Экономическое обоснование конкурентоспособности продукции АПК на международном рынке (на материалах ОАО « Пинский мясокомбинат»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 13:23, курсовая работа

Описание

Цель работы: оценить внешнеэкономическую деятельность и конкурентоспособность продукции ОАО «Пинский мясокомбинат» и выработать предложения и рекомендации по развитию и совершенствованию форм работы на внешних рынках.
Задачи работы:
определить понятие и сущность конкурентоспособности продукции;
проанализировать хозяйственную деятельность ОАО «Пинский мясокомбинат»;
оценить конкурентоспособность мяса и мясопродуктов на внешних рынках;
разработать рекомендации по совершенствованию государственного механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
сформулировать пути развития внешнеторговой деятельности ОАО

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..5
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности продукции
АПК на международном рынке……………………………………………….8
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности продукции………………8
1.2. Конкурентоспособность мяса и мясопродуктов………………………..11
2. Экономическая оценка уровня развития предприятия…………………….16
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика ОАО
«Пинский мясокомбинат»………………………………………………...16
2.2 Маркетинговый анализ товарной политики ОАО «Пинский
мясокомбинат»……………………………………………………………...20
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции на внешних рынках………24
3. Обоснование экономической эффективности и направлений развития
внешнеторговой деятельности в условиях переходной экономики………..32
3.1 Совершенствование механизма государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности……………………………………..32
3.2 Пути развитие внешнеторговой деятельности ОАО «Пинский
мясокомбинат»……………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………..40
Список использованных источников …………………………………………...42

Работа состоит из  1 файл

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 599.50 Кб (Скачать документ)

Примечание - Источник: собственная разработка на основании данных ОАО «Пинский мясокомбинат»

Основные финансовые показатели ОАО «Пинский мясокомбинат» за 2006- 2009 гг. отражены в таблице 2.6

Таблица 2.6 - Стоимостные показатели функционирования ОАО «Пинский мясокомбинат» за 2007-2009 гг.

Показатели

Ед

изм

2009г.

2008г.

 

 

 

2007г.

Отклонения

2009г к2007г

Темп 

Роста,%

Товарная прод. в сопост. ценах

млн.руб

150821

101776

 

66131

84690

228,1

Себестоимость товарной продукции

млн.руб

144046

100907

 

66419

77627

216,9

Экспорт

тыс $

31325

22683

 

12663

18662

247,4

Выручка от реализации продукции.

млн.руб

155140

104920

70079

85061

221,4

Себестоимость реализованной продукции

млн.руб

149246

103784

71167

78079

209,7

Прибыль

(убыток) от реализации

млн.руб

5894

1136

-1088

6982

х

Рентабельность реализации

%

3,9

1,1

-1,5

5,4

х

Налогооблагаемая прибыль

млн.руб

5959

1184

-928

6887

х

Чистая прибыль

млн. руб

2899

-211

-1843

4742

х




Примечание - Источник: собственная разработка на основании данных ОАО «Пинский мясокомбинат»

По данным в таблицы 2.6 можно сделать выводы, что выручка от реализации продукции увеличивается с каждым годом, если по сравнению с 2009 г. к 2007 г. на 85061 млн. рублей, с 2008 к 2007 гг. - на 34841 млн. рублей, то с 2009 г. к 2008 г. - на 50220 млн. руб., то есть наша продукция пользуется спросом за счет расширенного ассортимента.

Вместе с тем, организация  направляет все усилия на преодоление  кризисной ситуации. На сегодняшний день увеличена рентабельность производства и реализованной продукции. А также в 2009 году ОАО «Пинский мясокомбинат» получил чистую прибыль в размере 2899 млн. руб.

 Но одновременно  видно, что и себестоимость  реализованной продукции тоже увеличивается, если в 2007 г. - 71167 млн. руб., то в 2008 г.и 2009 г. уже достигла 103784 млн. руб. и 149246 млн. рублей соответственно. Увеличение себестоимости продукции связано с ростом закупочных цен по сравнению с прошлыми годами; из-за сокращения использования привозного сырья на промпереработку; из-за роста процентов за кредит, вызванный ростом задолженности по краткосрочным кредитам банкам.

Для выполнения поставленных задач необходимо тесно взаимоувязать несколько важных инструментов международного маркетинга: качество товара, цена, логистика, 100% выполнение обязательств внешнеторгового контракта, производство новых видов продукции, на которые на международном рынке имеется незаполненный сегмент, психологический контакт с потребителем товара.

Увеличить экспортные поставки ОАО «Пинский мясокомбинат» планирует в двух направлениях:

  1. Поиск наиболее выгодных партнеров, наиболее выгодной цены, что позволит, не увеличивая объемы добиться увеличения эффективности сделки, наибольшего получения прибыли, улучшения финансово-хозяйственного состояния общества.
  2. Увеличение объемов поставок за счет увеличения объемов производства традиционно экспортируемой продукции, экспортировать продукцию, на данном этапе, поставляемую в основном на внутренний рынок, а так же экспортировать новые виды продукции.

Увеличение удельного веса производства и реализации охлажденных продуктов, позволит повысить цену, уменьшить себестоимость продукта, реализовывать товары, которые в мороженном виде не продаются или продаются в незначительном количестве. Тем более, что ниша на сбыт охлажденных продуктов из Республики Беларусь заполнена на 50 - 60 %, а на некоторые товары 5 — 10 %.

Более тщательное разделение товара на позиции по видам скота  позволит максимально увеличить  прибыль по сделке. Например, говядина на кости 1 категории: коровы, быки, телки. Цена может быть различна от 0,5 до 15 российских рублей.

     ОАО «Пинский мясокомбинат» в своей деятельности в незначительной степени использует косвенный экспорт, когда реализует товар внутренним посредникам, которые в свою очередь находят рынки для сбыта продукции. В нашем случае косвенный экспорт не мешает внешнеторговой деятельности, так как продаются специфические продукты, как эндокринно-ферментное сырье, кишсырье. Самостоятельно экспортировать такие продукты общество не может, так как это может быть связано с медицинской отраслью, где необходимо приобретать специальные знания, связывать свою деятельность с лицензированием и пр.

     В некоторых случаях косвенный экспорт на традиционно экспортируемые товары помогает оперативно разгрузить склады, быстро вовлечь в оборот денежные средства, не влияя на экспортные поставки.

Большое внимание в настоящее  время обществом уделяется экспорту. Удельный вес экспорта в общем объеме продаж составляет 50 – 60 %, что является очень весомым и значительным фактом. ОАО «Пинский мясокомбинат» подходит со всей важностью вопроса к экспортным отгрузкам. Четко налажена система поступления и распределения валютной выручки, организация отгрузки и оформления сопроводительных документов. Слаженная работа параллельных служб, таких как, отдел  ВЭД, сырьевой отдел, ветеринарная служба, производственная лаборатория, технологическая служба, служба управления качеством, непосредственный и ежедневный контакт с цехами, выпускающими продукцию на экспорт, позволяет не только быстро и четко производить отгрузки качественного товара на экспорт, согласно плану, но и достигать роста экспорта  до 140 %.

Из таблицы 2.7 видно что внешнеэкономическая деятельность комбината активна, производимая продукция экспортируется в различные страны мира. 

Таблица 2.7 Экспортные поставки на ОАО «Пинский мясокомбинат»                  за январь-декабрь 2008 - 2009гг.  по состоянию на 31/12/09г.

Наименование товара/ Страна-импортер

Количество,т

Ст-ть,тыс. долл. США

План экспорта на  2010 г.

2008г.

2009г.

2008г.

2009г.

Кол-во

т

стоим.

тыс.

долл. США

Говядина 1,2  кат /РФ

4008

7975

15263

27179

4500

18000

Свинина /РФ

1521

300

5119

764

1500

4500

Говядина блочн./РФ

79

208

416

987

150

650

Шкуры крс /ПОЛЬША/ЛИТВА/Россия

 

666

 

590

   

Трахея, хрящ/ИСПАНИЯ

9

2

4

1

10

2

Субпродукты /РФ

49

201

78

283

50

80

Вырезка/РФ

10

33

100

190

30

180

Жир (топл, сырец, гов. и  св.) /РФ

325

418

364

368

340

360

Рога, копыта/ЛИТВА,ГЕРМАНИЯ

15

29

5

9

20

5

Альбумин/Украина

32

42

165

213

30

150

Гов п/ф/ РФ

37

46

243

265

30

150

Свин. п/ф РФ

22

 

116

 

20

100

Колбасные изд./РФ

 

7

 

36

   

Колбасные изд./РФ/ фирменная торговля

 

31

 

183

   

КОСТЬ ПОД./ЛИТВА

10

7

4

3

10

4

ПРОЧЕЕ

         

10

Итого:

   

22126

31072

 

24191

По договору комиссии:

гов. 1, 2 кат. мороженная

 

76,4

557

253

   

Всего:

   

22683

31325

   

Темп без комиссии:

   

140,4%

     

Темп с комиссией (по таможенным документам):

   

138,1%

     

Примечание - Источник: собственная  разработка на основании данных ОАО «Пинский мясокомбинат»

Основной целью стратегии внешнеэкономической деятельности комбината является увеличение объемов экспортных поставок и обеспечение качественного и своевременного исполнения импортных поставок.

        Хотелось бы расширить географию поставок и увеличить % экспорта в другие страны СНГ и дальнего зарубежья. Но на данном этапе лучшие партнерские отношения складываются с Российской Федерацией в силу того, что наши страны связаны между собой экспортно-импортными операциями на глобальном экономическом уровне, являются близкими в плане национально-культурных и законодательных аспектов. Чем более схожей становится национально-культурная среда стран, тем более тесно связаны они между собой отношениями внешней торговли. Таким образом, интересный в плане экономического сотрудничества Ближний восток, например Иран, не совсем готов к сотрудничеству. Мусульманская религия национально-этнические правила и законы к мясопродуктам пока не позволяют быстро и эффективно наладить внешнеэкономическую деятельность.

 

 

ГЛАВА 3

Обоснование экономической  эффективности и направлений развития внешнеторговой деятельности в условиях переходной экономики

3.1 Совершенствование  механизма государственного регулирования

внешнеэкономической деятельности.

Сложившееся размещение организаций мясной промышленности не отвечает современным требованиям экономики. Изменение структуры потребления мясной продукции, появление принципиально новых продуктов и технологий их производства, значительное расширение ассортимента выпускаемой продукции как в Беларуси, так и в соседних, странах обуславливают необходимость переспециализации организаций и концентрации производства. Это позволит максимально эффективно использовать сырье в зависимости от конъюнктуры рынка на основе поэтапной модернизации перспективных организаций.

В целях повышения эффективности сбыта предусматривается активизация работы действующих и создание на кооперативной основе на уровне областей либо республики новых организационных структур, целенаправленно занимающихся поиском рынков сбыта, мониторингом внутреннего и мирового рынков, формированием спроса на продукцию посредством рекламы и другими направлениями, способствующими сбыту продукции отечественных товаропроизводителей.  

Особое внимание должно уделяться дальнейшему совершенствованию  маркетинговой деятельности организаций мясной промышленности при содействии соответствующих министерств и учреждений.

Необходимо создать  систему информационного обслуживания сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций о ситуации на внутреннем и внешнем рынках сырья, продовольствия и ресурсов для АПК.

Активизация экспорта и  обеспечение его эффективности  должны предусматриваться за счет создания торговых представительств, торговых домов, оптовых складов-магазинов на территории Российской Федерации и в приграничных районах республики.

Необходимо обеспечить централизованную пропаганду и рекламу  белорусской продукции на российских рынках, в том числе в местной прессе и телесетях, а также посредством создания  и распространения каталогов белорусских товаропроизводителей и их продукции.

Научно-техническое обеспечение мясной промышленности предусматривает комплексное решение научно-исследовательских, технологических и опытно- конструкторских задач по следующим основным направлениям:

-           разработка новых технологических процессов и освоение оборудования для комплексной переработки животноводческого сырья и получения продуктов пищевого и кормового назначения;

  • разработка новых и совершенствование действующих процессов обработки мяса и мясопродуктов;
  • разработка и использование новых видов упаковки, обеспечивающих повышение сроков годности, сохранение качества продукта при транспортировке;
  • развитие системы сертификации мясной продукции, технологических процессов и оборудования;
  • разработка новой и пересмотр действующей научно-технической документации;
  • разработка норм потребления ресурсов при переработке животноводческого сырья;
  • развитие технологии производства бакпрепаратов прямого внесения для выпуска широкого ассортимента продуктов из мяса;
  • научное обоснование рецептур мясных продуктов при оптимальных соотношениях белка, жира, влаги и других веществ, отвечающих требованиям рационального питания;
  • разработка комбинированных мясных продуктов функционального назначения с использованием современных пищевых добавок, микронутриентов.
  • разработка системы повышения качества мясного сырья, включающей санитарно-гигиенические условия транспортирования; предубойную подготовку и убой скота;
  • разработка технологий, освоение производства и использование полифункциональных мясных ингредиентов, обеспечивающих формирование цветовых, вкусовых, ароматических характеристик и структурообразование мясных продуктов;
  • внедрение упаковок с заданными защитными и технологическими свойствами с целью устрацения потерь в процессе производства, транспортировки, хранения сырья и готовой продукции, а также увеличения сроков реализации мясопродуктов с сохранением их пищевой ценности;
  • разработка технологий производства и новых видов мясных продуктов специального назначения с целью устранения дефицита животного белка и растительных жиров, микронутриентов (витаминов, минеральных веществ, полиненасыщенных жирных кислот и др.), обеспечения сбалансированности рациона по основным пищёвым веществам и энергии;

Информация о работе Экономическое обоснование конкурентоспособности продукции АПК на международном рынке (на материалах ОАО « Пинский мясокомбинат»)