Экономическая политика ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:10, доклад

Описание

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств.Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был создан Маастрихтстким договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ. С пятистами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28 % по номинальному значению и около 21 % — по паритету покупательной способности.

Работа состоит из  1 файл

экономическая политика ес.docx

— 18.63 Кб (Скачать документ)

Европейский союз (ЕвросоюзЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств.Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был создан Маастрихтстким договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ. С пятистами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28 % по номинальному значению и около 21 % — по паритету покупательной способности.

С помощью стандартизированной системы  законов, действующих во всех странах  союза, был создан общий рынок,гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля между 22 странами-членами Шенгенским соглашением. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития.Шестнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

ЕС  — международное образование, сочетающее признаки международной организации  и государства, однако формально  он не является ни тем, ни другим. Союз является субъектом международного публичного права, имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.

Главным новшеством, связанным с созданием  Европейского союза, по сравнению с  другими международными образованиями, является то, что члены Союза отказались от определённой части национального  суверенитета ради создания политического  объединения с единой структурой.

Основные  провозглашенные  цели Союза:

– введение европейского гражданства;

– обеспечение  свободы, безопасности и законности;

– содействие экономическому и социальному прогрессу;

– укрепление роли Европы в мире

Экономическая политика ЕС и европейская  социальная модель

Экономическая политика ЕС влияет не только на количественные и качественные параметры производства товаров и услуг (тем самым  на удовлетворение материальных потребностей), но и на распределение благ среди  участников рынка (на социальную сплоченность).

В первую очередь следует отметить усиление давления конкуренции в связи  с экономической интеграцией. Общая  валюта не позволяет проводить валютную политику, ориентированную на специфические  потребности национальных экономик соответствующих государств, которая  могла бы ответить на усиление конкуренции, например, проведением девальвации. Вместе с тем Маастрихтские критерии и Пакт стабильности и роста ограничивают пространство для фискальных маневров национальных правительств, с помощью  которых они могли бы реагировать  на последствия экономической интеграции.

С момента  заключения валютного союза ответственность  за денежную политику и политику в  области обменного курса несет  Европейский центральный банк (ЕЦБ), фискальная политика основывается на критериях Маастрихтского договора и Пакте стабильности и роста.

В денежной политике и политике в отношении  обменного курса ЕЦБ до сих  пор придерживается консервативной и ограничительной линии. Такая  линия в рамочных экономических  условиях, действующих уже достаточно долго, реализуется не без проблем. Установлением низких процентных ставок ЕЦБ мог бы стимулировать инвестиции, которые разгрузили бы обремененные долгами государственные бюджеты  и способствовали снижению стоимости  евро на внешнем рынке. Это повысило бы ценовую конкурентоспособность  предприятий стран-членов ЕС и, соответственно, перспективы более высокого роста  и улучшения ситуации в сфере  занятости населения.

С расширением  ЕС на восток следует учитывать и  такой фактор: лишь путем повышения  цен относительно действующих в  государствах ”ядра” ЕС ”догоняющие” бедные страны могут добиться, чтобы  люди, работающие в менее производительных секторах (государственные учреждения, сфера услуг), пользовались плодами  роста благосостояния. Подавление подобной адаптации цен ставит под угрозу экономическую сплоченность ЕС. Уменьшению различий в уровне доходов могут  способствовать экономико-политическая координация и гибкость.

Характер  обеспечения социальных трансфертов  в странах-членах ЕС существенно  различается: его диапазон простирается от льгот, финансируемых за счет взносов  в систему базового социального  обеспечения, до социальной защиты, зависящей  от размера доходов. Непосредственная потребность в европейском регулировании  существует пока только для относительно небольшой группы людей, которые  переезжают из одного государства ЕС в другое, чтобы там жить и работать.

В расширенной  Европе-25 набирают силу тенденции к  увеличению дифференциации в зарплатах  и безработицы. Соответственно, возникает  необходимость в альтернативных или компенсационных стратегиях, таких как субсидирование зарплат, связанных с повышением квалификации, расширением общественной занятости (если, конечно, не принимать высокий  уровень социального неравенства  как данность). Но для осуществления  подобных мер требуется пространство для фискально-политических маневров. Европейская интеграция влияет на возможности  маневрирования усилением налоговой  конкуренции в рамках ЕС, запретом на чрезмерное финансирование задолженности (не более чем 3% ВВП). Однако многие переоценивают  роль налоговой конкуренции - лишь налогообложение  предприятий представляет собой  действительную проблему, которую ЕС уже пытается решать (Ирландия, Венгрия).

Взаимосвязь между ростом производительности и  доходов, другими формами повышения  благосостояния в богатых и старых обществах оценивается иначе, чем  в молодых и бедных. Богатые  общества хотят иметь больше свободного времени, у них выше потребность  в перераспределении, более сильные  постматериальные приоритеты (к примеру, экология). Однако когда они конкурируют  на едином рынке, то производители товаров  и услуг в ”зацикленных” на производительности труда обществах  оказывают на них конкурентное давление. Их работники трудятся дольше, у  них меньше обязательств по перераспределению, а социальные расходы (включая экологию) не рассматриваются как внутренняя задача, а переносятся на общество в целом.

Европейская интеграция ограничивает этот процесс. С одной стороны, она установила жесткие рамки экстернализации  затрат (например, в сфере безопасности на рабочем месте, экологии). В том  же направлении действуют стандарты  в области равноправия, участия  в принятии решений и т.д. С  другой - интеграция привела к выработке  стандартов производства, которые препятствуют несоразмерному росту количественной производительности в ущерб качеству, то есть в ущерб потребителю.

Эти правила  снижают возможности быстрого роста  бедных государств-членов ЕС. В качестве компенсации ЕС предлагает последним  содействие региональному развитию - политику соединения, которая должна повысить потенциальную продуктивность размещения производства в бедных регионах путем улучшения мезоэкономической  среды (инфраструктуры, образования  и т.д.). Но успех структурной и  региональной политики ЕС до сих пор  был очень скромен.

Государственные товары и услуги могут использоваться всеми вне зависимости от вклада в их финансирование, что, как правило, приводит к перераспределению в  пользу более бедных слоев населения. Однако тенденция, усиленно поддерживаемая в ЕС, направлена на приватизацию этих услуг. В одних сферах - энергетика, связь, общественный транспорт, достигнуто значительное продвижение, в других - частные предложения конкурируют  с государственными или дополняют их (например, воспитание/репетиторство, здравоохранение/медикаменты и т.д.). Эффективность перераспределения уменьшается в связи с тем, что субсидирования бедных потребителей из других источников не происходит.

Кроме того, и государственные учреждения, предлагающие свои услуги, зависят  от поставок из частного сектора, на которые, как правило, должен объявляться  общеевропейский тендер. Если ”частники” из нескольких государств-членов ЕС предлагают свои товары или услуги, то появляется потребность не только в европейском  регулировании, но и в установлении соответствующей компетенции ЕС. В лучшем случае возникающая таким  образом конкуренция вынуждает  удешевлять и/или повышать эффективность  предоставления государственных (либо бывших государственных) товаров или  услуг. В результате, по-видимому, происходит перераспределение от защищенных до сих пор лиц и организаций, предлагающих товары или услуги, в  пользу потребителей, от чего особенно выигрывают неработающие получатели трансфертов. Однако зачастую конкурентное давление из-за вынужденного снижения затрат ставит под угрозу как доход и условия  труда в организациях, предлагающих такие товары (услуги), так и качество, а также ассортимент предложения.

Иначе, чем принято обычно, организованы услуги, представляющие общий интерес (которые в Германии называются жизнеобеспечением). При определенных условиях (доступность  услуг для всех слоев населения, непрерывность их предоставления, многообразие предложения и т.д.) конкурентные правила могут быть упразднены во имя достижения всеобщего блага. Евросоюз признает, что цель социальной сплоченности иногда превалирует над  реализацией идеи эффективного внутреннего  рынка ЕС. 

Информация о работе Экономическая политика ЕС