Статистический анализ цен на продукты питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - провести статистический анализ цен на продукцию в Амурской области за период с 2005 года по 2010 год.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы цен по материалам учебников, статистических сборников;
определить основные показатели для статистического анализа цен;
провести статистический анализ цен за 2005-2010 года;
исследовать динамику цен;
рассчитать и проанализировать средние величины;
определить вариацию цен на продукты питания;
провести индексный анализ цен;
выполнить корреляционно-регрессионный анализ влияния среднедушевого дохода и уровня инфляции на цены.

Содержание

Введение

1 Теоретические основы статистического изучения цен на товары
7
Цена: понятие, виды, задачи и роль в статистике рынка
7
Система показателей статистики, определяющие уровень и динамику цен
11
2 Статистический анализ цен на продовольственные товары в Амурской области за период с 2005 по 2010 год
22
2.1 Анализ динамики цен на некоторые виды продовольственных товаров в Амурской области
22
2.2 Расчет и анализ средних величин, показателей вариации цен в Амурской области
28
2.3 Индексный анализ динамики цен в Амурской области
32
2.4 Корреляционно-регрессионный анализ влияния показателей инфляции и среднедушевого дохода населения на цену продуктов питания в Амурской области
38
Заключение
44
Библиографический список
48
Приложение А. Потребительские цены на отдельные виды продовольственных товаров
50
Приложение Б. Объем продаж продуктов питания
51
Приложение В. Потребительские цены на отдельные виды продовольственных товаров
52

Работа состоит из  1 файл

курсовая Ира.docx

— 178.25 Кб (Скачать документ)

 

В графе 4 таблицы 10 определено произведение значений признака на соответствующие веса. В итоге получена сумма, равная 6338,75. Ниже рассчитана средняя арифметическая взвешенная по формуле (8):

  (руб.).

По формуле (9) рассчитана разница между максимальным и минимальным значением признака, которая и составляет величину размаха вариации:

  (руб.).

Для расчета среднего линейного отклонения использована формула (10):

 (руб.).

Для определения среднего квадрата отклонений индивидуальных значений признака от средней величины использовалась формула дисперсии (12):

.

Для определения среднего квадратического отклонения извлечен квадратный корень из дисперсии:

.

Степень вариации определяется с помощью формулы (13):

.

Таким образом, из представленных выше расчетов можно сделать вывод  о том, что совокупность продуктов  по цене неоднородна по своему составу, так как коэффициент вариации > 33 %, в области наблюдается сильная колеблемость цен на продукты питания: отклонение от средней величины (158,47 рублей) составляет в среднем ± 175,08 рублей или ± 110,48 %.

2.3 Индексный анализ  динамики цен в Амурской области

Ведущая роль в статистическом изучении динамики цен отводится  индексному анализу.

Для осуществления индексного анализа использовались данные о ценах в Амурской области на некоторые виды продовольственных товаров (приложение А) и данные об объеме продаж (приложение Б).

Расчет цепных индивидуальных индексов для мяса птицы произведен по формуле (16):

 

 

 

 

 

На основе расчетов можно  сделать выводы о том, что цена в основном имела тенденцию к увеличению, за исключением 2006 года. В 2006 году цена уменьшилась на 2 % по сравнению с 2005 годом.

Наибольшее увеличение цены наблюдалось в 2008 году, где цена на мясо птицы увеличилась на 18 %.

Расчет цепных индивидуальных индексов на другие виды продуктов питания в Амурской области приведены в таблице 11.

Таблица 11- Цепные индивидуальные индексы для продовольственных продук-    тов

В процентах

Вид продукта

Год

2005

2006

2007

2008

2009

2010

1

2

3

4

5

6

7

Колбаса вареная

__

108

115

129

109

109

Говядина, свинина тушеная  консервированная

__

114

108

114

109

104

Масло сливочное

__

101

124

129

103

112

Масло подсолнечное

__

102

132

139

72

126

Яйца

__

106

122

128

96

113

Сыры твердые и мягкие

__

105

155

94

96

118

Сахар-песок

__

127

94

104

139

128

Чай

__

104

106

103

111

107

Хлеб

__

114

128

119

99

110

Картофель

__

89

126

105

128

99


 

Для расчета индивидуальных базисных индексов для мяса птицы  использована формула (19):

 

 

 

 

 

Таким образом, можно сделать  вывод о том, цена с каждым годом увеличивалась на определенную величину, так наибольшее увеличение цены наблюдалось в 2010 году по сравнению с 2005, на 45 %, а в 2006 году цена на мясо птицы снизилась на 2 %.

 Аналогично расчетам, приведенным выше, рассчитаны базисные индивидуальные индексы для других видов продовольственных товаров по формуле (19)

Рассчитанные индивидуальные базисные индексы для других продовольственных товаров представлены в таблице 12.

Таблица 12- Базисные индивидуальные индексы для продовольственных това-

                      ров

В процентах

Вид продукта

Год

2005

2006

2007

2008

2009

2010

1

2

3

4

5

6

7

Колбаса вареная

__

108

124

159

174

189

Масло сливочное

__

101

125

163

168

188

Говядина, свинина тушеная  консервированная

__

114

123

141

155

160

Масло подсолнечное

__

102

135

188

136

171

Сыры твердые и мягкие

__

105

162

153

147

172

Яйца 

__

106

129

165

158

178

Сахар- песок

__

127

119

125

174

225

Чай

__

108

109

113

125

134

Хлеб

__

114

146

174

173

189

Картофель

__

89

112

117

149

149


 

 

Для более подробного индексного анализа цен рассчитаны индексы цен по Пааше, в этом случае набор продуктов принимается на уровне отчетного периода q1. Для примера приведены расчеты индексов цен для мяса птицы по формуле (24):

 

 

 

 

 

Из выше представленных расчетов можно сделать вывод о том, что стоимость мяса птицы в 2006 году изменилась в 0,98 в результате изменения цен, т. е. увеличение стоимости продукции составляет 98 %. Это привело к снижению стоимости продукции на 2 % или на 60193,9 рублей по отношению к 2005 году. В 2010 году произошло максимальное увеличение стоимости мяса птицы в 1,451 раз в результате изменения цен, т. е. увеличение стоимости продукции из-за изменения цены составило 145,1 %. Это привело к увеличению стоимости продукции на 45,1 % или на 138431,1 рублей.

Расчет индексов цен по Пааше для других продовольственных товаров представлены в таблице 13.

Таблица 13- Индексы цен по Пааше для продовольственных товаров

В процентах

Вид товара

Год

2005

2006

2007

2008

2009

2010

1

2

3

4

5

6

7

Колбаса вареная

__

107,9

123,7

159,7

173,8

188,9

Говядина, свинина тушеная  консервированная

__

114,4

123,3

140,9

154,7

160,0

Масло сливочное

__

101,1

125,2

162,6

167,5

188,2

Масло подсолнечное

__

102,3

135,3

187,9

135,6

171,1

Сыры твердые и мягкие

__

104,7

162,2

152,9

146,5

144,9

Яйца 

__

105,9

128,8

164,7

157,9

178,1

Сахар- песок

__

127,3

119,9

125,1

173,7

221,5

Чай

__

103,7

109,8

112,6

125,3

133,6

Хлеб

__

113,5

145,6

174,3

172,3

189,9

Картофель

__

89,0

112,1

117,2

149,7

148,5


 

Для индексного анализа также используется индекс физического объема товарооборота, который показывает как изменяется стоимость в результате изменения объема производства. Для примера рассчитан индекс физического объема товарооборота для мяса птицы по формуле (22):

 

 

 

 

 

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что стоимость продукции в 2006 году изменилась в 1,057 раза в результате изменения объема производства, или рост стоимости продукции составил 105,7 %, т. е. стоимость продукции увеличилась на 5,7 % или на 161629,02 рублей по сравнению с базисным периодом, т. е. с 2005 годом. В 2008 году стоимость продукции увеличилась на максимальную величину, т.е. в 1,259 раз, что составило 125,9 %. Таким образом, стоимость продукции увеличилась в результате изменения объема производства на 25,9 % или на 740205,8 рублей.

Рассчитанные индексы  физического объема товарооборота  для остальных продовольственных товаров представлены в таблице 14.

Таблица 14- Индексы физического объема цен для продовольственных товаров

В процентах

Вид товара

Год

2005

2006

2007

2008

2009

2010

1

2

3

4

5

6

7

Колбаса вареная

__

119,9

141,1

160,7

166,4

175,1

Говядина, свинина тушеная  консервированная

__

102,2

106,3

111,6

121,1

121,4

Масло сливочное

__

105,4

113,8

122,9

124,6

114,0

Масло подсолнечное

__

112,9

122,5

129,0

160,5

148,4

Яйца 

__

107,1

109,1

124,2

139,8

134,9


 

Продолжение таблицы 14

1

2

3

4

5

6

7

Сахар- песок

__

111,0

124,7

126,4

145,9

145,9

Чай

__

101,6

105,2

106,8

113,5

116,7

Хлеб

__

101,8

110,7

123,7

121,7

124,8

Картофель

__

113,5

125,1

127,7

129,6

141,2

Сыры твердые и мягкие

__

109,9

115,2

122,1

125,8

116,1


 

Также, для индексного анализа  необходимо рассчитать индекс товарооборота в фактически действующих (текущих) ценах, который отражает изменение совокупной стоимости проданных товаров за анализируемый период.

Для примера рассчитан индекс товарооборота в фактически действующих (текущих) ценах для мяса птицы по формуле (23):

 

 

 

 

 

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что стоимость  продукции увеличилась в 1,036 раз  в текущем периоде (2006 году) по сравнению с базисным 2005 годом, или можно сказать, что рост стоимости продукции в текущем периоде составил 103,6 %. Стоимость продукции увеличилась на 3,6 % или на 101435,12 рублей. В 2009 году стоимость мяса птицы возросла в 1,632 раза, т. е. увеличилась на 63,2 % или на 1799922,68 рублей.

Рассчитанные индексы  товарооборота в фактически действующих (текущих) ценах занесены в таблицу 15.

Таблица 15- Индексы товарооборота в фактически действующих (текущих) ценах для продовольственных товаров

В процентах

Вид продукта

Год

2005

2006

2007

2008

2009

2010

1

2

3

4

5

6

7

Колбаса вареная

__

129,5

174,6

256,8

289,1

330,7

Говядина, свинина тушеная  консервированная

__

102,2

131,1

157,3

187,3

194,2

Масло сливочное

__

106,6

142,4

199,7

208,7

214,6

Масло подсолнечное

__

112,9

165,8

242,6

217,7

253,9

Яйца 

__

113,4

140,5

204,5

220,9

240,4

Сыры твердые и мягкие

__

115,2

186,8

186,8

184,3

199,9

Сахар- песок

__

141,3

149,6

158,0

253,3

323,1

Чай

__

105,3

115,6

120,2

142,2

155,8

Хлеб

__

115,5

161,2

215,5

214,9

237,0

Картофель

__

101,1

140,2

149,6

194,1

209,7

Информация о работе Статистический анализ цен на продукты питания