Экономическая эффективность производства и реализации продукции на примере СХА «Заря»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:36, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является экономическая эффективность производства и реализации продукции в СХА «Заря». Объектом исследования курсовой работы являются процесс производства и реализации сельскохозяйственной продукции СХА «Заря».
Для реализации поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты эффективности производства и реализации продукции;
- ознакомиться с экономической характеристикой предприятия и проанализировать его деятельность за три последние года;
- разработать мероприятия по повышению эффективности производства и реализации продукции.

Содержание

Введения ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты эффективности производства и реализации продукции ……………………………………………………………………………5
1.1.Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия…..5
1.2.Особенности процесса реализации и показатели его эффективности.12
Глава 2.Экономическая эффективность производства и реализации продукции СХА «Заря»………………………………………………………………………....16
2.1. Экономическая характеристика СХА «Заря»…………………………16
2.2. Эффективность производства продукции СХА «Заря»……………...21
2.3. Эффективность реализации продукции СХА «Заря»…………………

Глава 3. Основные направления повышения эффективности производства и реализации продукции………………………………………………………………..36
Выводы и предложения…………………………………………………………... 39
Список используемой литературы………………………………………………...41
Приложения………………………………………………………………………...42

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.doc

— 296.50 Кб (Скачать документ)

     Максимальный  денежный отток –  это наиболее отрицательное значение чистой текущей стоимости, рассчитанной нарастающим итогом. Этот показатель отражает общую стоимость предпринимательского проекта и увязывает ее с источниками финансирования затрат.

     Точка (норма) безубыточности – это минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором достигается «нулевая прибыль», то есть равенство доходов от продаж приводит к появлению прибыли. Точка безубыточности находится графическим и аналитическим способами. Графически точка безубыточности находится на пересечении линий объема продаж и полных издержек производства (в разбивке последних на постоянные и переменные). Аналитически точка безубыточности определяется по формуле:

     Нопости/(Цедпер)

    где Но - точка (норма) безубыточности по объему реализации продукции в натуральных единицах; Ипост - суммарные постоянные издержки производства; Цед - удельная цена продукции, руб.; Ипер -  удельные переменные издержки производства, руб. [3]

     Развитие  любого производства всегда требует  определенного времени. Количественное определение экономического значения фактора времени основывается на соизмерении затрат и результатов со временем и опирается на приведение (дисконтирование) стоимости будущих затрат (капитальных вложений) и результатов (прибыли) к единому моменту времени связан с использованием коэффициента приведения (дисконтирования), рассчитываемого по формуле сложных процентов:

     Ввр=(1 + Ед)t ,

     где Ввр - коэффициент приведения разновременных затрат и результатов в сопоставимый вид с целью измерения; Ед - норма дисконта для соизмерения разновременных затрат и результатов, равная ставке банковского процента за кредитные ресурсы или внутреннему коэффициенту эффективности предприятия, %; t - год приведения.

     Другим  не менее известным методом оценки денежных доходов является метод рентабельности, характеризующий размер полученной прибыли в зависимости от объема продаж и стоимости активов предприятия. На основе прибыли рассчитываются следующие показатели:

  • рентабельность общая (Робщ) рассчитывается как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных производственных фондов:

    Робщб /(Осб),

     где Пб - балансовая прибыль; Ос и Об - среднегодовая стоимость основных и нормированных оборотных производственных средств;

  • фондоотдача  Фот = С / Ос ;
 

         и фондоемкость Фемк = Ос / Q, 

     где Q – выпуск продукции. Фондоотдача - это выпуск продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости основных фондов; фондоемкость - это среднегодовая стоимость основных фондов, приходящаяся на 1 руб. продукции;

  • рентабельность продаж (оборота):

Рп=(Прибыль/Объем продаж)*100 %

     Прибыль (валовая или чистая) и объем продаж берутся за один и тот же отчетный период, как правило, за год;

  • рентабельность основного капитала:

Рок=(Прибыль/Основной капитал)*100 %

  • рентабельность собственного капитала:

Рск=(Прибыль/Собственный капитал)*100 %

     Рентабельность  собственного капитала характеризует эффективность использования капитала, инвестированного в производство за счет собственных источников финансирования.

     Важным  показателем является и объем продаж. По объему продаж судят о масштабах деятельности фирмы, ее производственных возможностях. Анализ объема продаж за ряд лет дает представление о темпах роста производства фирмы. Объем продаж используется для определения оборачиваемости активов предприятия (Коа) и оборачиваемости основного капитала (Кок):

     Коа=Объем продаж/Общая сумма активов

     Кок=Объем продаж/Основной капитал.

     Конкурентоспособность фирмы связана с конкурентоспособностью ее продукции. Увеличение объема продаж, как правило, ведет к увеличению прибыли, росту показателей рентабельности. Загрузка производственных мощностей, увеличение портфеля заказов, увеличение капиталовложений в производство свидетельствуют о повышении конкурентоспособности предприятия.

     Показатели  финансового состояния  предприятия 

    Финансовое  состояние предприятия характеризуется платежеспособностью, прибыльностью, эффективностью использования активов и собственного (акционерного) капитала, ликвидностью.

    Платежеспособность  предприятия - способность выполнять свои внешние (краткосрочные и долгосрочные) обязательства, используя свои активы. Коэффициент платежеспособности (Кп) определяется соотношением: 

     Кп=(Собственный капитал/Общие обязательства)*100 %

     Коэффициент измеряет финансовый риск, то есть вероятность  банкротства. Высокий коэффициент платежеспособности отражает минимальный финансовый риск и хорошие возможности для привлечения дополнительных средств со стороны.

     Ликвидность предприятия отражает его способность вовремя оплатить предстоящие долги (обязательства), или возможность превратить статьи  актива баланса (основные и оборотные средства, включая ценные бумаги и прочие активы) в деньги для оплаты обязательств.

     Коэффициент общей ликвидности (Кол) определяется отношением:

Кол=(Оборотные средства в деньгах/краткосрочные обязательства)

     Чем выше Кол, тем выше платежеспособность фирмы.

     Коэффициент покрытия (Кпо) определяется отношением:

Кп=(Все оборотные средства/Краткосрочные обязательства)

    Коэффициент показывает, в какой мере краткосрочная  задолженность предприятия покрывается  его оборотными активами. Выбор и  использование тех или иных показателей  диктуется целями проводимого анализа. Следует отметить, что для определения реального состояния дел предприятия необходим анализ его баланса и основных показателей не менее чем за три года. [9] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      1.2.Особенности процесса  реализации и показатели  его эффективности 

     Организация сбыта продукции является завершающей  стадией производственного цикла. В условиях рыночной экономики это  один из важнейших этапов работы всего  предприятия и каждого работника.

     Процесс реализации продукции можно разделить  на четыре периода. Первый период фактически сводится к заключению договоров на поставку продукции. Второй включает составление плана реализации продукции и остатков нереализованной продукции на складе отдела сбыта предприятия. В третьем периоде реализации происходит отгрузка продукции потребителям. Важное значение этот период имеет при оценке выполнения обязательств по реализации продукции. Процесс реализации заканчивается четвертым периодом, который характеризуется поступлением денег на расчетный счет предприятия-поставщика.

     На процесс реализации оказывают влияние многие факторы, среди которых можно назвать следующие:

  • установленные сроки поставки продукции;
  • увеличение выпуска продукции за счет прироста и улучшения использования производственных мощностей и основных фондов;
  • производительность труда;
  • ввод в действие новых мощностей и оборудования;
  • обеспечение равномерной загрузки производственных подразделений;
  • повышение серийности производства;
  • количество рабочих дней в каждом квартале;
  • сезонность и сменность работы;
  • сезонность реализации продукции;
  • возможность выбытия основных фондов, а также остановки отдельных цехов по различным производственно-техническим или организационным причинам;

    снятие  с производства устаревших, нерентабельных изделий. [6] 
 

Показатели  эффективности реализации продукции 

     В условиях рыночной экономики получение  прибыли является непосредственной целью производства. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования предприятия, поскольку только ее накопление в виде различных резервных фондов помогает преодолевать последствия риска, связанного с реализацией товаров на рынке. На рынке предприятия выступают обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает еще получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.

     Если  выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие превышает установленный объем затрат и получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит предприятие в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

     На  каждом предприятии формируется  четыре показателя прибыли:

  1. Балансовая прибыль. Основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
  2. Валовая прибыль. Рассчитывается для целей налогообложения.
  3. Прибыль, облагаема налогом.
  4. Прибыль, не облагаемая налогом.
 
 

Балансовая  прибыль

     Балансовая  прибыль включает три основных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализованных операций.

     Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия. Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разность между выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию.

     По  реализации продукции, имеющей натурально-вещественную форму, расчет прибыли ведется исходя из выручки и полной себестоимости продукции, определяемыми на объем реализуемой продукции в натуральном выражении.    

     Прибыль от реализации продукции равна сумме  прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало периода, прибыли от выпуска товарной продукции отчетного периода и прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на конец периода.

     Прибыль от выполнения работ или оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли от реализации продукции.

     Прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия представляет собой финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыль (убыток) от прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

Информация о работе Экономическая эффективность производства и реализации продукции на примере СХА «Заря»