Экономическая политика Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:36, реферат

Описание

Итак цель данной работы - рассмотреть реформы экономики Петра Великого.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач: дать общую характеристику периода правления Петра I; описать экономическую политику императора; рассмотреть финансовую и налоговую реформы Петра Великого; выявить значение экономических реформ в истории России и их последствия.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика периода
2. Экономическая политика Петра I
3. Финансовая политика и налоговая система
4. Значение экономических реформ
5. Издержки реформ
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

г 11040412(т) Дораб. Реф. История.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)


 

Содержание

 

 

Введение

1. Общая характеристика периода

2. Экономическая политика Петра I

3. Финансовая политика и налоговая система

4. Значение экономических реформ

5. Издержки реформ

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

На пороге XVIII столетия перед российским самодержавием стояла огромной трудности и важности историческая задача: вывести страну из экономической стагнации, приобщить к передовым западноевропейским знаниям, опыту и технологии. Надо было, по словам С.М. Соловьева, «выдвинуть Россию в Европу и приобрести средства усиления и обогащения».

Годы, относящиеся к первой четверти XVIII в., были годами царствования Петра Великого (1689 - 1725 г.). В его нелегкой, бурной государственной деятельности ярко проявились два основных направления - военное и реформаторское. Как замечает Ключевский В.О.: «Петр почти не знал мира: весь свой век он воевал с кем-нибудь...» из 35 лет его царствования только один 1724-й год прошел вполне мирно, да из других лет можно набрать не более 13 мирных месяцев. Выросло целое поколение, для которого главным в его сознании было то, что Русь непрерывно воюет - с турками, со шведами, с персами, даже сама с собой, с астраханцами, казаками.

Не случайно, поэтому, что война стала главным движущим рычагом преобразовательной деятельности Петра, военная реформа ее начальным моментом, а устройство финансов - ее конечной целью.

Петр осуществлял свою реформаторскую деятельность не по строгому, заранее разработанному плану преобразований, а отрывочными постановлениями, отдельными мерами между походами и военными заботами. Проводимые преобразования оформлялись законодательными указами, количество которых составило более 2,5 тыс[1].

Итак цель данной работы -  рассмотреть реформы экономики Петра Великого.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач: дать общую характеристику периода правления Петра I; описать экономическую политику императора; рассмотреть финансовую и налоговую реформы Петра Великого; выявить значение экономических реформ в истории России и их последствия.

1. Общая характеристика периода

 

Правление Петра I считают своеобразным рубежом между Московским царством и Российской империей. В оценке петровских реформ уже современники первого императора раздели­лись на два лагеря: сторонников и противников его преоб­разований. Спор продолжался и позже. В XVIII веке М.В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. А немного позже историк Карамзин обвинял Петра в из­мене «истинно русским» началам жизни, а его реформы назвал «блестящей ошибкой».

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достой­ное место среди государств Запада и Востока. Следует от­метить, что к этому времени в стране уже были заметны значительные сдвиги в развитии. Возникли первые про­мышленные предприятия мануфактурного типа, росли ку­старные промыслы, ремесла, развивалась торговля сель­хозпродуктами. Непрерывно возрастало общественное и гео­графическое разделение труда — основа сложившегося и раз­вивающегося всероссийского рынка. Выделялись промыс­ловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Во второй половине XVII века все более отчетливо оформляется абсолютизм. Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная про­грамма, во многом совпадавшая с его реформами. Однако реформы, как они были исполнены Петром, были его лич­ным делом, делом беспримерно насильственным, но необхо­димым. Обновление России нельзя было предоставлять по­степенной тихой работе времени, не подталкиваемой на­сильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа.

Следует отметить, что основной движущей силой пет­ровских реформ стала активная внешняя политика России в этот период. Первоначально доминировало южное направ­ление — в 1695 и 1696 гг. состоялись азовские походы. После «великого посольства» в Европу (1697—1698 гг.) глав­ной целью стал выход к Балтийскому морю, где домини­ровала Швеция. Северная война (1700-1721 гг.) подразде­лялась на два этапа: первый — с 1700 по 1709 г. (до Пол­тавского сражения), второй — с 1709 по 1721 г. (от Пол­тавской победы до заключения Ништадтского мира). После окончания Северной войны активизировалось восточное направление русской политики. Цель заключалась в захва­те шедших через прикаспийские области транзитных путей восточной торговли. В 1722—1723 гг. к России перешли западное и южное побережья Каспия, принадлежавшие ранее Персии. В качестве главных направлений преобра­зовательной политики Петра I можно выделить реформу ар­мии и флота, реформу государственных органов управления, реформу сословного устройства, церковную, экономическую реформа, а также реформу в области культуры и быта[2].

2. Экономическая политика Петра I

 

До Петра I промышленность и торговля в России были развиты слабо. Причиной такого положения служили вполне объективные обстоятельства — замедленное развитие сельского хозяйства (низкая урожайность, малопродуктивное животноводства) из-за трудных природно-климатических условий, растущей тяжести государственных податей, низкой плотности населения. Поэтому для удовлетворения государственных нужд в оружии, порохе, сукне московское правительство создавало свои предприятия, которых к концу XVII в. насчитывалось около 20. Уже при Алексее Михайловиче с таких заводов не брали никаких податей и приписывали к ним целые деревни для обеспечения рабочей силой. Частным лицам тогда было трудно развивать свои промыслы из-за государственных сборов и большого числа государственных откупов, монополий на самые выгодные товары, а также узости платежеспособного спроса среди широких масс населения на продукцию мануфактурной выделки (крестьяне вели в основном натуральное хозяйство).

Петр I по существу продолжил политику своих предшественников в области промышленности и торговли, но с гораздо большим размахом. Число мануфактур выросло примерно в 10 раз, составив приблизительно 200. Много энергии Петр I потратил на содействие поиску полезных ископаемых, особенно железной и медной руд, золота, серебра, на устройство горных заводов, оружейных, суконных и прочих мануфактур. Там, где находили различные руды, строили предприятия, причем очень быстро. В самом начале века повелением Петра на Урале появились заводы — Невьянский, Каменский, Уктусский, Алапаевский и другие, в Карелии — Петровский (там, где сейчас Петрозаводск), Алексеевский, Повенецкий и Кончезерский; в Воронежском крае — Липецкий и Кузьминский. 11 крупных заводов вступили в строй, принадлежали они казне или частным лицам, например Н. Демидову. И в последующие годы строительство мануфактур в России продолжалось — возникали металлургические (железоделательные, медеплавильные) заводы, выплавка чугуна поднялась со 150 тысяч пудов в 1700 г. до 800 тысяч пудов в год кончины Петра[3].

В Москве и других районах центра возникали суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры. К 1725 г. в стране имелось 25 текстильных предприятий, а также мануфактуры кожевенные, канатные, стекольные, пороховые, верфи, винокуренные заводы.

В области промышленности при Петре появилось много нового. На первое место в металлургии выдвинулся быстро развивавшийся Урал. Старые районы. Тульский и Олонецкий, отходили на второй план. Впервые широко развернулись добыча и обработка меди на Урале и в Карелии. Около Нерчинска, за Байкалом, в 1704 г. построили первый в России сереброплавильный завод. В следующем году он дал первое серебро. В Петербурге — детище Петра Алексеевича — выросли Адмиралтейская верфь. Арсенал для производства вооружений. На верфи в 1715 г. работали 10 тысяч человек, с 1706 по 1725 г. с ее стапелей сощли 59 крупных и более 200 мелких кораблей, краса и гордость российского флота. Кроме того, верфи были в Воронеже и Таврове, Архангельске и московском селе Преображенском, на Олонце и реке Сяси в Карелии. Новые оружейные заводы (пушечные дворы, арсеналы) появились, помимо Петербурга, в Сестрорецке и Туле, пороховые заводы — в Петербурге и под Москвой. Текстильная промышленность создавалась заново, так как ни одна из мануфактур XVII в. не сохранилась к началу следующего века. Ее центром стала Москва. Имелись текстильные предприятия в Ярославле, Казани и на Левобережье Украины. Впервые появились заводы бумажные, цементные, сахарный, шпалерная (обойная) фабрика.

Всего при Петре существовало около 200 предприятий. Как правило, это крупные централизованные мануфактуры с разделением труда. Владельцы мануфактур — преимущественно купцы, меньше дворяне (Меншиков, князь А. М. Черкасский, Апраксин, Макаров, Толстой, Шафиров и др.), иностранцы, крестьяне.

Петр проводил протекционистскую политику по отношению к русской промышленности. Предприниматели получали различные привилегии, субсидии, оборудование, сырье. В итоге принятых правительством мер зависимости, России от импорта или существенно сократилась, или прекратилась. В 1724 г. ввели покровительственный таможенный тариф — высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия.

На мануфактурах применяли в довольно заметных размерах труд наемных работников. Об этом говорится в петровских указах, привилегиях, которые выдавали при учреждении мануфактур.

Однако все большее значение получал труд принудительный—крепостных, купленных (посессионных) крестьян, наконец, государственных (казенных, черносошных) крестьян, которых «приписывали» к заводам, заставляли работать на них.

Изменения в сельском хозяйстве были менее заметными. Его продукция увеличивалась, но путем не интенсивным, а экстенсивным — прежде всего за счет расширения посевных площадей; улучшение орудий труда и культуры земледелия происходило весьма медленно. Новые земли вводились в оборот на юге и востоке, в Среднем Поволжье и Сибири. Именно туда бежали крестьяне в поисках воли и лучшей доли[4].

3. Финансовая политика и налоговая система

 

Связь финансовой реформы, а точнее финансовой политики Петра I и его правительства с Северной и другими войнами, с усилением армии и флота безусловна и непосредственна. Война и необходимые для ее ведения армия и флот требовали огромных расходов. При Петре I военные расходы выросли в 4 раза и составляли от 1/5 до 1/3 всего бюджета. По смете 1710 г. на военные нужды шло более 3 млн.. руб., тогда как на остальные потребности казна тратила только чуть больше 800 тыс. руб., т.е. военные расходы составляли 78% всего бюджета. И это еще в военное время, когда значительная часть армии содержалась за счет неприятеля, квартируя в завоеванных провинциях или за границей. Но когда война стала близиться к завершению и войска начали возвращаться, пришлось подумать о более постоянном и определенном способе их содержания, чем случайные и часто насильственные сборы с населения. Сокращать численность армии и не думали: в планах стояли войны с Турцией, Каспийский поход.

Всю свою жизнь на троне Петр I провел в постоянных заботах о том, «чтобы деньги бережены везде были на нужные в военный поход расходы», чтобы «денег как возможно собирать, понеже деньги суть артерия войны». Создание нового войска, построение флота под Воронежем, два азовских похода стоили страшного напряжения платежных сил населения. А это было только начало.

Усиление контроля над деятельностью приказов и первые изменения в государственном управлении были связаны с поисками новых источников доходов и борьбой за улучшение сбора податей. В 1698 г. с этой целью создается Ратуша, которая стала ведать сбором кабацких и таможенных сборов в городах. Одновременно усиливается круговая порука.

Уже первые мероприятия дали увеличение доходов, в 1701 г. они выросли в 2 раза и достигли 3 млн.. руб. Доля военных расходов выросла еще больше — с 62% всего дохода в 1680 г. до 78% в 1701 г., но сильно уменьшились дворцовые расходы — в 4,5 раза. Доходы же от главных сборов — таможенного и кабацкого — уменьшались. Начались поиски новых источников пополнения казны. Прежде всего взялись за переделку монеты путем ее порчи, т.е. путем уменьшения содержания металла в монетах при сохранении номинала. Но доход от порчи монет (т.е. инфляции) всегда хотя и велик, но кратковременен. К тому же порча монет ведет к росту цен. Тогда начали обкладывать налогом едва ли не все и всех подряд — частные рыбные ловли, бани, постоялые дворы, мельницы, пчельники, конские заводы и площадки (торг лошадьми), старообрядцев за ношение бороды, двойной налог брали с них же за приверженность к старым обрядам; обложили особым сбором дубовые колоды, которые шли на изготовление гробов (дуб был нужен для постройки кораблей); расширили обязательное употребление гербовой бумаги для всякого рода сделок и прошений.

Но и этого оказалось мало. Решили прибегнуть к государственной монополии на торговлю важнейшими и выгоднейшими товарами внутри страны и за границу. Указом от 1 января 1705 г. была введена казенная монополия на продажу соли, а ее цена увеличена вдвое. На этой операции казна получала по 150 тыс. руб. в год, хотя рассчитывала на 400 тыс. руб., но из-за дороговизны потребление соли сократилось. Затем казенная монополия была установлена на табак, деготь, мел, рыбий жир, ворванное и квашеное сало, щетину, торговля старыми казенными товарами (прежде всего это спиртное) была расширена. Но в 1706 г., несмотря на удвоение налогов, приход уменьшился. Государству грозило разорение. С этого времени выдача жалованья чиновникам задерживалась, расходы оплачивались только самые необходимые и т.д.

Дефицит был огромен, на займы рассчитывать не приходилось. Иностранцы денег не давали, неуверенные в устойчивости положения дел Петра I даже после Полтавы, к тому же напуганные его бесцеремонностью по отношению к собственности частных лиц.

В 1710 г. была проведена перепись податного населения, которая показала его сокращение по сравнению с 1678 г. примерно на 20%. Среди причин убыли податных указывали мобилизацию в рекруты, на работы в Санкт-Петербург и пр. Хотя многие историки подвергают сомнению вывод, что население России сократилось (многие просто укрывались от переписи, даже помещики прятали своих крестьян), но тем не менее факт остается фактом — тяжесть податей становилась столь невыносимой, что люди скрывались, уходили с насиженных мест и т.д.

Наиболее яркими доказательствами того, что финансовая политика Петра I проводилась в интересах армии, являются введение подушной подати, даже то, как определялся ее размер, и способы сбора.

Информация о работе Экономическая политика Петра I