Бюджет прожиточного минимума Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:32, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является приобретение навыков научно – исследовательской работы в рассмотрении бюджета прожиточного минимума и методики его расчета в Республике Беларусь.

В задачи курсовой работы входят:

-Рассмотрение понятия бюджета прожиточного минимума;

-Изучение методики его расчета;

-Выявление основных направлений, совершенствования бюджета прожиточного минимума в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Бюджет прожиточного минимума в странах с рыночной экономикой………………………………………………………………...5
Бюджет прожиточного минимума и методика его расчета в условиях РБ………………………………………………………………………….13
Основные направления совершенствования бюджета прожиточного минимума в РБ……………………………………………………………38
Заключение…………………………………………………………………...46
Список использованных источников……………………………………….48
Приложение.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая БПМ.doc

— 250.00 Кб (Скачать документ)

     Сумма номинального дохода после вычета налогов составляет располагаемый доход.

     Реальный  доход представляет собой то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на располагаемый доход, т. е. это располагаемый доход с учетом инфляции. [3] 

                              (1) 

     Схематично  эти формы доходов представлены на рисунке 1. 

            Номинальный             Располагаемый             Реальный       
            доход                    доход                    доход       
     Общее количество денег, полученных за определенный период      Номинальный доход за минусом налогов и других обязательных платежей      Товары  и услуги, купленные на сумму располагаемого дохода
            "Начислен        ые"

     доходы

                   "Чистые" доходы                    "Отоварнные"

     доходы

      
        
      
        
      
        
      
      
 
 

    Неравенство доходов существенно увеличилось  в последнее десятилетие, августовский кризис придал этому процессу дополнительный импульс. 

    Статистические  данные указывают на то, что уже  более 40% населения имеет доходы ниже уровня прожиточного минимума.

    Принимаемые государством (правительством) меры по стабилизации положения не приносят должного результата.

    Для выживания населения нашей страны необходимы кардинальные меры в области:

  • стимулирования промышленного производства;
  • наведения порядка в сборе налогов;
  • экспорта капитала за границу
  • социальных программ для беднейшего населения.

     Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать  благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.

Согласно  Конституции, Республика Беларусь является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Обязательства социального государства базируются на положениях Всеобщей декларации прав человека и других документов ООН, признающих человека основным субъектом развития, главным участником и бенефициаром. Концепция устойчивого развития к важнейшим составным частям национального капитала относит образование, науку, культуру. Приоритетное их развитие считается определяющим для экономического роста. Республика Беларусь пока не подписала Европейскую социальную хартию, которая гарантирует гражданам государств, входящих в Совет Европы, социальную стабильность, защиту прав, касающихся трудоустройства, здравоохранения, условий труда. Однако Межпарламентская ассамблея стран СНГ одобрила Хартию социальных прав граждан.

О динамике уровня жизни — важнейшего показателя развития общества — можно судить в первую очередь по производству и потреблению материальных благ, средней продолжительности жизни  и времени труда.

Тенденция снижения уровня жизни населения, проявившаяся в ходе экономических преобразований, становится одной из главных проблем обеспечения социальной и экономической стабильности в республике. В настоящее время это особенно актуально, так как почти 70% населения находится в состоянии бедности или приближается к ней. Резкое снижение ВВП и количество бедных увеличилось более чем в 20 раз, причем доходы на уровне или ниже черты бедности имеют не только одинокие пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, но и часть трудоспособного населения. Основная причина бедности обусловлена ограниченной возможностью трудоспособного населения в получении дохода, обеспечивающего удовлетворение основных потребностей.

Социальная  политика на период выхода экономики  из кризиса ставит своей целью  стабилизацию уровня жизни и повышение трудовой мотивации населения, создание предпосылок для последующего роста благосостояния народа Республики Беларусь. На заседании Президиума Совета Министров была одобрена Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. В документе изложены модель социально-экономического развития нашей страны, которая определена как социально ориентированная рыночная экономика (последнюю не следует путать с рыночным социализмом), и механизмы осуществления стратегии устойчивого развития. Приоритетным направлением социальной политики в 2005–2010 гг. должен стать переход от социальной поддержки малообеспеченных слоев и групп населения к повышению жизненного уровня всего населения республики. Программа содержит:

-по литику доходов населения, которая направлена на создание условий, позволяющих активной части населения зарабатывать необходимые средства. Она предусматривает повышение значения заработной платы в составе доходов населения; восстановление роли минимальной заработной платы как важнейшего социального норматива (ее уровень не должен опускаться ниже 35-40% от средней заработной платы); рост реальных доходов населения на 4-6% в год; доведение доли заработной платы в составе валового национального продукта до 36-40% и др.;

- по литику доходов населения, которая направлена на создание условий, позволяющих активной части населения зарабатывать необходимые средства. Она предусматривает повышение значения заработной платы в составе доходов населения; восстановление роли минимальной заработной платы как важнейшего социального норматива (ее уровень не должен опускаться ниже 35-40% от средней заработной платы); рост реальных доходов населения на 4-6% в год; доведение доли заработной платы в составе валового национального продукта до 36-40% и др.;

-обеспечение занятости населения. Реформирование народного хозяйства, структурная перестройка экономики обуславливают необходимость перераспределения рабочей силы. Высвобождению работников будут предшествовать разработка и реализация мер, обеспечивающих жизнеспособность производств; создание новых рабочих мест; развитие предпринимательства; организация общественных работ и др. Дальнейшее развитие получит система здравоохранения и образования.

В условиях распространения бедности, ухудшения  состояния здоровья населения необходимо оказывать поддержку семье — важнейшей ячейке общества, выполняющей воспроизводственные, экономические, воспитательные функции:    

-не  допускать сокращения государственных  расходов на пособия семьям  ниже 2,5–3,5% от ВВП;

- поддерживать  определенный уровень пособий семьям с детьми, чтобы сохранить их значимость (уровень пособия на ребенка не должен быть ниже 10–15% средней заработной платы, чтобы обеспечить минимальные расходы на питание ребенка и предметы первой необходимости);

- восстановить прежнюю посещаемость детских дошкольных учреждений и постепенное повышение качества обслуживания в них за умеренную плату;

- сохранить  доступность услуг здравоохранения  высокого качества, что окажет  положительное влияние прежде  всего на бедных, которые имеют доступ только к государственному здравоохранению;

- сохранить  доступность к системе образования,  поскольку его влияние на уровень  бедности состоит в том, что  люди с более высоким образовательным  уровнем, быстрее приспосабливаясь  к изменениям на рынке труда, способны обеспечить себе достойный уровень доходов.

Осуществляемый  в этих целях мониторинг социально-экономического положения основан на изучении данных уровня жизни разных типов семей  с учетом трудоспособности, образования, профессии и т.д., так как важно оказание именно адресной помощи.

     Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать  благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной  жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.

 Стоит ли говорить, что зарубежные нормативы уровня жизни от нашего отличаются в разы. Причем, если обратить внимание, то можно заметить, что в развитых странах еда в стоимостном отношении занимает меньше половины всей потребительской корзины. Например, в США (как и во многих других странах) на первой строке обязательных расходов – плата за жилье и коммунальные услуги, которая составляет 42% от стоимости всей корзины. На еду тем временем полагается лишь 18%. нам же, при скудном пайке, приходится довольствоваться еще меньшим набором товаров, услуг и развлечений.

     Наша  законодательно утверждаемая потребительская  корзина вообще не имеет ничего общего с западной. Она разная по составу, выражается в конкретной сумме и служит основой для определения МРОТ и пособий. Наполнение французской или английской потребительских корзин считается не в абсолютных, а в относительных показателях, то есть является индексом. А затем на основе изменения индекса потребительских цен автоматически корректируется минимальная заработная плата.

     Что случится с нашей великой страной, если будет расширена потребительская  корзина и повышена минимальная  заработная плата? Бюджетный коллапс? Вряд ли. Зато вполне возможно, что произойдет просто перераспределение национального богатства, выровняется уровень жизни, возрастет внутренний, платежеспособный спрос, что будет способствовать созданию новых рабочих мест. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

     Методическими рекомендациями по расчету прожиточного минимума он трактуется более расширенно, как показатель объема и структуры  потребления на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального развития детей и подростков.

     Прожиточный минимум используется для обоснования  минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости и для установления минимального размера пособия по безработице и стипендии на период  профессиональной подготовки граждан по направлению службы занятости.

     Структура прожиточного минимума определяет статьи расхода бюджета прожиточного минимума (расходы на питание, непродовольственные товары, услуги, налоги и другие платежи) по социально-демографическим группам.

     При дифференциации  прожиточного минимума по социально-демографическим уровням  выделяются: трудоспособное население, пенсионеры, дети до 6 лет и от 7 до 15 , а также определяется структура бюджета на душу населения . Различают бюджет прожиточного минимума (БПМ) и минимальный потребительский бюджет (МПБ) .

     Бюджет  прожиточного минимума служит основой  для расчета прожиточного минимума, обеспечивающего низкий жизненный стандарт потребления товаров и услуг.

Минимальный потребительский  бюджет  представляет собой прожиточный  минимум более высокого стандарта. Его величина больше бюджета прожиточного минимума в среднем на 30%.  Минимальный потребительский бюджет используется для получения одноразовых безвозмездных пособий и льготных кредитов на строительство жилья, бесплатного питания на детей, первого рожденного ребенка, для аналитических расчетов соотношения заработной платы с минимальным потребительским бюджетом, прогнозирования уровня оплаты труда.

    Для Белоруссии в настоящее время  характерно значительное неравенство  в распределении доходов.

    Неравенство доходов существенно увеличилось  в последнее десятилетие, августовский кризис придал этому процессу дополнительный импульс. 

    Статистические  данные указывают на то, что уже  более 60% населения имеет доходы ниже уровня прожиточного минимума.

    Принимаемые государством (правительством) меры по стабилизации положения не приносят должного результата.

Информация о работе Бюджет прожиточного минимума Республики Беларусь