Экономическая эффективность производства и сбыта растительного масла (на примере ОАО "Кировский маргариновый завод")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 23:02, курсовая работа

Описание

Сбытовая система является одной из главных обеспечивающих подсистем функционирования промышленных предприятий. Снижение потерь при реализации сбытовой функции является одним из наиболее доступных резервов повышения эффективности производственной деятельности.Цель курсовой работы - провести анализ экономической эффективности производства и сбыта продукции на предприятии.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы экономической эффективности производства и сбыта растительного масла
1.1 Современное состояние рынка растительного масла
1.2 Проблемы и пути повышения экономической эффективности производства и сбыта растительного масла
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Кировский маргариновый завод
2.1 Местоположение и специализация предприятия
2.2 Характеристика и анализ организационной структуры и структуры управления
2.3 Характеристика производственной структуры предприятия
2.4 Финансовые результаты деятельности предприятия
3. Экономическая эффективность производства и сбыта продукции ОАО «Кировский маргариновый завод»
3.1 Динамика объемов производства и сбыта продукции, ассортимент
3.2 Технология процесса производства растительного масла
3.3 Себестоимость производства продукции
3.4 Оценка качества продукции
3.5 Финансовые результаты от реализации продукции
3.6 Оценка рынка сбыта продукции
3.6.1 Оценка предпочтений покупателей
Заключение
Список использованных источников
Приложение А, - Отчеты о прибылях и убытках
Приложение Б, - Структура управления ОАО «Кировский маргариновый завод»
Приложение В, - Анкета2

Работа состоит из  1 файл

Мой курсач по экономике.docx

— 226.05 Кб (Скачать документ)

    Спрос на растительные  масла в 2010 г упал и со стороны промышленных предприятий, и со стороны розничной торговли. Объем потребления наращивал лишь сектор HoReCa, движимый ростом продаж в сетях быстрого питания.

    На протяжении последних трех лет так же стабильно увеличивается доля оливкового масла. По мнению экспертов, с точки зрения быстрого наращивания поставок российский рынок является одним из наиболее интересных рынков для традиционных поставщиков оливкового масла. Российский рынок оливкового масла до настоящего времени              является «открытым» и немонополизированным, выход на который         для крупного игрока может быть относительно несложным. 
    Экономический кризис негативно отразился на продажах смесей растительных масел в силу их более высокой цены (по материалам Согласно данным Росстата и агентства ТОП-ЭКСПЕРТ), производство растительного масла в текущем сезоне было выше на 4%, чем в предыдущем, однако спрос рос быстрее (на 5,3%), что послужило одной из причин колебания цен. В I квартале 2010 г. цены производителей на растительное масло снижались, потребительские цены, наоборот, росли. В I квартале 2010 года цены производителей на подсолнечное масло колебались, имея тенденцию к снижению. Темпы роста цен производителей подсолнечного масла в отчетном периоде носили понижательный характер, тогда как в предыдущем году темпы росли. Что касается потребительских цен на подсолнечное масло, то в I квартале 2010 г. они стабильно повышались. Однако уровень этих цен был существенно ниже, чем в аналогичном периоде 2009 года.                                       В результате воздействия экономического кризиса на большую часть населения России, цена на потребительские товары стала одним из ключевых факторов, определяющих выбор покупателя. Не стал исключением и рынок растительного масла. Главным конкурентным преимуществом на этом рынке стала более низкая цена. В ответ на эту тенденцию производители начали выводить на рынок бренды в более низком ценовом сегменте. Борьба за покупателя ведется сразу по нескольким направлениям. С одной стороны, наблюдается жесткая конкуренция между сегментами, а также переключение потребителей с одного вида растительного масла на другой.

С другой стороны, с 2009 года началась «погоня» за самыми низкими ценами внутри сегментов. Лидеры рынка снижают цены, проводят   промо-акции в розничных сетях.

    Для рынка растительных масел характерна некоторая стереотипность, проявляющаяся в одинаковом стиле продвижения продукции, как у лидеров рынка, так и основной массы игроков. В категории «отстающих» марок присутствуют представители всех рыночных сегментов, при этом по уровню дистрибуции и широте представленности только бренды super premium и две из трех марок premium-сегмента не выходят за пределы этой зоны. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что представители premium и super premium-сегментов, имея в общем случае возможность нести большие затраты, не стремятся развивать дистрибуцию, представленность и наращивать темпы продвижения.                                                                          

    В настоящее время на рынке отмечается замедление темпов роста, которое эксперты связывают не только с финансовым кризисом, ограничивающим потребление, но также и с некоторой насыщенностью рынка. Ожидается, что в 2010-2014 гг. продажи растительных масел вырастут всего на 6,3% – с 3,04 до 3,23 млн. т.                                                                                                      

    Немало проблем сегодня, к сожалению, и непосредственно на многих крупных предприятиях отрасли. Значительная их часть оснащена в основном импортным оборудованием. Но оно отработало 1,5-2 амортизационных срока и практически пришло в негодность. Нужна экстренная модернизация и реконструкция производства, а средств для этого не хватает.                

    Одним из серьезных препятствий в деле повышения эффективности отрасли является большой объем переработки сырья маслозаводами на давальческих условиях. Пока эти объемы из-за того, что государственная поддержка предприятиям практически отсутствует, довольно велики - почти две трети масла вырабатывается через различных посредников. Чтобы уйти от такой практики, необходимо широко внедрять кредитование сельских товаропроизводителей через перерабатывающие предприятия.

  

   Критическое материально-техническое и финансовое состояние большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей повлекло за собой снижение урожайности подсолнечника, увеличение доли подсолнечника в структуре посевных площадей и нарушение научно обоснованного чередования культур, истощение почв. Диспаритет цен, нарушение интеграционных связей между производителями и переработчиками подсолнечника вызвали рост экспорта подсолнечника, снижение коэффициента использования производственных мощностей перерабатывающих маслосемена предприятий, снижение объемов, качества и конкурентоспособности готовой продукции. Вместе с тем, из-за отсутствия эффективного механизма товародвижения сельхозпродукции, а также своевременной и доступной информации о конъюнктуре рынка, столь необходимой товаропроизводителям, рыночная торговля маслосеменами подсолнечника подчас представляет собой неуправляемую деятельность. Специфика ценообразования на рынке подсолнечника состоит в сезонных колебаниях цен и тесной их взаимосвязи с мировыми колебаниями как в целом на масличные культуры, так и растительные масла, что объясняется возможностью альтернативного замещения данных продуктов.

   Особенность рынка подсолнечника заключается также и в том, что со стороны спроса он характеризуется довольно высоким уровнем конкуренции между перерабатывающими предприятиями. В последние годы на рынке подсолнечника наблюдается переориентация с экспорта маслосемян подсолнечника на их переработку отечественными заводами, что стало возможным в связи с увеличением производственных мощностей по переработке подсолнечника и проведением протекционистской политики государством.                                                                                                                                       

    В условиях развития рыночных отношений - во всем народном хозяйстве, между отраслями, совместно производящими конечный продукт, резервы повышения эффективности производства могут быть успешно реализованы на основе экономически обоснованного обмена между участниками совместной деятельности. Интеграция сельского хозяйства и промышленности требует строгого учета их специфики. Если за счет создания интегрированной системы можно получить более высокий эффект, чем в отдельно взятых сельскохозяйственных предприятия и перерабатывающих заводах, то такая интеграция целесообразна и имеет право на существование.                                                                                                                                                  

    Экономическая эффективность производства подсолнечника и подсолнечного масла определяется воздействием сложного комплекса природных, технологических, научно-технических факторов, причем в условиях становления рыночных отношений усиливается влияние организационно-экономических факторов.

Исходя из представленных выше проблем эффективности производства и сбыта растительного масла, можно выявить следующие пути их решения:

-  за счет комплекса факторов, способствующих росту использования ресурсного потенциала: рациональной доли посевов подсолнечника в общей посевной площади; соблюдения агротехники возделывания культуры, сокращения потерь маслосемян на всех стадиях технологического цикла, развития семеноводства. Это позволит увеличить объемы производства сырья для перерабатывающих масложировых предприятий и сделать его более доступным;

- стимулирование спроса на растительное масло путем снижения себестоимости готовой продукции, поскольку цена на потребительские товары стала одним из ключевых факторов, определяющих выбор покупателя. Создание агропромышленного объединения, охватывающего выращивание, сушку и хранение семян, их переработку и реализацию конечной продукции. Интеграция обусловлена необходимостью снижения себестоимости продукции и повышения ее конкурентоспособности, совершенствования экономических отношений и, как следствие, достижения высокой эффективности масложирового производства;

- активное государственное регулирование, а именно: формирование законодательной базы, адекватной условиям рыночных отношений; разработки и осуществления эффективной протекционистской политики по отношению к товаропроизводителям; разработки и использования гибкой налоговой политики для производителей подсолнечника и перерабатывающих предприятий с предоставлением налоговых льгот, направленных на стимулирование развития производства и переработки подсолнечника; предоставления льготных кредитов сельхозпроизводителям для закупки элитных высокомасличных семян, средств защиты растений и удобрений, современной техники; предоставления льготных кредитов перерабатывающим предприятиям для авансирования сезонных закупок маслосемян подсолнечника у сельхозпроизводителей;

- техническое перевооружение и модернизация производственных мощностей, стимулирование развития рыночной инфраструктуры;

- создание совместно с переработчиками рыночных структур, способных реализовать продукцию переработки по ценам, обеспечивающим уровень рентабельности и абсолютный размер прибыли, достаточный для ведения расширенного воспроизводства высокими темпами;

- предотвращение затоваривания складов за счет внедрения технических средств обслуживания покупателей, компьютерной техники для учета товаров, поступивших на склады и проданных потребителям через розничную сеть или непосредственно со склада. На современном этапе  функционирования рыночной экономики, без использования компьютерной техники и автоматизированных систем обработки информации практически не может обойтись ни одна фирма, поэтому при разработке программы маркетинга необходимо  учесть все необходимые для реализации продукции затраты и их окупаемость.

 - разработка и осуществление развития производства, переработки и сбыта продукции;

- развитие  дистрибуции, представленности и наращивание темпов продвижения;

 - организация сбыта подсолнечника и продуктов его переработки;

- разработка, обоснование и представление в государственные органы предложений по уровню цен на подсолнечник, материально - техническому

обеспечению, кредитованию и другим мерам государственной  поддержки и регулирования развития масложировой отрасли;

-  продуманный  выбор каналов и методов сбыта, способа выхода на рынок, определение системы товародвижения и расходов на доставку товара потребителю; определение форм и методов стимулирования сбыта и необходимых для этого затрат.

- Совершенствование  работы служб логистики и своевременное  проведение маркетинговых исследований  с целью прогнозирования ситуации  на рынке и выработки характерной  стратегии поведения.

 

   Для сбалансированности и устойчивости рынка подсолнечника следует использовать всю совокупность мер по его регулированию, т.к. только ограничительные меры в области внешней торговли без поддержки производителей не способствуют развитию производства.

 

 

 

2 ОРГАНИЗАЦИОННО- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ  ОАО «КИРОВСКИЙ МАРГАРИНОВЫЙ  ЗАВОД»

2.1 Местоположение и специализация  предприятия

    Кировский маргариновый завод вошел в строй действующих в 1973 году с проектной мощностью 56 тыс. тонн маргариновой продукции и 2,5 тыс. тонн майонеза в год. С 1986 года завод работает в условиях самофинансирования и самоокупаемости. В марте 1993 года в связи с переходом страны на рыночные отношения было учреждено акционерное общество открытого типа «Кировский маргариновый завод» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества" от 1 июля 1992 года № 721 путем преобразования государственного предприятия "Кировский маргариновый завод" и является его правопреемником. Общество зарегистрировано администрацией Ленинского района г. Кирова 26 января 1993 года, регистрационный номер 11- 32-КЛР. Общество создано без ограничения срока его деятельности.

    Открытое акционерное общество «Кировский маргариновый завод» является юридическим лицом по действующему законодательству РФ, имеет самостоятельный баланс, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения, расчетные, валютный и другие банковские счета, а также штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации. Общество для достижения целей своей деятельности вправе от своего имени совершать сделки, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество является собственником имущества, учитываемого на его самостоятельном балансе, включая имущество переданное Обществу в оплату акций.

   Основным документом общества является Устав. В соответствии с Уставом, капитал общества разделен на определенное количество долей-акций, номинальной стоимостью 1 рубль. Он составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, а именно из: 195 штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 400 рублей.           Уставный капитал на 31.12.2010г. составляет 78350 рублей.                 Общество вправе размещать привилегированные именные акции типа «Б» в количестве 350 (триста пятьдесят) штук номинальной стоимостью 1 (один) рубль каждая (объявленные акции). Акции завода распространяются в свободной продаже. 51% акций находится у работников предприятия (распространение осуществлялось в зависимости от рабочего стажа), 24% - привилегированные акции, принадлежащие фонду имущества, большой процент акций у поставщиков завода.

   Целью общества является извлечение прибыли. Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Юридический адрес предприятия: 610033, г. Киров, ул. Московская, д.112

 

Общество  осуществляет следующие основные виды деятельности:

 

  • производство и реализация маргариновой продукции, кулинарных жиров, горчицы и майонеза, расфасовка растительного масла;
  • торгово-закупочная, посредническая деятельность;
  • общественное питание;
  • внешнеэкономическая деятельность.

Информация о работе Экономическая эффективность производства и сбыта растительного масла (на примере ОАО "Кировский маргариновый завод")