Экономическая политика города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 11:14, курсовая работа

Описание

В курсовой работе представлены теоретические основы порядка формирования местных бюджетов, социальной солидарности и справедливости, рассмотрено понятие бедность и предложен меры по ее снижению, а также разработана стратегия устойчивого развития города Сургута.

Содержание

1. Порядок формирования местных бюджетов
2. Социальная солидарность и справедливость
3. Снижение уровня бедности
4. Стратегия устойчивого развития города Сургута
5. Финансирование природоохранной деятельности
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

экономическая политика города.docx

— 55.66 Кб (Скачать документ)
p align="justify">     первое, - это создание условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе;

     второе, - формирование системы эффективной  поддержки уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой  иждивенческой нагрузкой, семьи  в экстремальных ситуациях) и  гарантий недискриминационного доступа к бесплатным ресурсам.

     Надо  создавать условия для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев  населения на трудовой основе.

     В институциональной сфере большие  резервы борьбы с бедностью сосредоточены  в сфере развития партнерских  отношений между работодателями, профсоюзами и государством. Должна быть повышена роль профсоюзов и государства  в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей  с малолетними детьми, работников из неполных семей, молодежи.

     Необходимо  постепенно отказаться от категориального  метода социальной защиты населения, пересмотреть и сократить число льготников, ориентируясь на первоочередную поддержку  самого бедного населения, не имеющего объективной возможности получения  трудовых доходов.

     Главная задача государственной социальной помощи - стать более эффективным  средством социальной защиты малоимущих, не поощряя при этом социальное иждивенчество. [19, с. 39]

     Реализация  программ преодоления бедности сопряжена  со значительными административными, организационными и иными издержками. Возникают проблемы справедливого  распределения полученной помощи внутри домохозяйства вследствие внутрисемейного  неравенства, иррационального поведения, социальных патологий и т.д., что  практически не подконтрольно властям. Наконец, сама стратегия преодоления бедности должна стимулировать людей к самостоятельному зарабатыванию на жизнь. [23, с. 15]

     Все те меры, которые были перечислены  выше, являются одним из вариантов  решения проблемы бедности. Но хотелось бы привести еще одну точку зрения доктора экономических наук, директора  Всероссийского центра уровня жизни  Бобкова В.:

     К оценке уровня бедности необходимо, на наш взгляд, подходить с более  широких позиций, чем просто исходя из численности и доли населения  с доходами или даже с располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума. Полагаем, что измерение уровня бедности следует дополнить оценкой обеспеченности жилищем, так как прожиточный  минимум предполагает и содержание имеющегося жилья.

     Считаем, что сочетание при оценке бедности сведений о текущем доходе и обеспеченности жилищем будет важным шагом вперед к ее комплексному измерению. Это  приведет к расширению взгляда на российскую бедность и ее структуру.

     Высокий удельный вес среди бедных семей  тех семей, которые возглавляют  наемные работники, подсказывает, что  для снижения уровня бедности надо прежде всего повышать заработную плату.

     Государственные гарантии в части установления минимального размера оплаты труда (МРОТ) будут социально справедливыми, если обеспечат равные возможности для минимального потребления в регионах Российской Федерации. Это означает, что МРОТ должен стать не общефедеральным, а региональным социальным нормативом. Таким образом, необходим переход от единой минимальной заработной платы в стране к дифференцированной минимальной заработной плате, устанавливаемой в субъектах Российской Федерации с учетом величины регионального прожиточного минимума.

     Чтобы в регионах с более низкими  прожиточными минимумами, чем его  общероссийское значение, не происходило  снижения уровня государственных гарантий, необходимо в федеральном государственном  бюджете на очередной год оговаривать  соотношение МРОТ и ПМ для субъекта Российской Федерации с наименьшей величиной прожиточного минимума.

     Огромные  межрегиональные различия в доле населения с доходами ниже прожиточного минимума, а также в численности  бедного населения, подсказывают возможную  последовательность снижения уровня бедности. На наш взгляд, было бы целесообразно  выделить следующие приоритеты в  решении этой задачи.

     Для более быстрого сокращения бедного  населения в целом по стране федеральному центру надо определить те субъекты Российской Федерации, в которых реально  ускорить сокращение бедности. Так, достаточно было бы оказать поддержку небольшому количеству регионов с динамично  развивающейся экономикой, чтобы  ощутимо уменьшить общую численность  бедных в стране.

     Затем можно было бы сосредоточить усилия на снижении в два раза уровня бедности в тех регионах, в которых проживает  не менее чем 50% всего бедного  населения страны. В качестве таких  регионов могли бы быть определены и поддержаны федеральным центром  те динамично развивающиеся регионы, в которых проживает большее  количество бедного населения.

     В завершение, усилия государственных  органов управления должны быть сосредоточены  на полном решении задачи сокращения численности бедных в два раза.

     В реальной жизни эти приоритеты не могут быть реализованы в чистом виде. В меру своих возможностей каждый субъект Российской Федерации  будет снижать численность бедного  населения, не ожидая дополнительной поддержки  своим усилиям.

     Надо  ли помогать более сильным? Некоторые  считают, что помогать нужно слабым, а сильные сами решат свои проблемы. У нас иная логика.

     Если  вначале оказать помощь более  сильным, то ресурсы у государства увеличатся быстрее и в больших объемах. Это позволит существеннее помочь менее сильным, а затем и самым слабым. Все это позволит в более короткие сроки решить общегосударственную задачу снижения бедности. [5, с. 71-78]

     В настоящее время возможный путь спасения от бедности – сильная  авторитетная, но не авторитарная власть, которая поставит своей главной  целью – способствовать повышению  уровня жизни населения при всемерной  поддержке тех, кто зарабатывает на жизнь честным трудом и усиливать  террор против тех, кто ворует. Это  тоже не панацея, но можно и нужно  срочно выправить ситуацию! Если не бороться с бедностью уже сейчас, то все разговоры об обществе равных возможностей можно забыть надолго, если не навсегда. [1, с. 19-21]

     Из  всего вышесказанного напрашивается  вывод: все эти позиции относительно решения проблем бедности являются правильными. Но между ними имеются  некоторые расхождения. Допустим, в  одной точке зрения говорится, что  первоочередная задача – это поддержка  наиболее бедных и уязвимых слоев  населения. А вот Бобков В. считает  иначе. Он ориентирует прежде всего на решение проблем сильных, а уже потом – слабых. Здесь имеется в виду, как нам кажется, тот факт, что, помогая тем лицам, которые потенциально могут выйти из положения бедности, нам уже проще будет решать проблемы тех, кому реально сложнее в этом плане. И по нашему мнению Бобков В. прав, предлагая МРОТ устанавливать именно на региональном уровне, учитывая неравномерность распределения доходов в целом по стране. 

4. Стратегия устойчивого развития города Сургута  
Цель проекта:

     Разработка  Стратегии развития города Сургут на период до 2020 года. Стратегия должна определить приоритетные направления (стратегические ориентиры) развития города для формирования практических действий органов власти, направленные на повышения  качества жизни горожан, обеспечения  конкурентоспособности города в  долгосрочной перспективе, качественное изменение городской среды и  институциональной базы.

Задачи  проекта:

  • Анализ текущего социально-экономического положения города;
  • Оценка состояния  городской среды г. Сургут;
  • Выявление основных проблем городского развития;
  • Анализ внешних факторов: функции города в масштабе региона и макрорегиона;
  • Концептуальное проектирование стратегического развития города, включающее в себя выявление приоритетных стратегических целей развития города с учетом оценки ресурсных потребностей и возможных рисков;
  • Разработка проектов развития городской среды для достижения стратегических целей и усиления перспективных функций;
  • Разработка приоритетов пространственного развития города, выбор участков реализации проектов;
  • Разработка концепции проектов развития города, укрупненная оценка стоимости реализации проектов;
  • Рекомендации по привлечению финансирования инвестиционных проектов и организации управления реализацией.

Основные  итоговые документы:

  • Текст Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Сургут» на период до 2020 года
  • Концепция застройки приоритетных участков
 

     Ключевые  положения стратегии были обсуждены  на специальной встрече 16 октября представителями региональных органов исполнительной и законодательной власти, крупнейших предприятий базового и финансового секторов, сферы образования, общественных организаций. Дискуссию провел глава города Александр Сидоров. От имени разработчиков выступил директор ЦСР «Северо-Запад» Владимир Княгинин. Встреча проводилась в присутствии СМИ.

     Ключевой  целью стратегии Владимир Княгинин назвал обеспечение устойчивого развития города в долгосрочной перспективе. Для этого в Сургуте должны быть предприняты меры по диверсификации экономики и превращению города в комфортный и интересный для работы и для жизни.

     По мнению разработчиков, наибольшую отдачу экономике города может принести позиционирование в качестве технологического центра нефтегазодобывающего кластера. Для этого помимо собственно добычи в Сургуте должны быть созданы условия для размещения управленческих, логистических, кадровых и инновационно-технологических элементов.

     И одним из основных направлений по созданию подобного кластера должно стать развитие Университета. По мнению экспертов ЦСР «Северо-Запад», инициатива ХМАО по созданию технопарка, предполагающая размещение в Сургуте его филиала — это возможность организовать партнерство между центром НИР и НИОКР, — т.е университетом, напрямую с центром технологического производства — т. е. технопарком.

     Второе  направление — развитие сектора логистики и транспортной доступности города. Сургут обладает значительным потенциалом для разворачивания комплекса транспортно-логистических услуг, ориентированного на обслуживание промышленности и потребительского рынкане не только Сургута и ХМАО, но и северных территорий ЯНАО.

     Важнейшее условие — создать условия для концентрации деловой активности в городе, и наиболее удобная форма для этого — деловой квартал, считают разработчики. Это предложение вызвало сомнения. Андрей Гедеон, генеральный директор ЗАО «Инвестиционная компания «Гелеум» возразил, что в настоящий момент в деловой жизни города доминируют три градообразующих предприятия, и все они, «являясь локальными центрами деловой активности, замкнуты вовнутрь, развиваются по своим планам, как их объединить — это вопрос». По мнению разработчиков, поддержав создание делового района, город получит современную площадку, размещаясь на которой смогут развиваться и компании из других сфер экономики. Если именно здесь будет кипеть деловая жизнь города, деловой район станет выгодным и для размещения управленческих структур компаний нефтегазовой отрасли.

     Рассматривая  проблему удержания молодежи в городе, Владимир Княгинин отметил, что городу необходимо не только содействовать проектам по строительству качественного жилья, торговых объектов современного формата, но также изменить подход к развитию городской среды, и в первую очередь, городского центра. Для Сургута как достаточно молодого города отсутствие исторической среды открывает большие возможности для созидания современного облика города.

     В целом проект получил одобрение, и Администрацией города было принято решение об организации рабочей группы, целью которой станет разработка тактических задач по реализации стратегии. 
 

Заключение

Разработка  Стратегии развития города Сургут на период до 2020 года. Стратегия должна определить приоритетные направления (стратегические ориентиры) развития города.

Информация о работе Экономическая политика города