Эффективные методы организации внутрифирменных исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание

Исследование – это целенаправленное познание чего- либо, результаты которго выступают в виде системы понятий, законов и моделей, характеризующих изучаемый предмет или явление.
Исследование включает в себя:
- распознавание проблем и ситуаций;
- определение их происхождения;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
1. Методы исследования систем управления организации…………………………5
2. Формы Анализа………………………………………………………………….….9
3. Классификация методов исследования…………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………

Работа состоит из  1 файл

Василенко.doc

— 227.50 Кб (Скачать документ)

СРАВНЕНИЕ – это один из наиболее распространённых методов познания. Сравнение позволяет  установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения выявляется то общее, что присуще двум или нескольким объектам. Сравнение должно удовлетворять двум основным требованиям:

1.   Сравниваться должны лишь те  явления, между которыми может 

      существовать определённая объективная общность.

2.   Для познания объектов их сравнение  должно осуществляться по наиболее 

      важным, существенным признакам. 

ОПИСАНИЕ  – это специфический метод  получения эмпирико – теоретического знания. Его сущность в систематизации данных, полученных в результате наблюдения, эксперимента, измерения.  Благодаря систематизации фактов, обобщающих отдельные стороны явлений, явление, процесс, предмет отражаются в целом как система. В процессе описания устанавливаются не только факты, но и зависимость между ними: последовательность, одновременность, причинность, взаимосвязь, взаимоисключение.  
 

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ. 

          «Классическая  теория научного менеджмента», доктрина  « человеческих  отношений»,  а  также развитие социологии стали базой для современных зарубежных теорий управления, которые представлены несколькими школами:

1.    « ЭМПИРИЧЕСКОЙ ШКОЛОЙ».

Данная  школа базируется на изучении и обобщении  опыта управления, изучение традиционной практики управления образовательным учереждением. Считая управление – искусством, данная школа выбрала объектом своих исследований менеджера, имеющего управленческий опыт. На основе изучения опыта работы вырабатываются инструкции, другие локальные акты с целью их использования в практической деятельности. Вслед за эим рационализируются организационные структуры управления.

2.    « ШКОЛОЙ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ».

Данная  школа предпринимает попытку  создать « теорию управления», рассматривая социальную организацию как комплексную  систему с рядом составляющих её подсистем, к которым относятся: индивид, формальная структура, неформальная структура, статусы и роли, физическое окружение. Представители школы пытаются исследовать мотивы поведения человека в организации, выявить его ценностную ориентацию, систему побудительных стимулов к деятельности. Большое значение придаётся отличию, престижу, личной власти, гражданственности, гордости за мастерство, чувству соответствия целям, патриотизму. Главными факторами являются цель и оптимальные пути её достижения. Материальный стимул является важным, но не единственным.

3.     « НОВОЙ ШКОЛОЙ».

Данная  школа предусматривает широкое  применение в процессе управления кибернетики  и теории автоматического управления. Основная её цель – это повышение  эффективности решений.

       Следующий этап развития управления был связан с использованием теории систем и  науки об информации. В результате применения в управлении опыта  исследования операций и теории автоматического  управления и кибернетики, появился системный подход, системный анализ, главной задачей которого является повышение эффективности работы организации в целом.

       КИБЕРНЕТИКА- это наука об общих закономерностях процессов управления и связи в организованных неживых, живых и ощественных системах. Ею сформулированы исходные принципы, которые лежат в основе педагогического управления. Это положение позволяет рассматривать процесс обучения в качестве самоуправлемой системы. В этой связи процесс обучения представляет собой систему двух основных блоков:

1.  Управляющего  – педагогический коллектив.

2.  Управляющего  – контингент обучаемых.

Взаимодействие  между блоками осуществляемтся  посредством прямых и обратных связей, реализуемых через содержание обучения.

         СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД характеризуется:

-    формированием целей и установлением их иерархии;

-    получением максимального эффекта  в достижении поставленных целей 

     путём сравнительного анализа  альтернативных путей и методов 

     достижения целей,

     и осуществления выбора;

-    количественной оценки целей  и средств их достижения.

       СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД в управлении стал отправной точкой для дальнейших исследований в области управления. Из общей теории ситсем известно, что никакие свойства изолированного объекта не могут быть исследованы без учёта свойств составляющих его элементов, характера их взаимосвязи и взаимодействия. С одной стороны объект рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов, образующих систему, а с другой стороны, часть внешней среды, непосредственно взаимодействующая с объектом, может рассматриваться как составляющая система более высокого порядка, в которой другой составляющей является сам объект. Она может рассматриваться и как совокупность внешних возмущающих факторов, воздействующих на объект.

4.     « СИТУАЦИОННОЙ ТЕОРИЕЙ».

Данная  теория ставит своей целью переориентировать теории управления в практику управленческой дестельности. Так как конкретные ситуации в образовательном учреждении разнообразны и невозможно анализировать их с точки зрения современной теории организации, нужно разрабатывать ситуационные принципы, которые могут быть полезными в конкретных деловых ситуациях.

       СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД к управлению исследует, какие модели управления в каких условиях внешней среды оказываются наиболее эффективными и на основании этого предлагаются решения о построении системы управления для конкретных условий. Основатели ситуационной теории в её современном понимании, американские учёные П. Лоуренс и Дж. Лорш, считают, что особенности внешней среды являются главными факторами, определяющими эффективность организационной  дифференциации и интеграции.

       СИТУАЦИОННЫЙ  ПОДХОД дополняет системный подход, его иногда называют функциональным, так как он развивает идеи классической теории управления, обогащая их идеями поведенческого, системного и ситуационного подходов, а управление в нём рассматривается как целостный процесс реализации управленческих функций.

5.      « ШКОЛОЙ МАРКЕТИНГА». 
 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ. 

       АЛГОРИТМ  – это технология решения проблемы, предуссматривающая не только последовательность и параллельность различных операций, но и возможности их неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодейстия проблем.

       Весь  ход экономических систем  можно  представить в виде АЛГОРИТМА:

1.   Выбор и обоснование актуальности  темы исследования. Выделение

       решаемой проблемы и противоречий.

2.    Общее ознакомление с проблемой  исследования, определение её внешних  границ.

3.    Формулировка целей исследования  и постановка конкретных

        задач исследования.

4.    Определение объекта и предмета  исследования.

5.     Разработка гипотезы исследования.

6.     Построение программы и плана  исследования.

7.     Выбор методов и разработка  методик проведения исследования-

        социологические, формальные, экспертные.

8.     Непосредственное исследование. Организация  и проведение эксперимета. 

        Проверка гипотезы.

9.     Обобщение и синтез экспериментальных  данных.

10.   Формулировка предварительных выводо, их апробирование и уточнение.

11.   Формулировка и обоснование заключительных  выводов, оценка 

        полученных результатов, разработка  практических рекомендаций.

12.   Описание процесса исследования  и его результатов.

13.   Обсуждение результатов исследования.

14.   Внедрение полученных результатов н а практику.

ТЕХНОЛОГИЯ  – это вариант рационального  построения процесса исследования. Наиболее простой, элементарной технологией  явялется ЛИНЕЙНАЯ технология. Она  заключается в последовательном проведении исследований по этапам:

1.     Постановка проблемы.

2.     Формулировка задач её решения.

3.     Выбор методов исследования.

4.     Проведение анализа и поиска  позитивных решений.

5.     Экспериметальная проверка решения.

6.     Разработка инноваций.

Такая технология может быть эффективной в случае решения сравнительно простых исследовательских проблем. Многие схемы рациональных технологий предполагают возможность параллельного выполнения работ или операций.

         Бывают проблемы в исследовании, решение которых  трудно представить заранее в определённой технологической схеме, трудно предвидеть, какие этапы необходимы для определения окончательного результата, и существует ли он по этой проблеме. В данном случае используются технологии АДАПТИВНОГО типа. Суть их заключается в последовательной корректировке технологической схемы по мере проведения каждого из этапов исследований.

         Если цель исследований – частные изменения системы, используется технология ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Она  построена на оценке существующего качества управления и  в поиске непринципиальных, незначительных, но реальных изменений качества. Такая технология позволяет проводить исследования при незначительных ресурсах, избегать рисков инноваций, повысить надёжность преобразований.

         В области исследования существуют и технологии СЛУЧАЙНОГО поиска. На первом этапе такой технологии не предполагается много внимания уделять постановке проблемы, её выбору, обоснованию. Берётся любая проблема и на её основе проводится исследование по смежным проблемам, устанавливаются связи, заполняется решениями « поле проблем», определяется, таким образом, траектория развития. Она и показывает главную прблему, на которой необходимо сосредоточить внимание. 

ПРОЦЕСС ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ. 

Процесс исследования систем управления организации включает следующие этапы:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА АНАЛИЗА.

1.  Определяется анализируемая система управления;

2.  Формируются цели и задачи;

3.  Производится первичная декомпозиция системы с выделением

     управляющей подсистемы, объектов управления и окружающей среды.

4.  При необходимости выделяются подсистемы и факторы окружающей

     среды, оказывающие положительное и отрицательное влияние на

     функционирование системы;

5.  Устанавливаются виды и формы воздействия управляющей подсистемы и

     реакции объектов  управления, а также воздействий окружающей среды.

6.   Определяются основные требования, предъявляемые к системе, и формируется

      общий алгоритм функционирования, реализуемый в ссответствии с заданными

       целями и задачами управления. 

                        

2.     Формы Анализа. 
 

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ. 

      При этом детально изучается состав системы  управления, устанавливаются связи  и отношения между её элементами. Результатом структурирования являются различные варианты структур анализируемой системы, позволяющие определить характеристики и отдельные частные недостатки выделенных элементов и связей между ними и наметить пути их устранения.

             СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ проводится  с целью исследования статистических характеристик системы путём выявления в ней подсистем и элементов различного уровня и определения отношений и связей между ними. Объектами исследования структурного анализа являются различные варианты формируемых в процессе декомпозиции системы структур, позволяющие всесторонне оценивать свойства системы.

Информация о работе Эффективные методы организации внутрифирменных исследований