Экономическая эффективность производства и сбыта растительного масла (на примере ОАО "Кировский маргариновый завод")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 23:02, курсовая работа

Описание

Сбытовая система является одной из главных обеспечивающих подсистем функционирования промышленных предприятий. Снижение потерь при реализации сбытовой функции является одним из наиболее доступных резервов повышения эффективности производственной деятельности.Цель курсовой работы - провести анализ экономической эффективности производства и сбыта продукции на предприятии.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы экономической эффективности производства и сбыта растительного масла
1.1 Современное состояние рынка растительного масла
1.2 Проблемы и пути повышения экономической эффективности производства и сбыта растительного масла
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Кировский маргариновый завод
2.1 Местоположение и специализация предприятия
2.2 Характеристика и анализ организационной структуры и структуры управления
2.3 Характеристика производственной структуры предприятия
2.4 Финансовые результаты деятельности предприятия
3. Экономическая эффективность производства и сбыта продукции ОАО «Кировский маргариновый завод»
3.1 Динамика объемов производства и сбыта продукции, ассортимент
3.2 Технология процесса производства растительного масла
3.3 Себестоимость производства продукции
3.4 Оценка качества продукции
3.5 Финансовые результаты от реализации продукции
3.6 Оценка рынка сбыта продукции
3.6.1 Оценка предпочтений покупателей
Заключение
Список использованных источников
Приложение А, - Отчеты о прибылях и убытках
Приложение Б, - Структура управления ОАО «Кировский маргариновый завод»
Приложение В, - Анкета2

Работа состоит из  1 файл

Мой курсач по экономике.docx

— 226.05 Кб (Скачать документ)

   Наиболее жестким конкурентом в настоящее время является Нижегородский масложировой комбинат (МЖК), который за последний год вытеснил продукцию Кировского завода за счет удержания низких отпускных цен на рынках многих регионов. В настоящее время разница между отпускными ценами Кировского завода и Нижегородского МЖК составляет 30%. Безусловно, МЖК имеет ряд преимуществ. Наиболее важным из них является то, что комбинат самостоятельно производит саломас (сырье для производства продукции), а Кировский завод вынужден его закупать, что значительно увеличивает себестоимость продукции.

   В настоящее время Кировский маргариновый завод вытеснил с рынка         г. Кирова майонезы Нижегородского комбината. Но в регионах России борьба за рынки сбыта продолжается. Магазины г. Кирова сейчас заполнены майонезами из Москвы, Санкт-Петербурга, импортными майонезами, которые привлекают внимание яркой упаковкой и рекламой, но по вкусовым качествам оставляют желать лучшего. Существенным конкурентом для майонеза Кировского маргаринового завода является майонез «Calve», производители которого ведут широкую рекламную кампанию и постоянно совершенствуют упаковку. Несмотря на то, что природные условия Кировской области не позволяют производить основное сырье для производства продукции растительное масло - завод полностью обеспечен им и др. видами сырья и материалов. Основные поставщики сырья представлены в таблице 17. С ними у завода сложились прочные хозяйственные связи, что подтверждается надежными и ритмичными поставками на протяжении многих лет.

   Таблица 17 - Поставщики сырья для производства маргариновой продукции

Виды сырья

Фирма - производитель

Уксус

АО «Дмитриевский химзавод» г. Кинешма Ивановской области

Подсолнечное масло

АО «Ростовпродукт» г. Ростов-на-Дону, «Крош», г. Шахты, «Агороинвест/LTD» г. Краснодар, ТОО «Армавитинвест», ТОО  «Универсал-сервис», г. Ставрополь

Саломас

«Синким» г. Набережные Челны, Московский жирокомбинат, Санкт-Петербургский  жирогенизационный завод

Животные жиры

Мясокомбинат п. Чельногорск Вологодского района Нижегородской области, АО «Вятско-полянский  мясокомбинат»

Яичный порошок

АО «Птицефабрика «Сольвычегодская»  п. Вычегодский Котласского района Архангельской области, «Арсенал»  г. Ижевск

Сухое молоко

Кировский молочный комбинат


     
     
     

   Покупателей продукции ОАО «КМЗ» можно разделить на следующие группы:

- перерабатывающие предприятия:  хлебокомбинаты; кондитерские; хлебомакаронные  комбинаты; общепиты; хладокомбинаты;

- облпотребсоюзы;

- военторги;

- крупные оптовые базы;

- мелкие оптовые базы (в том  числе частные предприниматели);

- розничные магазины;

- фирменные магазины

   Продукция Кировского маргаринового завода обладает 100% товарностью. Она реализуется не только в Кирове и области, но и в городах Удмуртии, Башкирии, Коми, республиках Марий-Эл и Саха, городах Чебоксары, Вологда, Тюмень, Кемерово. Объемы реализации по этим каналам являются коммерческой тайной.

  Основными потребителями продукции предприятия является население: 

-   города Кирова;

- крупных районных центров Кировской области;

- северных регионов

 

   Чтобы обеспечить конкурентоспособность своей продукции, завод должен непрерывно следить за ценовой политикой своих конкурентов. У предприятия заключен договор на информационное обслуживание с Москвой, по которому оно получает информацию о производстве основных видов продукции, ценах союзмаргаринпрома по состоянию на первое число каждого месяца по заводам, входящим в союзмаргаринпром. Но у данной информации есть ряд недостатков: не все предприятия входят в вышеуказанный союз; обзора по цене только раз в месяц недостаточно, так как цена может изменяться несколько раз за рассматриваемый период, особенно летом, когда изменяются цены на сырье, проводится капремонт, в зимний период изменения цены более предсказуемы; иногда указывается максимальная оптовая цена, что искажает картину, так как для крупных оптовых покупателей устанавливается более низкая отпускная цена.

   Еще один способ сбора информации - прайс-листы конкурентов. Сотрудники отдела запрашивают по факсу прайс-листы, либо цены оптовой реализации. Особое внимание уделяется ценам предприятий-конкурентов, находящихся на близлежащих территориях. У прайс-листа имеются следующие преимущества: представлен полный ассортимент предлагаемой продукции предприятием-конкурентом; можно узнать новинки в производстве и ориентироваться в изменяющейся ситуации на рынке; раскрываются условия реализации (цены, скидки), действующие в настоящее время. Кировский маргариновый завод в своих фирменных магазинах придерживается стратегии неокругленных цен. Данные цены популярны по нескольким причинам:

- покупателю нравится получать  сдачу;

- у покупателя возникает впечатление, что завод тщательно анализирует цены и устанавливает их на минимально возможном уровне;

- неокругленная цена психологически  воспринимается на много меньше  цены округленной, даже если  разница между ними равна нескольким  копейкам.

По способу  доставки масложировой продукции сегменты рынка распределены следующим образом:

  • Централизованная доставка с завода

- клиенты города Кирова;

- клиенты крупных районных  центров Кировской области;

- оптовики северных регионов.

  • «самовывоз»

- клиенты крупных районных  центров Кировской области;

- клиенты  из районов Кирова

   

    Предприятие имеет множество посредников, а именно: сеть магазинов «Глобус», «Все на свете», «Семья» и множество других оптовых и розничных магазинов. Число посредников завода постоянно пополняется. В целях роста популярности компании ОАО «Кировский маргариновый завод» на рынке масложировой продукции был создан официальный сайт компании, который позволил доносить больший объем информации до потребителей. Использование сервисов Интернета позволяет так же усовершенствовать существующую систему распределения путем развития и освоения новых каналов сбыта. Кировский маргариновый завод применяет нулевые, одноуровневые, двухуровневые каналы распределения продукции:

   Прямые каналы (канал нулевого уровня): предприятие имеет один собственный магазин «Здрава», расположенный на территории завода, по адресу г. Киров, yл. Мocкoвcкaя, д. 112

   Косвенные каналы (розничная торговля, одноуровневый канал):

-  частные предприниматели (розничной торговли) приобретают продукцию самовывозом на предприятии;

- через торговых агентов, состоящих в штате отдела реализации, осуществляется доставка продукции в магазины города Кирова и Кировской области автотранспортом предприятия.

   Косвенные каналы (оптовая торговля, многоуровневые каналы): доставка продукции оптовым покупателям (республика Коми) транспортом предприятия.

   В первом случае потребитель и производитель связаны непосредственно. Во втором - предприятие  производит свой товар, затем происходит процесс сбыта продукции постоянным клиентам, далее фирмы-посредники доводят товар до конечного потребителя. Канал нулевого уровня, и одноуровневый канал являются наиболее затратными (содержание собственного магазина, заработная плата персонала магазина и т.д.)

   Среди факторов, способных негативно повлиять на сбыт  продукции предприятия, можно выделить: увеличение закупочных цен на сырьё, что приведет к увеличению стоимости выпускаемой продукции, увеличение конкурентов, выпускающих, аналогичную продукцию  по более низким ценам. Возможными действиями по уменьшению такого влияния является снижение себестоимости  продукции за счет рационального использования сырья, улучшения качества, расширение ассортимента выпускаемой продукции  за счет новых видов продукции.

 

3.6.1 Оценка предпочтений покупателей

 

    Предмет исследования -  растительные масла Кировского           маргаринового завода.

   Проблема - отсутствие информации об удовлетворенности покупателей продукцией ОАО «Кировского маргаринового завода».

   Цель исследования – изучить уровень удовлетворенности покупателей продукцией ОАО «Кировский маргариновый завод».

 

Задачи исследования:

 

  1. Выявить отношение потребителей к производителю;
  2. Выявить степень удовлетворенности потребителей качеством продукции

ОАО «Кировского маргаринового завода»;

3) Выявить степень удовлетворенности потребителей уровнем цен на                                                                                                                               растительные масла ОАО «Кировского маргаринового  завода»;

4) Определить степень удовлетворенности ассортиментом растительных масел, выпускаемых предприятием.

  

   Рабочая гипотеза - предполагается, что в ходе проведения маркетинговых исследований, выяснилось, что потребители знакомы с продукцией, выпускаемой предприятием, и в целом ей удовлетворены.

 

 

 

Выборочный  план проведения исследования:

 

Генеральная совокупность – жители г. Кирова, приобретающие

растительные  масла Кировского маргаринового  завода

Контур выборки – телефонный справочник

Метод проведения маркетинговых исследований - интервьюирование посетителей крупных магазинов.

  

   Исследования проводятся количественным методом – опроса посетителей крупных магазинов. После опроса, полученные данные обрабатываются и анализируются. Анкета  по исследованию представлена в Приложении В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

   В процессе разработки и написания данной работы были изучены теоретические вопросы, связанные с экономической     эффективностью производства и сбыта продукции на ОАО «Кировский маргариновый завод», выполнен анализ  результатов производственно - сбытовой деятельности предприятия, динамики объемов производства и реализации продукции, проведено ознакомление с технологическими особенностями производства продукции, дана оценка    покупательским  предпочтениям продукции предприятия.

   Масложировая промышленность является одной из ведущих отраслей пищевой промышленности страны, в состав которой входят предприятия, оснащенные передовой техникой и вырабатывающие высококачественную, разнообразную продукцию с использованием совершенных технологий. Маргарин, майонез, растительное масло входят в группу социально значимых товаров повседневного спроса. Улучшение процесса переработки подсолнечного масла, его усовершенствование привели к тому, что этот продукт стал главным конкурентом маргарина. Кроме того, подсолнечное масло универсальнее маргарина (удобнее употреблять при жарке и выпечке).                    

   В настоящий момент рынок растительных масел в нашей стране можно охарактеризовать как устойчиво растущий и перспективный. Подобное положение вещей объясняется тем обстоятельством, что на протяжении последнего десятилетия в рационе питания россиян наблюдался серьезный недостаток растительных жиров. Так, при рекомендованной Минздравом годовой норме в 13,5 кг россияне потребляли в 2000г. годах порядка 9,6 кг растительных масел, включая косвенное - майонез, кондитерские изделия и т.д. Однако, рост реальных доходов населения в последние годы, безусловно, стимулировал платежеспособный спрос на растительные жиры. На сегодня емкость отечественного рынка растительных масел составляет около 2 млн. тонн. Из них на долю подсолнечного масла приходится до 75%.                                                                                                             

В целом на рынке наблюдаются следующие  тенденции:

  • обострение конкуренции между производителями вследствие насыщения рынка;
  • усиление отраслевых холдингов;
  • компании - производители стремятся к расширению ассортимента.
  • развитие основными розничными сетями собственных торговых марок.

  

Информация о работе Экономическая эффективность производства и сбыта растительного масла (на примере ОАО "Кировский маргариновый завод")