Экономическое обоснование конкурентоспособности продукции АПК на международном рынке (на материалах ОАО « Пинский мясокомбинат»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 13:23, курсовая работа

Описание

Цель работы: оценить внешнеэкономическую деятельность и конкурентоспособность продукции ОАО «Пинский мясокомбинат» и выработать предложения и рекомендации по развитию и совершенствованию форм работы на внешних рынках.
Задачи работы:
определить понятие и сущность конкурентоспособности продукции;
проанализировать хозяйственную деятельность ОАО «Пинский мясокомбинат»;
оценить конкурентоспособность мяса и мясопродуктов на внешних рынках;
разработать рекомендации по совершенствованию государственного механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
сформулировать пути развития внешнеторговой деятельности ОАО

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..5
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности продукции
АПК на международном рынке……………………………………………….8
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности продукции………………8
1.2. Конкурентоспособность мяса и мясопродуктов………………………..11
2. Экономическая оценка уровня развития предприятия…………………….16
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика ОАО
«Пинский мясокомбинат»………………………………………………...16
2.2 Маркетинговый анализ товарной политики ОАО «Пинский
мясокомбинат»……………………………………………………………...20
2.3 Анализ конкурентоспособности продукции на внешних рынках………24
3. Обоснование экономической эффективности и направлений развития
внешнеторговой деятельности в условиях переходной экономики………..32
3.1 Совершенствование механизма государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности……………………………………..32
3.2 Пути развитие внешнеторговой деятельности ОАО «Пинский
мясокомбинат»……………………………………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………..40
Список использованных источников …………………………………………...42

Работа состоит из  1 файл

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 599.50 Кб (Скачать документ)

Направление деятельности на современном этапе  − производство мясных продуктов под общей торговой маркой «Пикант», изготовленных из высококачественного сырья, соответствующие здоровому образу жизни и натуральному питанию.

  Объем  производства  мяса  в  год  составляет   порядка 15тыс. тонн, колбасных изделий − 5,5  тыс. тонн и 1,5 тыс. тонн мясных полуфабрикатов.

Из общего  объема  произведенного  мяса 35%  идет на  промпереработку, около 60% − реализация на экспорт в Российскую Федерацию.

 Годовой объем экспорта  за 2009 год  − 31 млн. дол.США.

Внешнеэкономическая деятельность мясокомбината имеет  положительную динамику − 29,3 млн. дол. США за 2009 год.

Всего реализуется продукции в ассортименте до 250 наименований. С каждым годом увеличивается и расширяется ассортимент выпускаемой продукции, что связано с удовлетворенностью покупателя, как для элитных покупателей так и для малообеспеченных слоев населения.

Продукция выпускается  под торговой маркой «Пикант».

ОАО «Пинский мясокомбинат»  один из первых в мясной отрасли  предприятий Республики Беларусь создал и зарегистрировал свой торговый знак в 2004 году в Государственном Патентном ведомстве Республики Беларусь (рис. 2.1). Он помогает стимулировать сбыт, а значит, завоевать популярность

Слоганы: «Пикант» -на пике истинного вкуса!

                    Продукты с маркою «Пикант» - мясного качества гарант!

                            «Пикант» - 65 лет с Вами и для Вас!

 

Рисунок 2.1 -Торговый знак ОАО «Пинский мясокомбинат»


 

 

 

 

Примечание - Источник: собственная разработка на основании данных ОАО «Пинский мясокомбинат»

Объем валовой продукции  за год − 7 млрд. рублей  (2,4 млн. дол. США).

Продукция Пинского мясокомбината  поставляется во все регионы Республики Беларусь и за ее пределы - в Российскую Федерацию.

Рис.2.2 отражает процентное соотношение отгрузки готовой продукции в 2009 году по регионам.

 

Рис 2.2– Отгрузка готовой продукции в 2009 году по регионам

 

Примечание - Источник: собственная  разработка на основании данных ОАО «Пинский мясокомбинат»

Данные таблицы 2.2 содержат информацию об объемах продаж готовой продукции ОАО «Пинский мясокомбинат" в 2009 году и план продаж на 2010 год.

 

Таблица 2.2 -Фактический и плановый объем продаж готовой продукции

ОАО «Пинский мясокомбинат» в 2009/2010 гг.

Название региона

Объем продаж в 2009г. (тн)

План продаж в 2010г. (тн)

Рост продаж (%)

Брестский

3599

3627

101

Минский

977

1000

102

Гомельский

419

440

105

Могилевский

167

200

120

Витебский

161

160

100

Гродненский

140

143

102

Экспорт

7

30

428

Итого:

5470

5600

102


Примечание - Источник: собственная разработка на основании данных ОАО «Пинский мясокомбинат»

По сравнению с 2008 годом  существует положительная динамика продаж продукции ОАО «Пинский мясокомбинат». Объем реализации продукции в 2009 году увеличен на 465 тонн и составил 109%  по отношению к уровню прошлого года (рис.2.3.).

 

Рис. 2.3. – Объем реализации продукции ОАО «Пинский мясокомбинат» в 2008 – 2009гг. и планируемый объем реализации в 2010.

Примечание - Источник: собственная  разработка на основании данных ОАО «Пинский мясокомбинат»

В 2010 году планируется поставить на рынок готовой продукции      5600 тонн, что на 130 тонн больше по отношению к уровню продаж 2009 года. Увеличение объема реализации планируется за счет расширения и углубления сбытовой сети, соответственно, за счет увеличения количества оптовых покупателей. Это означает, что рекламной продукции и рекламных мероприятий в натуральном и стоимостном выражении потребуется больше для того, чтобы удовлетворить требования новых и уже существующих покупателей.

  Увеличить объемы производства и реализации готовой продукции ОАО «Пинский мясокомбинат» до 109,5% удалось за счет снижения цен до конкурентоспособных на отдельные виды продукции, пользующихся спросом, а также применения скидок на колбасные изделия и копчености и выпуска колбас из мяса птицы.

 Маркетинговыми исследованиями в январе 2010 года был выявлен средний уровень цен на готовую продукцию некоторых мясокомбинатов Республики Беларусь, в том числе и основных конкурентов – Брестского и Березовского мясокомбинатов  (рис.2.4), который показал, что средняя цена на продукцию ОАО «Пинский мясокомбинат» - конкурентоспособна.

 

Рис.2.4- Средняя цена по ассортименту готовой продукции мясокомбинатов в январе 2010г.

Примечание - Источник: собственная  разработка на основании данных ОАО «Пинский мясокомбинат»

С увеличением производственных возможностей и уменьшением спроса на местном национальном рынке организация изыскивает возможность реализовать выпускаемую продукцию торговым организациям иных регионов (г.Молодечно, г.Гродно, г. Орша, г.Минск, г.Гомель, г.Могилев и др.). В таблице 2.3 показан удельный вес реализации продукции по рынкам сбыта.

Таблица 2.3- Удельный вес реализации продукции по рынкам сбыта за 2006-2009 гг.

Рынок

Ед.изм.

Год реализации

2006

2007

2008

2009

Внутренний рынок

%

75

78

75

55

Ближнее зарубежье

%

24,5

20

23

45

Дальнее зарубежье

%

0,5

2

2

0,02




Примечание - Источник: собственная  разработка на основании данных ОАО «Пинский мясокомбинат»

 

Система товародвижения ОАО «Пинский мясокомбинат» построена на основе прямого и косвенного перемещения продукции:

- мясокомбинат  – магазин;

- мясокомбинат – посредник (дилер, комиссионер) – магазин. Проанализировав данную систему товародвижения за 2009 год (при значительном объеме продаж, стоимость реализации через посредника плюс расходы на физическое распространение составляют довольно дорогую систему сбыта), в 2010 году планируется минимизировать расходы на услуги дилеров за счет сокращения некоторых.

В условиях острой конкуренции на рынке продуктов с одинаковыми потребительскими свойствами необходимо применять методы стимулирования потребителей, с целью внедрения на новые рынки сбыта, а также укрепления на  имеющихся.

В 2010 году в качестве методов  стимулирования потребителей продукции  ОАО «Пинский мясокомбинат» планирует:

- улучшить качество  выпускаемой продукции;

- выпускать и реализовывать  новые виды колбас и копченостей  (31 наименование);

- ежемесячно применять  скидки на отдельные виды продукции;

- предоставлять скидки  на крупные партии продукции частым клиентам;

- проводить совместную  рекламу (проведение дегустаций; размещение печатной рекламы; радиорекламы в торговых объектах).

 

2.3 Анализ конкурентоспособности  продукции на внешних рынках.

Основу рыночной экономики  составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.

Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества, который в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой экономической категории, как конкуренция.

Конкуренция возникает  в том случае, если на одном и том же рынке продается много близких по своим потребительским свойствам товаров. Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиции организации на рынке, что достигается благодаря отличию поставляемых организацией товаров от товаров- конкурентов как по степени соответствия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на ее удовлетворение.

Рыночный механизм предложения  и спроса доводит пожелания потребителей до организаций-изготовителей продукции, а через них до поставщиков ресурсов. Именно конкуренция заставляет организацию-изготовителя и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять пожелания потребителей. При этом конкуренция вызывает расширение производства и снижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства. Однако этим не ограничивается положительное воздействие конкуренции на экономику организации и ее результативность. Конкуренция заставляет организацию наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять эффективные технику и технологию, современные методы организации производства и повышать качество выпускаемой продукции. Поэтому на современном этапе для успеха в конкурентной борьбе большое значение приобретают теоретические аспекты понятия конкуренции и раскрытие ее экономической сущности как основы рыночной экономики и движущей силы развития хозяйствующих субъектов. Конкуренция и конкурентная борьба в настоящее время являются главным содержанием функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного хозяйства.

Разработка путей повышения  конкурентоспособности товара напрямую зависит от его правильной и своевременной  оценки. Оценка способностей товара конкурировать производился путём сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. За базу сравнения обычно принимается аналогичный товар, уже имеющийся на рынке или потребность покупателя.

Образец это обычно товар  имеющий максимальный объём продаж и наилучшие перспективы на будущее.

Если параметры продукции  не имеют физической меры, то для  оценки их характеристик используют метод их оценки в баллах.

Представляет интерес  рассмотрение некоторых критериев  оценки конкурентоспособности. К числу важнейших критериев относятся:

- степень новизны товара и качество его изготовления

- наличие материальной базы для его распространения информации о товаре

- наличие мер по стимулированию сбыта, динамизм сбыта

- возможности приспособления товара к требованиям конкретного рынка

- финансовые условия

Возможно также рассматривать  конкурентоспособность по ценовым  показателям, сравнительной стоимости  и сравнительной прибыльности. В  случае оценки ценовой конкурентоспособности  продукция считается конкурентоспособной, если её цена, дизайн и качество не уступают аналогам.

При оценке конкурентоспособности  по прибыльности предполагается, что  чем выше прибыльность компании тем  выше уровень конкурентоспособности её продукции. [26, с.209-210] 

 

Наименование статей затрат

Комбинаты

Пинский

Брестский

Кобринский

Березовский

Удельный вес ,%

вес

На  един.  тыс. руб.

един.

Удельный вес ,%

вес

 На  един.  тыс.  руб.

Удельный вес ,%

вес

На  един.  тыс. руб.

Удельный вес ,%

вес

 На  един.  тыс.  руб.

Сырье и основные материалы

87,1

7291

86,4

7202

84,4

7292

87,7

7292

% за кредит

2,6

215

1,4

117

4,3

375

2,6

218

Естественная убыль

1,9

155

2,1

173

2,0

171

1,7

140

Транспортные расходы

0,6

51

0,4

37

0,4

34

0,7

61

Вспомогательные материалы

0,1

9

0,3

32

0,1

8

0,0

2

Топливо и электроэнергия

3,0

248

1,1

91

2,9

247

1,4

116

Заработная плата

1,0

83

1,3

110

1,3

108

1,0

84

Отчисл. на соц. нужды

0,3

29

0,6

39

0,4

39

0,4

30

Расходы на содержание холодильника

0,5

44

0,7

55

0,6

52

0,8

69

Общепроизводственные расходы

1,7

: 142

3,1

262

1,6

139

2,6

216

Общехозяйственные расходы

1,2

104

2,6

217

2,0

173

1,0

91

Производственная с/с

100

8372

100

8335

100

8638

100

8319

Сопут. продукция

 

368

 

393

 

360

 

374

Производ. с/с б/c

 

8004

 

7942

 

8278

 

7945

Коммерческие расходы

 

37

 

36

 

37

 

37

Полная с/с

 

8041

 

7978

 

8315

 

7982




Проведем анализ себестоимости свинины и говядины - основной  продукции экспортируемой  Пинским мясокомбинатом, по сравнению с конкурирующими предприятиями.

 

 

 Таблица 2.4 Анализ себестоимости свинины за 2009 год

 

 

Как видно из таблиц 2.4-2.5 - значительную долю расходов в себестоимости ОАО «Пинский мясокомбинат» по сравнению с конкурентами составляют затраты на топливо и электроэнергию - 2,3-3,0%, а также уплата % за кредит - 2,3-2,6%.

 Таблица 2.5- Анализ себестоимости говядины за 2009 год

 

Наименование статей затрат

Комбинаты

Пинский

Брестский

Кобринский

Березовский

Удельный вес ,%

вес

На  един.  тыс. руб.

един.

Удельный вес ,%

вес

 На  един.  тыс.  руб.

Удельный вес ,%

вес

На  един.  тыс. руб.

Удельный вес ,%

вес

 На  един.  тыс.  руб.

Сырье и основные материалы

88,0

8606

89,5

8583

85,6

8527

88,5

8566

% за кредит

2,3

227

1,2

116

4,4

437

2,7

260

Естественная убыль

2,1

204

2,3

221

1,9

186

1,7

165

Транспортные расходы

0,6

61

0,7

65

0,3

31

0,7

65

Вспомогательные материалы

0,1

9

0,3

31

0,1

7

0,1

12

Топливо и электроэнергия

2,3

229

0,9

88

2,1

214

1,4

134

Заработная плата

1,0

89

0,7

67

1,2

118

0,8

81

Отчисления на соц. нужды

0,3

34

0,3

24

0,4

44

0,3

29

Расходы на сдерж. холодильника

0,5

47

0,6

54

0,6

58

0,7

64

Общепроизводственные расходы

1,6

153

1,7

160

1,5

151

2,2

209

Общехозяйственные расходы

1,2

113

1,8

177

1,9

185

0,9

89

Производственная с/с

100

9774

100

9586

100

9958

100

9674

Сопутствующая продукция

 

760

 

724

 

636

 

665

Производственная с/с б/c

 

9014

 

8862

 

9322

 

9009

Коммерческие расходы

 

74

 

2

     

42

Полная с/с

 

9088

 

8864

 

9322

 

9051

Информация о работе Экономическое обоснование конкурентоспособности продукции АПК на международном рынке (на материалах ОАО « Пинский мясокомбинат»)