Бюджет прожиточного минимума Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:32, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является приобретение навыков научно – исследовательской работы в рассмотрении бюджета прожиточного минимума и методики его расчета в Республике Беларусь.

В задачи курсовой работы входят:

-Рассмотрение понятия бюджета прожиточного минимума;

-Изучение методики его расчета;

-Выявление основных направлений, совершенствования бюджета прожиточного минимума в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Бюджет прожиточного минимума в странах с рыночной экономикой………………………………………………………………...5
Бюджет прожиточного минимума и методика его расчета в условиях РБ………………………………………………………………………….13
Основные направления совершенствования бюджета прожиточного минимума в РБ……………………………………………………………38
Заключение…………………………………………………………………...46
Список использованных источников……………………………………….48
Приложение.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая БПМ.doc

— 250.00 Кб (Скачать документ)

     В РБ в основе официальной методики измерения бедности лежит концепция  абсолютной бедности, которая реализуется  через построение минимальных потребительских бюджетов для различных социально-демографических групп населения с учетом их минимальных потребностей и круга товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности.

     В белорусском законодательстве нет  понятия «бедность», есть лишь термин «малообеспеченность». Ее черта — это бюджет прожиточного минимума. Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», принятого 6 января 1999 года, граждане (семьи), имеющие среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума, признаются малообеспеченными.  Формирование прожиточного минимума осуществляется с использованием нормативного и статистического методов.

       По данным статистики, в 2001 году 28 % жителей Беларуси жили за  чертой бедности. Сейчас официальные источники утверждают, что этот показатель снизился до 18 %, то есть за чертой бедности живет каждый шестой белорус. [4]

     В то же время в Беларуси, как и  во многих других странах Восточной  Европы и бывшего СССР, встречаются  некоторые уникальные явления. К примеру, это так называемые «работающие бедные» — люди, которые имеют работу, но не могут прокормить свою семью. Кроме того, в развитых странах образованный человек — практически синоним человеку состоятельному. В Беларуси даже высшее образование не может стать гарантией того, что человек не окажется за чертой бедности, отмечают специалисты.

     По  оценкам Продовольственной и  сельскохозяйственной организации  Объединенных Наций (ФАО), ежедневно  нищета и голод уносят 25 тыс. человеческих жизней. Более 60% голодающих - женщины, 25% - дети (каждые 5 секунд от голода умирает ребенок). Число хронически недоедающих людей увеличивается в среднем на 4 млн. в год. [4]

     Бедность  в Республике Беларусь носит в  основном временный характер. Распределение  населения по периодам их пребывания за чертой бедности характеризуется следующим: 61,5% населения республики никогда не пребывает в бедности; 7,7%  населения бедны все 12 месяцев. Для остальных бедность – временное явление, длящееся менее года. [4]

     Необходимо  отметить, что методика измерения бедности в Республике Беларусь нуждается в дальнейшем ее совершенствовании. В настоящий момент важно организовать мониторинг бедности не только с точки зрения дохода или потребностей, но и с точки зрения возможностей развития человеческого потенциала, к которым относятся:

     - здоровье и продолжительность  жизни;

     - уровень образования;

     - возможность участвовать в общественной  жизни, иметь достаточный уровень  дохода для удовлетворения других  социально-культурных потребностей.

     Согласно  программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006  –  2010 годы, разработанной в соответствии с Законом Республики Беларусь ”О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь“, главной целью социально-экономического развития республики на рассматриваемый период является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.

     Для ее достижения необходимо обеспечить:

     - рост реальных денежных доходов  населения, в том числе заработной  платы, пенсий, стипендий, пособий  и других социальных выплат;

     - работу органов государственного  управления в интересах человека  в целях удовлетворения его  потребностей;

     - благоприятные условия для интеллектуального,  творческого, трудового, профессионального   и физического совершенствования  человека;

     - опережающее развитие сферы услуг,  и прежде всего образования,  здравоохранения, культуры –  основы совершенствования человеческого капитала;

     - внедрение повышенной системы  социальных стандартов во всех  сферах жизни общества;

     - осуществление мер по улучшению  демографической ситуации в стране;

     - расширение взаимовыгодных экономических  связей со странами ближнего  и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;

     - национальную безопасность страны. [8]

     Таким образом, разрешение такой острой социальной проблемы как бедность есть одним  из направлений деятельности государства  и связано с поддержкой на  уровне  хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе  лучшую  жизнь,  а также сокращением числа лиц, живущих  за  чертой бедности. В противном случае рост численности  бедняков  чреват  социальными взрывами  и  нестабильностью  в  жизни  общества.   Сокращение   численности бедняков — одна из основных задач социальной политики государства в  странах рыночной экономики. Изменение экономической политики в состоянии существенно повлиять на ситуацию с бедностью.

     Исследование  уровня жизни, бедности, имущественной и социальной дифференциации населения актуализирует вопросы социальной защиты населения.

     Уровень жизни зависит, во-первых, от фактического потребления материальных, духовных благ, во-вторых, от развития потребностей. Его определяют множество факторов. К ним относятся обеспеченность работой, доход в расчете на семью и на одного человека, доступность услуг образования, здравоохранения, культуры, гарантия нормальной жизнедеятельности в перспективе и др.

       Для оценки уровня жизни применяют ряд показателей:

     - потребление основных продуктов  на душу населения (семью);

     - потребительская корзина; 

     - потребительский бюджет;

     - прожиточный минимум.

     Частными  показателями уровня жизни являются: уровень и динамика заработной платы  и трудовых доходов; динамика доходов от различных финансовых активов, включая дивиденды, проценты по вкладам и т. д.; уровень налогов; индекс розничных цен на потребительские товары и услуги; индекс стоимости жизни (бюджетный индекс); удельный вес фонда потребления в национальном доходе; уровень, динамика и структура потребительских расходов населения; уровень занятости; продолжительность рабочей недели; доля механизированного и автоматизированного труда в общих трудовых затратах; расходы государства на образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и социальное страхование.

     Система показателей уровня жизни, рекомендованная  ООН, включает широкий круг характеристик условий жизни. Выделяют 12 групп показателей:

  1. рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения;
  2. санитарно-гигиенические условия жизни;
  3. потребление продовольственных товаров;
  4. жилищные условия;
  5. образование и культура;
  6. условия труда и занятость;
  7. доходы и расходы населения;
  8. стоимость жизни и потребительские цены;
  9. транспортные средства;
  10. организация отдыха;
  11. социальное обеспечение;
  12. свобода человека.

     Программы поддержания уровня доходов и  уровня жизни дифференцированы. Они нацелены на обеспечение роста доходов тех, кто способен зарабатывать и защиту нетрудоспособных и социально незащищенных. Уровень благосостояния населения определяется соотношением номинального, реального доходов и степенью неравенства доходов.

     В белорусском законодательстве нет  понятия «бедность», есть лишь термин «малообеспеченность». Ее черта —  это бюджет прожиточного минимума. Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», принятого 6 января 1999 года, граждане (семьи), имеющие среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума, признаются малообеспеченными. Бедность в Республике Беларусь носит в основном временный характер.

     Необходимо отметить, что методика измерения бедности в Республике Беларусь нуждается в дальнейшем ее совершенствовании. С этой целью была разработана и в настоящее время выполняется программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Основные направления совершенствования бюджета прожиточного минимума в РБ.

     Как показывают результаты экспертизы, практика формирования проектов потребительской  корзины в Республике Беларусь выявила ряд вопросов, требующих решения в ближайшей перспективе. Работа по совершенствованию потребительской корзины в целом по нашей стране, в частности, должна предусматривать:

     1. уточнение наборов продуктов  питания потребительской корзины  на основе корректировки отдельных  позиций минимального набора при неизменности его химического состава и энергетической ценности для основных групп населения. Опыт подготовки потребительских корзин выявил необходимость проведения научных исследований по уточнению периода года с учетом факторов, влияющих на потребление продуктов питания;

     2. разработку вопросов формирования  наборов непродовольственных товаров  для детей различных возрастных  категорий, учитывая дифференциацию  гардероба детей в зависимости  от пола, особенно в старшей  детской возрастной группе. Требует расширения в минимальных наборах непродовольственных товаров ассортимент теплого белья ;

     3. уточнение действующего порядка  расчета минимального набора  непродовольственных товаров общесемейного пользования в целом по Республике;

     4. определение порядка расчета нормативов пользования транспортом для пенсионеров и детей в условиях отмены льгот и развития коммерческих видов транспорта.

     Разработка  вопросов совершенствования потребительской  корзины и методических рекомендаций по ее определению в целом предполагает проведение комплекса исследовательских работ по следующим направлениям:

     - совершенствование методологического  подхода и порядка формирования  минимального набора продуктов  питания на основе обследований  фактического объема потребления  в малоимущих семьях с учетом объективных различий в потреблении, определяемых природно-климатическими условиями и национальными традициями;

     - проведение обследований с целью  уточнения порядка формирования  минимального набора непродовольственных  товаров для основных социально-демографических групп населения на основе изучения уровня обеспеченности, минимальной обновляемости непродовольственными товарами малоимущих семей;

     - изучение вопросов формирования  минимального набора услуг с  увязкой с основными направлениями реформирования системы социальной защиты населения. Проведение исследований, связанных с формированием объема транспортных услуг, обусловленных расширением платности транспортных услуг для пенсионеров.

     Характерный пример прямого действия прожиточного минимума - пособие по безработице, пенсии. Также, согласно Трудовому кодексу  "минимальный размер оплаты труда... не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека".

     Сейчас  первая, наиглавнейшая задача - поднять  минимальную заработную плату и размер пенсий хотя бы на уровень существующей потребительской корзины, и за это еще придется побороться. По крайней мере, в регионах...

    Для РБ в настоящее время характерно значительное неравенство в распределении доходов.

     Для оценки уровня доходов используются показатели номинального, располагаемого и реального доходов.

     Номинальный доход — это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен. В Республике Беларусь номинальные доходы состоят из заработной платы, пособий и выплат, стипендий, пенсий, поступлений от продажи сельскохозяйственной продукции, из финансовой системы и пр.

Информация о работе Бюджет прожиточного минимума Республики Беларусь