Антимонопольное законодательство: процесс развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:50, курсовая работа

Описание

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на четырех основных элементах: цене, спросе, предложении и конкуренции.
Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.
Монополия является понятием, прямо противоположным понятию идеальной конкуренции. Монополия - это ситуация на рынке, которая характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом.
Следовательно, главным признаком монополии является занятие монопольного положения. Монопольное положение определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО РЫНКА 5
1.1. Эволюция экономических теорий и подходов к формам конкуренции 5
1.2. Понятие монополии, её виды и причины возникновения 13
2. ОБЩИЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МОНОПОЛИИ 19
2.1. Развитие монополизма в России 19
2.2. Антимонопольная политика, её функции 23
2.3. Проблемы реформирования структуры монополий 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30

Работа состоит из  1 файл

Антимонополии.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

     Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Несовершенная конкуренция означает известную степень господства производителя над рынком. Крайним случаем является ситуация, которая характеризуется наличием единственного производителя и продавца (монополия) на рынке конкретного товара или единственного покупателя (монопсония).

     Кроме того, различают функциональную конкуренцию (касается определенного товара) и  видовую (по цене и качеству) [8].

     1.2 Понятие монополии, ее виды и причины

     ее  возникновения

 

     По  мнению экономистов, существуют 4 фактора, каждый из которых или их сочетания  приводят к тому, что фирма становится монополией. Рассмотрим каждый из этих факторов.

     1. Исключительный контроль  над важнейшими  вводимыми факторами производства.

     Французская корпорация «Перрье» продает минеральную  воду, разлитую в бутылки. Она тратит каждый год миллионы долларов на рекламу  уникальных свойств этой воды, утверждая, что вода добывается из минерального источника, возникшего в результате такого благоприятного сочетания геологических факторов, какое было отмечено единственный раз за всю историю этой местности.

     Исключительный  контроль над ключевыми вводимыми  факторами, например ресурсами, не гарантирует  постоянства монопольной власти.

     2. Экономия, обусловленная  ростом масштаба  производства.

     Когда кривая долгосрочных средних издержек (при данных фиксированных ценах  на ресурсы) представляет собой нисходящую кривую, то самый дешевый способ удовлетворить потребности в  продукции отрасли заключается в том, чтобы сконцентрировать производство данного продукта в рамках одной фирмы.

     3. Патенты. 

     В большинстве стран мира изобретения  защищены с помощью той или  иной патентной системы. Патент обычно представляет исключительное право  получения выгоды на всех стадиях использования данного изобретения.

     4. Государственные  лицензии или привилегии.

     На  многих рынках закон не разрешает  заниматься бизнесом никому, кроме  фирм, имеющих государственные лицензии.

     Монополия – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (то есть принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

     Монополия - наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. В условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия.

     Монополистическая несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце ХIХ - начале ХХ века в связи с образованием монополий. Монополистическая конкуренция пришла на смену свободной конкуренции. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, устанавливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. С помощью рекламы монополии влияют на формирование спроса, через каналы финансовых связей - на заказчика, на контрагентов.

     Термин  «монополия» в буквальном смысле слова означает единственного продавца товара. В современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначения различных разновидностей рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли. Монопольное положение фирмы может быть «естественным», когда она владеет редкими, уникальными невоспроизводимыми ресурсами, но может быть создано и искусственно, когда фирма сама путем организационных приемов образует монополию. До ХХ века монополии возникали в ограниченных сферах. Позднее процессы монополизации становятся закономерностью. Это связано с условиями производства, конкуренции, с усилением организующего начала. Формами монополизации могут быть картельные соглашения, синдицирование, слияния и поглощения, «джентльменские» соглашения и возникновение на этой основе различных видов монополистической конкуренции [13].

     Как видно на рисунке 1, всевластию монополиста  помогает уникальность или незаменимость  продукции монополиста. 

       

     Рис. 1. Основные черты монополии 

     Может ли житель Москвы или Владивостока добровольно отказаться от услуг  монопольного поставщика электроэнергии, чем-то, заменив услугу в домашнем хозяйстве? Способны ли угольные предприятия Кузбасса перевозить свою продукцию без помощи железной дороги? Отрицательный ответ на подобные вопросы очевиден, также как и то, что подобное положение позволяет монополисту диктовать свои условия с позиции силы.

     Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает [3].

     Анализируя  проблемы монополистической конкуренции, следует иметь в виду, что существует несколько видов конкуренции  в условиях монополии.

       

     Рис. 2. Виды монополистической конкуренции 

     Монопсония – тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть несовершенной конкуренции.

     Олигопсония – тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавцами [3].

     Олигополия – тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию.

     При олигополии могут иметь место  три вида рынков:

  • рыночная структура, в которой действуют одноотраслевые торгово-промышленные фирмы;
  • рыночная структура, в которой несколько крупных поставщиков, не связанных никакими соглашениями, конкурируют между собой;
  • рынок, на котором господствует группа корпораций типа «производственной пирамиды», в которой существует производственная взаимосвязь в виде подетальной специализации. Обычно термин «олигополия» используется при характеристике рынка, на котором функционируют крупнейшие диверсифицированные корпорации.

     Дуополия – тип рыночной структуры, при которой имеются только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. Дуополия – наиболее простой случай олигополии.

     Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) – тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого (объединенного) потребителя. Такой рынок возникает при использовании электроэнергии, водоснабжении и газоснабжении.

     Эти виды рынков можно представить в виде таблицы (см. табл.).

     В условиях монополистической формы  хозяйствования конкуренция носит  весьма сложный характер.

     Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией  о потребителях и потенциальных конкурентах.

     Во-вторых, с помощью рекламы монополия  оказывает существенное влияние  на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий  реклама является более доступной.

     Таблица

     Основные  виды рынков

Покупатели      Продавцы
Много Несколько Один
Много Полиполия (полная конкуренция) Олигополия (несколько  продавцов, много покупателей) Монополия (один продавец, много покупателей)
Несколько Олигопсония (олигопсония  спроса) Билатеральная олигополия (несколько продавцов  и покупателей) Ограниченная монополия (один продавец, несколько покупателей)
Один Монопсония (монопсония спроса) Ограниченная  монопсония (несколько продавцов, один покупатель) Билатеральная монопсония (один продавец и один покупатель)

     Источник: Чепурин М. Н. Курс по экономической теории : Учебное пособие / М. Н. Чепурин. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 423 с. 
 

     В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает  воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или  на компанию контрагентов.

     Эти моменты снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли [18]. 

 

      2. Общие  методы регулирования  монополии

     2.1 Развитие монополии в России

 

     Главная особенность монополизации российского  рынка состоит в том, что она  сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.

     Социалистическая  экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором  каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной  частью общегосударственной суперструктуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному - двум заводам.

     Причин  для такой концентрации выпуска  продукции было несколько.

     Большое значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба. Причем тяга к гигантизму была явно гипертрофированной, так как из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырье и транспорт вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов. Сырье для них нередко привозилось за тысячи километров, а готовая продукция развозилась по всему Союзу.

     Другая  причина была связана с удобством  централизованного управления крупными предприятиями. Когда все важнейшие  решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными плановыми органами, управляемость хозяйства тем выше, чем меньше производственных единиц. В самом деле, проконтролировать выпуск определенного вида продукции на одном заводе-гиганте много проще, чем решить ту же задачу, когда названное изделие выпускают две-три сотни мелких заводов.

     В итоге народное хозяйство страны в буквальном смысле напоминало единый организм. Подобно тому, как в  человеческом организме существуют специализированные органы обеспечения  жизнедеятельности всего организма (одни функции возложены на сердце, вторые - на печень, третьи - на желудок), так и в социалистическом хозяйстве одни заводы удовлетворяли потребность всей страны в одной, другие - в другой продукции.

Информация о работе Антимонопольное законодательство: процесс развития в России