Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:10, доклад
Европейский союз (Евросоюз, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств.Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был создан Маастрихтстким договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ. С пятистами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28 % по номинальному значению и около 21 % — по паритету покупательной способности.
Европейский союз (Евросоюз, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств.Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был создан Маастрихтстким договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ. С пятистами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28 % по номинальному значению и около 21 % — по паритету покупательной способности.
С 
помощью стандартизированной 
ЕС 
— международное образование, сочетающее 
признаки международной организации 
и государства, однако формально 
он не является ни тем, ни другим. Союз 
является субъектом международного 
публичного права, имеет полномочия 
на участие в международных 
Главным новшеством, связанным с созданием Европейского союза, по сравнению с другими международными образованиями, является то, что члены Союза отказались от определённой части национального суверенитета ради создания политического объединения с единой структурой.
Основные провозглашенные цели Союза:
– введение европейского гражданства;
– обеспечение свободы, безопасности и законности;
– содействие экономическому и социальному прогрессу;
– укрепление роли Европы в мире
Экономическая политика ЕС и европейская социальная модель
Экономическая политика ЕС влияет не только на количественные и качественные параметры производства товаров и услуг (тем самым на удовлетворение материальных потребностей), но и на распределение благ среди участников рынка (на социальную сплоченность).
В первую 
очередь следует отметить усиление 
давления конкуренции в связи 
с экономической интеграцией. Общая 
валюта не позволяет проводить валютную 
политику, ориентированную на специфические 
потребности национальных экономик 
соответствующих государств, которая 
могла бы ответить на усиление конкуренции, 
например, проведением девальвации. 
Вместе с тем Маастрихтские критерии 
и Пакт стабильности и роста ограничивают 
пространство для фискальных маневров 
национальных правительств, с помощью 
которых они могли бы реагировать 
на последствия экономической 
С момента 
заключения валютного союза 
В денежной 
политике и политике в отношении 
обменного курса ЕЦБ до сих 
пор придерживается консервативной 
и ограничительной линии. Такая 
линия в рамочных экономических 
условиях, действующих уже достаточно 
долго, реализуется не без проблем. 
Установлением низких процентных ставок 
ЕЦБ мог бы стимулировать инвестиции, 
которые разгрузили бы обремененные 
долгами государственные 
С расширением ЕС на восток следует учитывать и такой фактор: лишь путем повышения цен относительно действующих в государствах ”ядра” ЕС ”догоняющие” бедные страны могут добиться, чтобы люди, работающие в менее производительных секторах (государственные учреждения, сфера услуг), пользовались плодами роста благосостояния. Подавление подобной адаптации цен ставит под угрозу экономическую сплоченность ЕС. Уменьшению различий в уровне доходов могут способствовать экономико-политическая координация и гибкость.
Характер 
обеспечения социальных трансфертов 
в странах-членах ЕС существенно 
различается: его диапазон простирается 
от льгот, финансируемых за счет взносов 
в систему базового социального 
обеспечения, до социальной защиты, зависящей 
от размера доходов. Непосредственная 
потребность в европейском 
В расширенной 
Европе-25 набирают силу тенденции к 
увеличению дифференциации в зарплатах 
и безработицы. Соответственно, возникает 
необходимость в альтернативных 
или компенсационных 
Взаимосвязь между ростом производительности и доходов, другими формами повышения благосостояния в богатых и старых обществах оценивается иначе, чем в молодых и бедных. Богатые общества хотят иметь больше свободного времени, у них выше потребность в перераспределении, более сильные постматериальные приоритеты (к примеру, экология). Однако когда они конкурируют на едином рынке, то производители товаров и услуг в ”зацикленных” на производительности труда обществах оказывают на них конкурентное давление. Их работники трудятся дольше, у них меньше обязательств по перераспределению, а социальные расходы (включая экологию) не рассматриваются как внутренняя задача, а переносятся на общество в целом.
Европейская 
интеграция ограничивает этот процесс. 
С одной стороны, она установила 
жесткие рамки экстернализации 
затрат (например, в сфере безопасности 
на рабочем месте, экологии). В том 
же направлении действуют 
Эти правила 
снижают возможности быстрого роста 
бедных государств-членов ЕС. В качестве 
компенсации ЕС предлагает последним 
содействие региональному развитию 
- политику соединения, которая должна 
повысить потенциальную продуктивность 
размещения производства в бедных регионах 
путем улучшения 
Государственные 
товары и услуги могут использоваться 
всеми вне зависимости от вклада 
в их финансирование, что, как правило, 
приводит к перераспределению в 
пользу более бедных слоев населения. 
Однако тенденция, усиленно поддерживаемая 
в ЕС, направлена на приватизацию этих 
услуг. В одних сферах - энергетика, 
связь, общественный транспорт, достигнуто 
значительное продвижение, в других 
- частные предложения 
Кроме 
того, и государственные учреждения, 
предлагающие свои услуги, зависят 
от поставок из частного сектора, на которые, 
как правило, должен объявляться 
общеевропейский тендер. Если ”частники” 
из нескольких государств-членов ЕС предлагают 
свои товары или услуги, то появляется 
потребность не только в европейском 
регулировании, но и в установлении 
соответствующей компетенции 
Иначе, 
чем принято обычно, организованы 
услуги, представляющие общий интерес 
(которые в Германии называются жизнеобеспечением). 
При определенных условиях (доступность 
услуг для всех слоев населения, 
непрерывность их предоставления, многообразие 
предложения и т.д.) конкурентные 
правила могут быть упразднены во 
имя достижения всеобщего блага. 
Евросоюз признает, что цель социальной 
сплоченности иногда превалирует над 
реализацией идеи эффективного внутреннего 
рынка ЕС.