цены (акцизные сборы, пошедшие на социальные выплаты). Цена – фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объём и структуру потребления, уровень реальных доходов различных  социальных групп7.

Информация о работе Статистический анализ цен на продукты питания