Статистический анализ цен на продукты питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - провести статистический анализ цен на продукцию в Амурской области за период с 2005 года по 2010 год.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы цен по материалам учебников, статистических сборников;
определить основные показатели для статистического анализа цен;
провести статистический анализ цен за 2005-2010 года;
исследовать динамику цен;
рассчитать и проанализировать средние величины;
определить вариацию цен на продукты питания;
провести индексный анализ цен;
выполнить корреляционно-регрессионный анализ влияния среднедушевого дохода и уровня инфляции на цены.

Содержание

Введение

1 Теоретические основы статистического изучения цен на товары
7
Цена: понятие, виды, задачи и роль в статистике рынка
7
Система показателей статистики, определяющие уровень и динамику цен
11
2 Статистический анализ цен на продовольственные товары в Амурской области за период с 2005 по 2010 год
22
2.1 Анализ динамики цен на некоторые виды продовольственных товаров в Амурской области
22
2.2 Расчет и анализ средних величин, показателей вариации цен в Амурской области
28
2.3 Индексный анализ динамики цен в Амурской области
32
2.4 Корреляционно-регрессионный анализ влияния показателей инфляции и среднедушевого дохода населения на цену продуктов питания в Амурской области
38
Заключение
44
Библиографический список
48
Приложение А. Потребительские цены на отдельные виды продовольственных товаров
50
Приложение Б. Объем продаж продуктов питания
51
Приложение В. Потребительские цены на отдельные виды продовольственных товаров
52

Работа состоит из  1 файл

курсовая Ира.docx

— 178.25 Кб (Скачать документ)

Классификация функций цены не означает на практике чёткого их разделения, так как все функции цен тесно взаимосвязаны, находятся в единстве и взаимодействии. Именно эту тесную связь характеризует механизм балансирования спроса и предложения: изменение цены стимулирует изменения спроса и предложения, с помощью которых осуществляется перераспределение капиталов, ресурсов, возможность этих процессов основана на соизмерении в цене различных экономических показателей.

В зависимости от того, какой признак  взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы:

  1. по характеру обслуживаемого оборота – оптовые, розничные, закупочные цены, сметная стоимость, цены и тарифы на услуги населению;
  2. по способу установления – постоянные, текущие, подвижные, скользящие цены;
  3. в зависимости от государственного воздействия, регулирования и степени конкурентности на рынке – свободные (рыночные), регулируемые, паритетные, фиксированные цены;
  4. с учетом фактора времени – постоянные, сезонные, ступенчатые цены;
  5. по способу получения информации об уровне цен – справочные, прейскурантные и расчетные цены;
  6. в зависимости от вида рынка – аукционные цены, биржевые котировки, цены торгов;
  7. по условиям поставки и продажи – цены-нетто, цены-брутто, «франко», мировые цены 8.

Статистика изучает прежде всего  цены с учетом сферы товарного  обращения: оптовые и розничные цены, цены и тарифы на услуги, сметную стоимость и закупочные цены. Эти виды цен наиболее широко применяются в экономическом анализе.

1.2 Система показателей статистики, определяющие уровень и дина-

       мику цен

Цены – сложная система, составной элемент рыночного  механизма, поэтому статистическое изучение цен требует развёрнутой системы показателей, соответствующей требованиям рыночной экономики.

Оценка уровня цен – первый этап в статистическом изучении цен.

Уровень цен – обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определённый промежуток времени, на определённой территории, по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами.

Для осуществления полного  анализа цен на продукты питания  необходимо привести для расчета еще несколько показателей.

Абсолютный цепной прирост  находят по формуле:

,                                                                                                (1)

где   yi- значение уровня ряда;

           - значение предыдущего уровня ряда.

Абсолютный базисный прирост  находят по формуле: 

,                                                                                                  (2)

где    yi- значение уровня ряда;

y0- базисное значение уровня ряда.

Средний абсолютный прирост  вычисляется:

,                                                                                                   (3)

где    - абсолютный цепной прирост;

 n- число цепных абсолютных приростов.

Цепной темп роста находят  по формуле:

,                                                                                           (4)

где    yi- значение уровня ряда;

         - значение предыдущего уровня ряда.

Базисный темп роста находят  по формуле:

,                                                                                              (5)

где    yi- значение уровня ряда;

y0- базисное значение уровня ряда.

Средний темп роста находят  по формуле9:

                                                                     (6)

где     - цепной коэффициент роста.

Для цен совокупности однородных товарных единиц, для цен, варьирующихся во времени и пространстве, обобщенной характеристикой является средняя величина.

Выбор формулы для расчёта  средней цены зависит от имеющийся  информации:

  1. формула простой средней арифметической используется, когда части

 совокупности примерно  равны или не определён фактор  весомости каждой цены:

                                                                                                         (7)

где    pi- цена i-ой разновидности товара;

     n – число видов товара.

  1. формула средней арифметической взвешенной используется, когда известен объём продажи в натуральном выражении или стоимостных единицах:

                                                                                                      (8)

где   pi- цена i-ой разновидности товара;

         qi - количество i-вида товара;

    n – число видов товара.

В статистическом анализе  вариации цен можно выделить следующие  направления:

  1. первое направление связано с оценкой различий цен в пределах одного товара и товарной группы с однородными потребительскими свойствами, между дешёвыми и дорогими разновидностями товара. Основная задача этого направления заключается в том, чтобы оценить вариацию индивидуальных уровней цен при обеспечении сопоставимости основных потребительских свойств товара, а также изучить различия цен за счёт качественных свойств;
  2. второе направление определяет, как показатель степени устойчивости (вариации) цен во времени  - обусловлена влиянием на цены динамики рыночной ситуации, изменения отношений спроса и предложения и другими факторами;
  3. третье направление – статистическое исследование колеблемости цен по территории, так как вариация цен значительно влияет на уровень жизни населения и на географию товарного товародвижения;
  4. четвёртое направление изучения колеблемости цен – это определение различий цен одноименных товаров, реализуемых на различных субрынках (государственный, кооперативный, частный и другие).
  5. в отдельное направление выделяют изучение вариации цен покупки различными социальными и экономическими категориями населения (в частности, группам по доходу). Это важно для выработки различных социальных программ, корректировки налоговой политики, контроля за результатами индексирования заработной платы и пенсий 10.

Каждое направление изучения вариации имеет свою специфику в  использовании статистических методов, зависящую от возможностей  информационной базы, целей конкретного исследования. Вместе с тем анализ вариации цен в своей основе опирается на основные статистические показатели и методы исследования колеблемости.

Наиболее простой показатель – размах вариации:

,                                                                                                (9)

где    pмакс- верхний уровень цен;

          pмин- нижний уровень цен.

 Размах вариации характеризует разрыв между минимальными и максимальными ценами на товар и косвенно свидетельствует о дифференциации уровня общей ценовой структуры. Так как размах вариации определяется крайними значениями цены, то результат может оказаться случайным для данного ряда. Поэтому размах вариации дополняется обобщающими показателями вариации - средним линейным:

                                                                                               (10)

и средним квадратическим отклонениями:

,                                                                                         (11)

где   xi- середина i-го интервала;

         - среднее значение переменной x;

         - частота i-го интервала;

          k- число групп.

Для определения среднего квадрата отклонений индивидуальных значений признака от средней величины используется формула:

,                                                                                         (12)

где    xi- середина i-го интервала;

 - среднее значение переменной x;

 - частота i-го интервала;

k- число групп.

Существует также такой  показатель, как коэффициент вариации, который применяется для сравнения размеров вариации различных признаков, а также для сравнения степени вариации одноименных признаков в нескольких совокупностях:

,                                                                                               (13)

где    σ- среднее  квадратическое отклонение;

          - среднее значение переменной x.

Если V<10 %, то вариация признака слабая, если 10 %<V<25 %, то вариация признака средняя, а если V>25 %, то сильная.

Для расчета величины вариации необходимо применить группировку  данных. При проведении группировки используется  формула нахождения количества групп в группировке:

     (14)                                                                                        где    N- число видов продукции.  

Для выявления шага (длины  интервала) в группировке служит формула:

                                                                                                  (15)                                                                             

где   xмин- минимальное значение в группировке;

         xмакс- максимальное значение в группировке;

         n- количество групп.

Качественные показатели определяют уровень исследуемого итогового  показателя и определяются путем  соотношения итогового показателя и определенного количественного показателя. К индексам качественных показателей относятся индексы цен, себестоимости, средней заработной платы, производительности труда.

Возможны два способа расчета  индексов: цепной и базисный. Цепные индексы получают путем сопоставления текущих уровней с предшествующим, при этом база сравнения постоянно меняется. Базисные индексы получают путем сопоставления с тем уровнем периода, который был принят за базу сравнения.

В качестве примера можно привести цепные и базисные индексы цен11.

Цепные индивидуальные индексы цен имеют следующий ряд расчета:

                                                                                                     (16)

                                                                                                      (17)

                                                                                                       (18)

где    p1, p2, p3 - цена i-го товара в отчетном периоде;

         р0- цена i-го товара в базисном периоде.

Базисные индивидуальные индексы цен:

                                                                                                      (19)

                                                                                                      (20)

,                                                                                                     (21)

где   p1, p2, p3 - цена i-го товара в отчетном периоде;

         p0- цена i-го товара в базисном периоде.

Индекс физического объема товарооборота характеризует влияние изменения количества и структуры реализованных товаров на динамику показателя.

Индекс рассчитывают по формуле:

                                                                                               (22)

где    р— цена i-го товара в базисном периоде;

    q— количество i-го товара, реализованного в отчетном периоде;

    q— количество i-го товара, реализованного в базисном периоде;

    i — вид товара;

   п — число видов товаров.

Индекс товарооборота в фактически действующих (текущих) ценах отражает изменение совокупной стоимости проданных товаров за анализируемый период. На состояние показателя влияют два фактора — количество реализованных товаров и динамика цен. Индекс рассчитывают по формуле:

                                                                                                (23)

Информация о работе Статистический анализ цен на продукты питания