Государственное регулирование рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 10:31, курсовая работа

Описание

В настоящей работе мы рассмотрим необходимость и методы государственного регулирования рыночных отношений и проблемы правового и ценового регулирования деятельности в области оказания услуг связи, а также установление тенденций и перспектив дальнейшего развития и совершенствования регулирования деятельности в области телекоммуникационных услуг.

В первой части рассмотрена необходимость регулирования энономики в условиях рынка, методы и цели государственного регулирования.

Во второй части рассмотрено регулирование государством отрасли связи, лицензирование и тарификация телекоммуникационных услуг.

В третей части проанализировано регулирование деятельности оператора связи на примере ОАО «Уралсвязьинформ», обозначены проблемы в сфере государственного регулирования отрасли.

Работа состоит из  1 файл

курс.пр. экономика.doc

— 270.00 Кб (Скачать документ)

     Затраты Общества в 2009 году составили 32 412,2 млн.руб. (96,9% к уровню 2008 года), в абсолютном выражении снижение затрат составило 1 044,2 млн. руб. 

     Таблица 4. Структура расходов

Статья  затрат Единица измерения 2008 2009 Темп  изменения показателей, % Удельный  вес в затратах 2009,%
Амортизация основных средств млн. руб. 5 254,1 6 079,9 115,7% 18,8%
Затраты на оплату труда млн. руб. 7 345,7 6 374,5 86,8% 19,7%
Отчисления  на социальное страхование млн. руб. 1 475,1 1 351,9 91,6% 4,2%
Материальные  затраты млн. руб. 2 199,1 2 028,8 92,3% 6,3%
Расходы по услугам операторов связи млн. руб. 5 675,3 5 263,2 92,7% 16,2%
Расходы по услугам ОАО «Ростелеком» млн. руб. 163,3 399,4 244,6% 1,2%
Услуги  сторонних организаций млн. руб. 3 283,5 2 663,6 81,1% 8,2%
Прочие  расходы млн. руб. 8 060,3 8 250,9 102,4% 25,4%
ИТОГО млн. руб. 33 456,4 32 412,2 96,9% 100,0%
 

     Основными отличиями структуры затрат Общества в 2009 году по сравнению с 2008 годом является рост доли амортизационных отчислений, снижение доли расходов на оплату труда и расходов на услуги сторонних организаций.

     Затраты на оплату труда составили в 2009 году 6 374,5 млн. руб. (86,8% к уровню 2008 года). Отчисления на социальное страхование составили в 2009 году 1 351,9 млн. руб., снижение к 2008 году 91,6%. Удельный вес затрат на оплату труда и отчисления на социальное страхование в затратах в 2009 году – 23,9%, в 2008 – 26,4% (удельный вес в выручке в 2009 году – 19,0%, в 2008 году – 21,7%).

     Увеличение  суммы амортизационных отчислений на 826 млн. руб. связано с вводом новых  объектов в эксплуатацию. Ввод в  эксплуатацию основных фондов за 2009 год  составил 4 342,2 млн. руб. (за 2008 год – 9 802,4 млн. руб.).

     Прирост расходов по услугам ОАО «Ростелеком» за 2009 год в сравнении с 2008 годом составил 236,1 млн. руб. (244,6%). Рост расходов по ОАО «Ростелеком» по пропуску трафика обусловлен переводом существенной части пропускаемого магистрального трафика на ОАО «Ростелеком» в 4 квартале 2008 года с целью снижения затрат по статье «международное/междугороднее завершение вызова».

     Рентабельность  по прибыли от продаж в 2009 году составила 25,7%, против 21,3% в 2008 году (изменение +4,4 п.п.). Рентабельность по чистой прибыли: 2009 год – 12,6%, 2008 год – 8,0% (изменение +4,6 п.п.). Показатель EBITDA – 15 471,2 млн. руб. (115,7% к 2008 году). Удельный вес показателя EBITDA в выручке – 37,9% (изменение +4,6 п.п.). 

     Таблица 5. Основные показатели эффективности деятельности Общества

Наименование показателей Единица измерения 2008 2009 Темп  изменения показателей (в %)
Рентабельность  по прибыли от продаж % 21,3 25,7 +4,4 п.п.
Рентабельность  по чистой прибыли % 8,0 12,6 +4,6 п.п.
Себестоимость на 100 руб. выручки руб. 82,4 79,6 96,6%
EBITDA млн. руб. 13 367,6 15 471,2 115,7%
EBITDA маржа % 32,9 38,0 +5,1 п.п.
Выручка на линию руб. 4 437,2 4 302,7 97,0%
Прибыль на линию руб. 779,0 879,9 112,9%
Выручка на работника тыс. руб. 1 725,4 1 876,8 108,8%
Прибыль от продаж на работника тыс. руб. 302,9 383,8 126,7%
Количество  линий на работника шт. 389 436 112,1%
 

     Факторы, связанные с действиями органов власти, регулирующих деятельность субъектов в отрасли связи и телекоммуникаций:

     - появление новых требований к  операторам (в частности, требования по добровольной сертификации услуг, сетей, систем безопасности и т.д.);

     - изменение принципов установления  тарифов на услуги связи;

     - исключение из перечня лицензионных  услуг лицензии на услуги связи  по передаче данных для целей  передачи голосовой информации (Voice Over IP);

     - предоставление абонентам возможности  перехода к другим операторам  с сохранением телефонного номера  и т.п.

     Оценка  вероятности наступления данной группы событий и их влияния на экономические результаты Общества сформирована на основе мониторинга различных информационных источников, которые позволяют делать выводы о намерении органов по регулированию отрасли связи в части изменения существующих регулирующих правил отрасли. Выводы о потенциальных экономических последствиях для деятельности Общества были использованы для формирования ряда мероприятий по минимизации нежелательного влияния вышеприведенных факторов:

     - развитие новых услуг связи,  диверсификация бизнеса;

     - проведение мероприятий по улучшению  системы управления сетью связи  и повышению прозрачности системы управления компанией;

     - модернизация транспортной сети  с целью обеспечения соответствия  требованиям процедур контроля  и надзора;

     - снижение издержек и себестоимости  услуг связи, обеспечение "запаса" по рентабельности и т.п. 
 

     Анализ современного развития отрасли связи, проведенный ассоциациями и союзами операторов, в том числе Национальным Союзом организаций и операторов связи, показывает, что в настоящее время для создания благоприятных условий дальнейшего развития российской инфраструктуры связи, обеспечения качественного оказания широкого спектра услуг связи, необходимо внесение кардинальных изменений в действующее законодательство в области связи.

     В первую очередь это касается федерального закона "О связи". Так, назрела  необходимость совершенствования системы регистрации сетей связи. В связи с этим целесообразно в законе "О связи" отразить возможность заявительного порядка регистрации сетей связи, а также сокращения объема документов, представляемых для регистрации сетей, упрощения порядка регистрации и ввода в эксплуатацию сетей связи.

     Требует уточнения терминология закона "О  связи", трактующая вопросы присоединения  сетей электросвязи и их взаимодействия.

     Необходимо  решать вопрос сокращения сроков оформления разрешений на использование радиочастот (радиочастотных каналов), упростить порядок взаимодействия операторов с радиочастотными органами, а также процедур выдачи радиочастот. Следует упростить либо отказаться от переоформления частотных разрешений в случае реорганизации компаний.

     Проблемными являются вопросы, касающиеся переоформления лицензий, в том числе в случае реорганизации юридического лица и  при изменений реквизитов и т.д.

В "Положении  о порядке рассмотрения материалов, проведения экспертизы и принятия решения  о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств в пределах выделенных полос радиочастот" необходимо уточнить процедуры назначения (присвоения) радиочастот, обеспечить сокращение сроков проведения экспертиз и принятия решений о выделении номиналов радиочастот.

     В "Правилах присоединения сетей  электросвязи и их взаимодействия" следовало бы устранить имеющиеся  в документе неточности в классификации  сетей, услуг присоединения и  пропуска трафика, уточнить процедуры  заключения соответствующих договоров.

     Целесообразно в "Правилах распределения и использования  ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации" учесть проблемы, выявившиеся в практике правоприменения, в том числе по перечню документов, представляемых при получении нумерации, процедуре переоформления ресурса нумерации при изменении номера лицензии, по уточнению кодов DEF, более четкому описанию критериев задействования нумерации, с указанием сетей, на которые распространяются данные критерии и др.

     Внесение изменений необходимы и в другие нормативные акты.

     Предполагается, что указанные и другие проблемы отраслевого законодательства будут  обсуждаться рабочей группой  под руководством замминистра связи  и массовых коммуникаций Н.С. Мардера. Координацию работы группы будет осуществлять Ассоциация документальной электросвязи. Национальный Союз организаций и операторов связи примет участие в обсуждениях.

     Анализ  показывает, что проблемы отрасли  во многом определяются недостатками российского законодательство в  сфере связи. Его состояние не отвечает уровню экономического развития страны и по своим качественным параметрам оно не соответствует необходимым требованиям на современном этапе развития общества. Основные претензии к законодательству в сфере связи заключаются в следующем.

     Законодательство  в области связи не содержит корректных определений и терминов, нет системных  конкретных требований к отдельным  документам, их содержанию и показателям. Это дает основание правоприменителям, контролирующим органам по разному  понимать приводимые формулировки и значения, выдвигать надуманные и необоснованные требования по рассматриваемым вопросам.

     Значительная  часть терминологии имеет технико-технологический  характер, что затрудняет и искажает правоприменительную практику, порождает внутренние и внешние противоречия. Недостаточный объем в законе правового регулирования нередко восполняется полномочиями органов государственного надзора.

     Анализ  статей ФЗ "О связи" дают основания  предположить, что в нем присутствует фактор юридико-лигвинистической коррупциогенности. В этой связи требуется постоянная независимая экспертиза нормативных правовых документов.

     В то же время в отрасли не организована системная работа по экспертизе проектов нормативных правовых документов и  законодательных инициатив, что отрицательно сказывается на качестве указанных актов.

     Многочисленные  административные процедуры и их запутанность усиливают давление на субъекты хозяйственной деятельности без представления гарантий обеспечения  публичного интереса. Полномочия надзорных и законодательного федерального исполнительного органа приобретает совместный характер деятельности и законодательство входит в противоречие с конституционным принципом разделения власти. Законодательство в области связи не предусматривает никаких процедур саморегулирования в отрасли, возлагая все соответствующие полномочия на государственные исполнительные органы, что усиливает псевдогражданский характер отношений в сфере связи.

     В составе законодательства в области  телекоммуникаций практически отсутствуют нормы, позволяющие эффективно обеспечить добросовестную конкуренцию на рынке услуг связи и недискриминационный доступ к ограниченным инфраструктурным ресурсам.

     В современных условиях рыночной экономики, новых форм собственности и общественного  производства, значительного спроса и конкуренции на присвоение частотных ресурсов, решения социально-экономических задач в масштабе всей страны очевидна необходимость совершенствования структуры органов регулирования использования РЧС, в частности, повышения роли и статуса Государственной комиссии по радиочастотам, создание единой структуры органов управления радиочастотным спектром с исключением дублирования функций регулирующих органов, обеспечение возможности более эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной связи в области связи с бизнес-сообществом при решении вопросов использования радиочастотного спектра в интересах развития российской инфраструктуры связи;

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики