Эффективность деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:48, курсовая работа

Описание

Гомельский мотороремонтный завод, являясь в Республике Беларусь единственным производителем вакуумных насосных установок и специализированным на ремонте гидропривода кормоуборочных и зерноуборочных комбайнов, имеет ряд проблем, связанных с низкой рентабельностью продукции, снижающимся уровнем её производства, большими запасами продукции на складе, нестабильным финансовым положением и т.д.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
1. Эффективность – как главная экономическая категория…………………………...4
1.1.Понятие экономической эффективности…………………………………….…….4
1.2. Показатели эффективности деятельности предприятия………………………...5
2. Анализ производственно-финансовой деятельности Гомельского мотороремонтного завода……………………………………………………………………………….. 9
2.1.Анализ выпуска и реализации продукции…………………………………….….10
2.2.Анализ основных фондов предприятия……………………………………….….15
2.3. Анализ финансового положения ГМРЗ…………………………………………16
3. Пути повышения эффективности деятельности мотороремонтного завода……...20
3.1.Реорганизация отдела маркетинга на Гомельском мотороремонтном заводе...20
3.2. Повышение эффективности путём применения инструментов товарной политики на предприятии………………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………………….…34

Работа состоит из  1 файл

Эффективность деятельности(мотороремонтный завод).doc

— 1.37 Мб (Скачать документ)

     Результат производственной деятельности определяется характером этой деятельности, его специфическими целями. Он выражается показателями объёмов хозяйственной деятельности, прибыльностью, снижением затрат (издержек), улучшением социальных и экономических условий и т.д.

     Сопоставление отдельных величин разных видов  результатов и затрат позволяет  определить величину или изменение  данного соотношения, например: производительность, фондоотдача, материалоёмкость, капиталоёмкость и т.д.

     Многочисленность  видов затрат и различие тенденции показателей эффективности требуют их соизмерения, что достигается применением обобщающих показателей  эффективности. К ним относятся: прибыль, рентабельность производства, рентабельность текущих затрат, рентабельность капитала и т.д.

     Формирования показателей эффективности предприятия характеризует структурно-логическая модель факторной системы (рис 1.1.)

     

     

     

 
 
 

Рис 1.1. Структурно-логическая модель факторной  системы эффективности производства. 
 

     В целом эффективность деятельности предприятия можно показать с помощью  обобщающих показателей  эффективности. (см. прилож 1).

     Если  на уровне рабочего места, участка, цеха возможно измерить  эффективность  или с помощью соотношение  затрат и выпуска  в натуральном  выражении или с помощью технико-экономических показателей, то уже с повышением уровня агрегирования происходит переход к соотношению финансовых показателей затрат и выпуска, что и позволяет их измерить.

       Следовательно, показатели для  оценки эффективности должны  выбираться путём соотношения “затраты - результаты”. Система связей факторов, через которые изменение эффективности  влияет на издержки производства, цены, доходы, позволяет осуществлять управление и контроль над производством, оценить альтернативные средства изменения эффективности, имеющиеся в распоряжении предприятия, определить значение прошлых и возможных будущих производственных решений и нововведений. 
 

     При анализе и оценке эффективности  деятельности предприятия необходимо учитывать:

  1. изменение потребности в каждом виде затрат на единицу продукции;
  2. изменение пропорций затрат как для учёта возможностей их размещения, так и  для различий в изменении эффективности использования основных и второстепенных видов затрат;
  3. изменения во всей системе соотношений показателей эффективности, чтобы иметь возможность их корректировать в соответствии  с данными критериями;
  4. различие в эффективности использования ресурсов при полном и неполном их использовании.

    Повышение эффективности производства предполагает:

    • освоение и модернизация выпускаемой продукции;
    • внедрение в производство новых машин, оборудования, инструмента, новы материалов;
    • использование новых технологий и способов производства продукции;
    • усовершенствование и применение новых прогрессивных методов у правления, средств и методов организации и управление производством.

      

     Однако  реализация многих направлений в  области повышения эффективности  деятельности предприятия тормозится внешними факторами, а именно: 

  • часто изменяющееся и несовершенное налоговое законодательство;
  • нестабильная социально-политическая ситуация;
  • высокие темпы инфляции;
  • низкая  инвестиционная привлекательность в республике;
  • непрогрессивность проводимых экономических реформ;
  • рост цен на топливо и электроэнергию и т.д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.  Анализ производственно-финансовой деятельности Гомельского мотороремонтного завода. 

    На  сегодняшний день Гомельский мотороремонтный  завод находится в трудном  экономическом положении, что связано  со следующими проблемами, отражёнными  в таблице 2.1. 

                                                                                                          Таблица 2.1.1.

Проблемы  деятельности ГМРЗ. 

    Существующие  проблемы Пути  решения
    Отсутствие  гарантированного притока оборотных средств 1. Решение проблемы  с погашением задолженности через отсрочку платежей;

    2. Разработка  и утверждение нормативов минимальной рентабельности и гарантий оплаты поставок.

    Неадекватно-допустимый уровень рентабельности
    1. Определение целесообразности возможной ликвидации производства нерентабельной продукции;
    2. Увеличение выпуска продукции с максимальной рентабельностью и спросом;
    3. Выработка стратегии поведения предприятия на рынке;
    4. Производство только продукции, рентабельность которой превышает минимально-допустимую (установленную);
    5. Проведение экономических расчётов по каждому виду продукции о целесообразности выпускаю
    Низкая  эффективность продаж
    1. Реорганизация отдела маркетинга;
    2. Постоянный анализ заключаемых контрактов и договоров и исключение клиентов, не отвечающих требованиям по гарантиям выплат и др.
    3. Совершенствование технологических процессов с целью снижения переменных издержек на материалы и топливо;
    4. Постоянный анализ поставщиков материалов, комплектующих, с целью выявления наиболее приемлемого по цене и качеству.
    Большие запасы готовой продукции на складе
    1. Реорганизация отдела маркетинга с целью поиска новых рынков сбыта,  выход на новые сегменты и т.д.
    2. Обновление ассортимента продукции, модернизация и улучшение выпуска существующей продукции.
    Старый  парк оборудования и устарелые технологии
    1. Привлечение кредитов и инвестиций.
    2. Совершенствование технологий.
 
 
 

    На  современном этапе можно определить миссию Гомельского мотороремонтного завода – содействие в повышении  благосостояния граждан и предприятий  Республики Беларусь на основе организации  промышленной деятельности по ремонту сельскохозяйственной техники и агрегатов, выпуску вакуумных насосных станций для машинного доения крупного рогатого скота.

    Для реализации миссии предприятие должно достичь следующих целей:

  1. Поэтапный эволюционный процесс улучшения своих позиций на уже освоенных рынках и проникновение на новые и закрепление на них, определённые экономической целесообразностью, интересами клиентов и самого предприятия.
  2. Максимальное привлечение целевых безвозмездных и низкопроцентных финансовых и материальных инвестиций.
  3. Организация производственного процесса на основе системы управления качеством и управления издержками.
  4. Оптимальная децентрализация структуры ГМРЗ, компьютеризация управления и оптимизация информационных управленческих потоков.

    Для более глубокого содержания работ, заключённых в миссии предприятия , покажем их суть, разбив их по областям деятельности:

          1.Область производственной деятельности:

    • маркетинговая и производственная политика должна осуществляться на основе;
    • производства и ремонта сельскохозяйственной техники и агрегатов, организуемых по критерию оптимизации производительности  с минимизацией издержек;
    • создание и обеспечение эффективной системы качества и агрессивного быстрореагирующего маркетинга;
    • применение современных методов управления материальными потоками  на основе логистики с применением компьютеризированных систем обработки информации.

            2.Финансово- экономическая политика  предприятия должна осуществляться  на основе разработки и внедрения  системы  планирования  и контроллинга ,базирующихся на финансовых инструментах , позволяющих заводу функционировать на основе оптимального сочетания самофинансирования и использования кредитных ресурсов.

      3.Область управления.

      - реорганизация структуры управления  на основе оптимальной децентрализации и организации информационно-управленческих потоков, позволяющих с высокой эффективностью делегировать полномочия по принятию решения.

      - работа с персоналом, клиентами  должна осуществляться на основе  создания благоприятной системы взаимоотношений. 

2.1.Анализ  выпуска и реализации  продукции. 

    Гомельский  мотороремонтный завод является крупнейшим предприятием, специализированном на ремонте гидропривода кормоуборочных и зерноуборочных комбайнов, капитальном и текущем ремонте двигателей, а так же он является единственным в Республике Беларусь производителем насосных станций для машинного доения крупного рогатого скота.

    Предприятие осуществляет следующие виды экономической  деятельности согласно Общегосударственному Классификатору Республики Беларусь “ОК РБ 005 - 96”:

    29119 – Ремонт тракторных дизельных  двигателей;

    29122 – Производство вакуумных водокольцевых  насосов, насосных станций;

    29129 – Ремонт насосов и компрессоров;

    29149 – Ремонт агрегатов, узлов  и деталей к сельскохозяйственным машинам и технике;

    29249 – Переоборудование автомобилей  для работы на дизельном топливе;

    29319 – Производство оборудования  для животноводства и кормопроизводства,  производство дизельных установок,  аппаратов индивидуального доения;

    29329 – Ремонт машин и оборудования, используемых в сельском хозяйстве и лесоводстве;

    25240 – Производство изделий из  пластмасс, производственно-технического  назначения, товаров народного потребления и другие.

     Структура выпуска товарной продукция  предоставлена на рис.2.1.1. 
 

Рис.2.1.1. Структура выпуска товарной продукции  за 2000 год. 

    Данные  прилож. 2. свидетельствуют о том, что для ГМРЗ выпуск насосных станций, капитальный ремонт двигателей, переоборудование трактора Т-150, ремонт комбайна  являются основополагающими.

    По  данным прилож.3 можно сделать вывод о том, что с 1990 года наблюдается явное снижение выпуска и ремонта двигателей (Д-50, Д-50Л, Д-240, Д-242), аппарата питающего, выпуска насосных станций, переоборудование трактора Т-150 К.

      Это вызвано объективной причиной – уменьшением заказов от сельхозпредприятий, что объясняется наблюдающимся экономическим кризисом, ростом инфляции, снижением платёжеспособности сельхозпредприятий, колхозов и совхозов, а также их многочисленной ликвидацией.

    Проведен  анализ реализации продукции в таблице 2.2., основанный на данных прилож. 4,5.

    Таблица 2.1.1

    Анализ  выпуска и реализации продукции  ГМРЗ за 1998 – 2000 годы.

Показатели 1998год 1999 год 2000 год  Отклонение от 1998 года, % Отклонение от 1999 года, %
1. Остатки готовой  продукции на начало года:          
1.1. В действующих  ценах 5075 26432 36258 714,012 137,17
1.2. В сопоставимых ценах 2000 года 49912,6 92512 36258 72,63 39,19
2. Выпуск товарной продукции          
   
В действующих  ценах
130634 398272 1294500 990,9 325,029
  В сопоставимых ценах 2000 года 1288456 1506209 1294500 100,5 85,94
3. Реализация  продукции          
   
В действующих  ценах
109277 388446 1073314 982,1957 276,309
  В сопоставимых ценах 2000 года 1077809 1359561 1073314 99,583 78,9456
4. Остатки готовой  продукции на конец года          
  В действующих  ценах 26432 36258 257444 973,986 710,03
  В сопоставимых ценах 2000 года 260707,4 289518 257444 98,750 187,747

Информация о работе Эффективность деятельности предприятия